В-Драгунсний
••ДВОУТ детства“
Тема урока: По В.Драгунскому <<Друг детства»
Цель урока:
Познакомить с рассказом В.Драгунского «Друг детства».
Раскрыть характер главного героя через осознание главной мысли рассказа.
Развивать критическое мышление.
Формировать исследовательские умения сравнивать, наблюдать, анализировать.
Оборудование: иллюстрация профессий рассказа, картинки детских игрушек, пословицы.
Ход урока:
1. Мотивация.
Психологический настрой на урок.
Я умею дружить. Я ценю дружбу. Дружба — бесценное богатство. У меня есть верный друг. Каждый день я чувствую поддержку друга.
2. <<Мозговая ата ка» Собери пословицы:
Крепкую дружбу |
земля без воды |
С хорошим другом горы свернешь |
человек друзьями |
Человек без друга |
лучше новых двух |
Дерево держится корнями |
топором не разрубишь |
Верному другу |
с плохим горя хлебнешь |
Старый друг |
цены нет |
З. Продолжи мысль
Друг это тот, кто.
Ребята, а у вас есть друзья?
- Скажите несколько слов о своём друге.
5. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы прочитаем интересный рассказ.
- Отгадайте фамшшю автора:
6. Что вы знаете об этом писателе?
7. Соотцение детей о г: исате.ле.
Рассказ называется «Друг детства».
Как вы Думаете, о чём мо.эюет быть эпют рассказ?
8. Усвоение содержания текста. Чтение текста по частям.
1 чпстк-
Когда мне . . . в случае чего. - Кто герой произвеДения?
- Сколько лет герою?
- О чём не знал Дениска в этом возра
- Как относится к окружающим людям, к их работе?
Кем хотелось стать?
Почему так часто менял он свои будущие профессии?
Словарная работа:
Астроном это
Капитан — это
Няцп-шкиик стпиииии
Художник— это
Путешественник— это
Боксёр - это
Объясншпь Фразеологизмы:
До смерти хотелось очень сильно, Разгорался аппетит — хотелось всё больше.
Приспичило — вдруг захотелось. Молотили друг друга —
II часть.
Я сказал папе... со смехом отказал. - Почему Дениска обиделся на папу?
л- В каком значении употребляется слово «груша»?
где будем искать значение этого слова?
Груша — дерево, плод.
Гоуша — боксёоская.
III часть.
И мама сразу . вышла в коридор.
- Что заметила мама?
- Каким был мишка?
Откуда появилась у Дениски эта игрушка?
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я гденибудь не поймаю одну - другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то!
А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную ”грушу” - такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
- Папа, купи мне трушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую трушу!
- А тебе зачем? - сказал папа.
Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?
- Сколько же стоит такая груша? - поинтересовался папа.
- Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей десять или пятьдесят.
- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал? И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком. Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо!
Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный - желтый стеклянный, а другой большой белый - из путовицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чемнибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
- Ты что, - сказала мама, она уже вернулась из коридора. - Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.