Интегрированный урок "Осенний клён"

Про матеріал

Рисование с натуры осенних листьев. (Интегрирование чтения и ИЗО.)

Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, познакомить с краткой биографией писателя и педагога В. А. Сухомлинского, развивать навык выразительного чтения.

Перегляд файлу

Тема. В. Сухомлинский  «Осенний клён»

Рисование с натуры осенних листьев. (Интегрирование чтения и ИЗО.)

Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства, развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев, воспитание любви к родной природе, умения восхищаться красотой осенней природы, русского леса, познакомить с краткой биографией писателя и педагога, развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: репродукция И.И Левитана «Золотая осень», образец педагогического рисунка, стихи на листочке, портрет В. Сухомлинского.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы продолжим разговор о красоте осени. Поможет в этом рассказ В. А. Сухомлинского  «Осенний клён»

2. Речевая разминка

Вспомните свои впечатления о солнечном дне осенью. Днем тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на Землю прощальные лучи. Поэт Ф.И. Тютчев так сказал об этом времени:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера....

  • Как вы понимаете слова: хрустальный, лучезарны?
  • Лучезарные – сверкающий, сияющий.

2. Вводная беседа

А) Работа по картине

Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Многие из вас восхищались красотой осенней природы. Не остались и равнодушными к этому празднику красок художники и писатели.

Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

 Какое настроение вызывает картина?

 Что вам особенно понравилось?

 Какие краски использовал художник? Как выглядит небо? Речка? Лес?

Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно назвать «энциклопедией русской осени», которую неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитанский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. На наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно – зеленой полосой озими – деревня.

Небо синее. Ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Перед вами речка, и кажется, что ее густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.

Перед вами расстилается земля, покрытая, уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Б) Чтение рассказов

Иван Сергеевич Соколов-Микитов в рассказе «Лес осенью» писал:

«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов осени. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы...

Хорошо в осеннем лесу».

3. Изучение рассказа В. А. Сухомлинского «Осенний клён»

А) Рассказ об авторе.

  Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) родился в Кировоградской области. С 17 лет преподавал в школе украинский язык и литературу. В 41-м добровольцем ушёл на фронт.  После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо… С 1948 года Сухомлинский директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал 22 года, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Сухомлинский высоко ценил роль сказки в личностном развитии ребёнка и был уверен, что в каждом ребёнке дремлет поэт, сказочник, надо только пробудить его. В его школе ребята 6-8 лет сочиняли сказки, 8-9 лет – поэтические миниатюры, 10-11 – миниатюры прозаические. В 12-14 – создавали сочинения на заданную тему, в 15-17 – сами выбирали темы для своего эссе… Более тысячи сказок написал сам Сухомлинский. Сочинённое школьниками собрано в нескольких десятках томов. Традиционным стал в школе Праздник сказки…

Б) Изучение рассказа

Мы познакомимся еще с одним его рассказом «Осенний клён»».

  • Прослушивание рассказа.
  • Какие чувства вы испытывали при чтении?
  • От чьего имени написан рассказ?
  • Как поэт рассказал о деревех? (Он говорит о них как о живых существах.)
  • Прочитайте рассказ. Приведите примеры, доказывающие это.
  • С каким настроением надо читать рассказ?
  • строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
  • Какая главная мысль рассказа?

В) Самостоятельное чтение

4. Физкультминутка.

Приседаем столько раз, сколько листиков у нас. Упражнения летающих листиков.

5. Рисование листа

А) Анализ листочков

Не только насекомых. Но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием.

Рассмотрим и сравним по форме листья клена .

  • На какую геометрическую форму похож лист? На какую форму похож лист клена?
  • Лист клена имеет сложному форму – форму пятиугольника. Будучи симметричными, листья в то же время, благодаря особенностям внутреннего строения, никогда не выражают полной симметрии. Это имеет большое значение для рисования, так как передача отклоненной от симметричности делает рисунок более убедительным. Не превращая его в декоративный элемент узора.
  • Когда мы рисуем с натуры листья, то как раз и не делаем их декоративными. Надо найти в каждом листочке проявления необычности, непохожести. Такими отклонениями могут быть изменения в общей форме листа, в расположении частей. В распределении жилок.
  • Что хорошо передать рисунок, надо понимать симметрию симметрия – это гармония, соразмерность, одинаковое или, по-другому, закономерное расположение точек в пространстве. При симметрии одна половина изображаемого предмета является как бы зеркальным отражением другой.
  • У каждого на столе лежит лист клёна
  • Обратите внимание на то, что, принимая среднюю жилку листьев как бы за ось симметрии, мы должны передать ее направление и характер изгиба.

Рисунок клена

  • Расположим лист горизонтально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину листа.
  • Теперь наметим остальные главные жилки. Все жилки как бы похожи на салют –выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение.
  • Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соединяете короны между собой.
  • Прорисовываем индивидуальные линии листа.
  • Б) Педагогический рисунок.

Строя на листе, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.

В) Самостоятельная работа.

6. Итог урока

  • С репродукцией какого художника вы сегодня познакомились?
  • Как называется картина?
  • Какое произведение мы изучали? Что вы запомнили о его авторе?
  • Показ листочков.

7. Домашнее задание.

D:\Users\Win\Pictures\3-класс\IMG_20171109_103821.jpg                             D:\Users\Win\Desktop\Интегрированный урок. Сухомлинский\IMG_20171109_104354.jpg

docx
До підручника
Образотворче мистецтво 3 клас (Калініченко О. В., Сергієнко В. В.)
Додано
3 червня 2018
Переглядів
1159
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку