Конспект уроку з хімії у 9 класі з російською мовою навчання на тему "Спирти;молекулярні і структурні формули, фізичні властивості".

Про матеріал
Конспект уроку з хімії у 9 класі з російською мовою навчання. Цели урока: 1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических свойствах. 2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, дополнительный текст), выделять главное, анализировать, формулировать выводы. 3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: мультимедийное оборудование
Перегляд файлу

Тема урока: «Спирты. Молекулярные и структурные формулы, физические свойства.

Цели урока:

1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических свойствах.

2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, дополнительный текст), выделять главное, анализировать, формулировать выводы.

3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование

 


 

Ход урока:

I.Организационный момент

Подготовка учащихся к работе

Приветствие

II.Актуализация знаний

1.Что мы знаем об органических соединениях? Какие классы органических соединений мы уже рассмотрели?

2.А как еще по другому их называют?

3.Почему их называют углеводородам?

А теперь я предлагаю вам устно и быстро ответить по очереди на вопросы на слайде, для того чтобы определить ваши знания по изученным классам органических веществ.

 

«Сравнительная характеристика углеводородов»

1.Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.

2.Общая формула этого класса веществ CnH2n .

3.Вещества этого класса называют предельными УВ

4.В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.

5.Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.

6.Вещества этого класса называют непредельными УВ

7.Один из важнейших представителей этого класса – этилен.

8.Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.

9.Основным представителем этого класса является метан.

10.Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10

11.Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.

 

III.Объяснение нового материала.

  1. Общая характеристика

Мы разбирали органические соединения молекулы которых содержат только атомы С и Н. А еще какие химические элементы кроме атомов С и Н наиболее часто входят в состав молекул органических соединений? (ответы уч-ся)

Сегодня мы рассмотрим следующий класс органических соединений в состав которых входят атомы С, Н и О. Они относятся к кислородосодержащими органическими соединениями. Изучение кислородосодержащих соединений начинается с класса, название которого давайте определим, прочитав цитату Льва Николаевича Толстого: «Вино губит Телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».

О каком веществе идет речь? Какая тема нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся приходят к мысли, что тема урока «Спирты».)

- Откройте тетради и запишите тему урока.

Интересно вам узнать, что собой представляют спирты?

Что мы должны рассмотреть, чтобы иметь представление о спиртах? (ответы учащихся)

Сформулируем цели сегодняшнего урока по теме СПИРТЫ ( СЛАЙД  )

Для того чтобы сформулировать определение спиртов, что нам нужно знать? (СОСТАВ)

А как узнать из чего они состоят? (написать формулу спирта)

Написать формулу спирта несложно. Для этого нужно взять молекулярную формулу предельного УВ, отнять от этой формулы атом водорода, а на его место поставить гидроксильную группу ОН. (СЛАЙД   ). Мы получили формулу спирта, который называется метанол.

Посмотрите внимательно на названия этих двух веществ, и попробуйте объяснить мне как образуется название спирта.

Есть еще один способ образования названия спиртов – по названию УВ –радикала, входящего в состав спирта. Что такое УВ – радикал? И какой радикал входит в состав метанола?

А как он называется? (метил). И второе название этого спирта – метиловый спирт.

Давайте продолжим, и напишем формулу следующего представителя класса спиртов.

Учащийся у доски (написать общую формулу алканов, пишут формулы 5 алканов и спиртов с названиями).

Мы записали формулы первых 5 представителей гомологического ряда спиртов.

ЧТО такое ГР?

И если внимательно посмотреть на формулы спиртов, то нетрудно заметить, что каждый из них отличается от последующего или предыдущего именно на гомологическую разницу группу СН2.

ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ ФОРМУЛ СПИРТОВ МЫ использовали формулы, соответствующих предельных УВ. И ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ОБЩУЮ ФОРМУЛУ спиртов, можно также воспользоваться общей формулой предельных УВ. (выводят формулу спиртов)

Пользуясь общей формулой спиртов продолжите гомологический ряд спиртов.

В состав молекул спиртов может входить не одна, а несколько групп -ОН.

 КОЛИЧЕСТВО ГИДРОКСИЛЬНЫХ ГРУПП В МОЛЕКУЛЕ определяет атомность спирта. Если, в состав молекулы входит 1 группа ОН, такой спирт относиться к одноатомным спиртам, если есть одноатомные значит есть и ……( какие) т.е спирты, в молекулах которых будет содержаться 2,3 и более групп ОН и такие спирты объединяются в группу многоатомных спиртов.

Кто желает к доске написать формулу двухатомного спирта?

Для этого нужно снова написать формулу этана, только теперь структурную и также около каждого атома углерода заменить атом водорода на гидроксильную группу. Получили формулу двухатомного спирта, название которого этандиол (этиленгликоль). Также напиши структурную формулу пропана и … это формула трехатомного спирта пропантриол (глицерин).

Итак, мы с вами вывели ГР предельных одноатомных спиртов, и две формулы спиртов являющихся многоатомными, о которых вы должны иметь представление. назовите их.

Я думаю, что мы уже достаточно знаем, для того чтобы сформулировать определение спиртов.

СПИРТЫ ЭТО…

Спиртами называют органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько функциональных гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом.

Функциональная группа  - это группа атомов, которая определяет свойства данных веществ. Приводим примеры по таблице: виды функциональных групп. (карбоксильная, альдегидная группы…)

Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой спиртов

 

  1. Номенклатура спиртов. 

Более подробно изучим Предельные одноатомные спирты.

Общая формула: CnH2n+1 OH или R-OH

Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов: слайд

Название спирта = название алкана + ОЛ; например: метан + ол = метанол

 развернуть таблицу

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/img0.gif

Формула алкана

Формула спирта

IUPAC

Историческое название

CH4

CH3-OH

Метанол

древесный

C2H6

CH3CH2OH

Этанол

винный

C3H8

CH3CH2CH2OH

Пропанол

пропиловый

C4H10

CH3CH2CH2CH2OH

Бутанол

бутиловый

C5H12

CH3CH2CH2CH2CH2OH

Пентанол

амиловый

 

  1. Классификация спиртов.

Несколько видов классификаций спиртов: 

  • По характеру углеводородного радикала: 

 развернуть таблицу

Насыщенные спирты

Ненасыщенные спирты

Ароматические спирты

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2137.gif

метанол

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2138.gif

Аллиловый спирт

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2139.gif

Бензиловый спирт

 развернуть таблицу

  • По количеству гидроксильных групп: 

 

Одноатомные, двухатомные, трёхатомные … многоатомные спирты.

 развернуть таблицу

Одноатомные спирты

Двухатомные спирты

Трёхатомные спирты

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2140.gif

этанол

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2141.gif

этиленгликоль

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2142.gif

глицерин

 развернуть таблицу

  • По количеству атомов углерода в радикале: 

 развернуть таблицу

Низшие спирты (С1 –С 10)

Высшие спирты (С11 и выше)

 

 

 

 

  1. Изомерия спиртов

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/img1.gif

Нумерацию атомов углерода начинаем от гидроксильной группы (она главная!)

Изомерия углеродного скелета:           Изомерия положения группы –ОН

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2143.gif                                   https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2144.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/img2.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2145.gif  https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/Image2146.gif

 

 

 


 

 

 

  1.  Спирты в природе: 

Спирты имеют самое широкое распространение в природе, особенно в виде сложных эфиров, однако и в свободном состоянии их можно встретить достаточно часто.

Метиловый спирт в небольшом количестве содержится в некоторых растениях, например: борщевике (Heracleum).

Этиловый спирт — естественный продукт спиртового брожения органических продуктов, содержащих углеводы, часто образующийся в прокисших ягодах и фруктах без всякого участия человека. Кроме того, этанол является естественным метаболитом и содержится в тканях и крови животных и человека.

В эфирных маслах зеленых частей многих растений содержится “спирт листьев”, придающий им характерный запах.

Фенилэтиловый спирт — душистый компонент розового эфирного масла.

 

Очень широко представлены в растительном мире терпеновые спирты, многие из которых являются душистыми веществами.

Например:

Борнеол — в древесине борнеокамфорного дерева.

Ментол — содержится в эфирном масле мяты и герани.

Гераниол — содержится во многих эфирных цветочных маслах.

Линалоол — содержится во многих цветочных эфирных маслах.

Цитронеллол — содержится во многих эфирных маслах.

Фарнезол — содержится во многих эфирных цветочных маслах.

Терпинеол — содержится во многих эфирных маслах.

Бисаболол — входит в состав эфирного масла ромашки, тополя.

Санталол — входит в состав древесины сандалового дерева.

Фенхол — содержится в смоле хвойных деревьев и плодах фенхеля.

Нерол — содержится в эфирных маслах многих цветов.

В природе находятся разнообразные многоатомные или сахарные спирты, например:

Сорбит — содержится в ягодах вишни и рябины.

Маннит — содержится в морских водорослях, грибах

IV. Закрепление.

Задание 1: 

Некоторые предельные одноатомные спирты встречаются в эфирных маслах ромашки и герани, например, гексиловый, октиловый, нониловый спирты. Додециловый спирт (12 атомов углерода в молекуле) содержится в бананах. Составьте молекулярные и эмпирические формулы этих веществ.

Ответ: слайд

  • Гексиловыйспирт или гексанол -1 C6H13OH

CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2-OH или CH3-(CH2)4-CH2OH

  • Октиловый спирт или октанол -1 C8H17OH

CH3-CH2-CH2-CH2-CH2-CH2CH2CH2-OH или СH3-(CH2)6-CH2OH

  • Нониловый спирт или нонанол – 1 C9H19OH

CH3CH2CH2CH2CH2CH2CH2CH2CH2-OH или CH3-(CH2)7-CH2OH

  • Додециловый спирт или додеканол -1 C12H25OH

CH3(CH2)10CH2OH

Задание 2: слайд

Записать формулы изомеров углеродного скелета для вещества состава C5H11OH с названиями. 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631569/img3.gif

Даны только углеродные скелеты молекул, атомы водорода надо дописать.

Ответы: А. пентан-1-ол; Б. 3-метилбутан-1-ол; В. 1-метилбутан-1-ол:

Г. 2-метилбутан-1-ол; Д. 2,2- диметилпропан-1-ол Е. 1,1-диметилпропан-1-ол.

V. Домашнее задание 

Читать § 26,отвечть на вопросы после параграфа

  1. Записать изомеры положения функциональной группы для вещества состава C5H11OH и назвать их.
  2. Подготовить сообщения (по желанию) об истории открытия спиртов и их изучении человеком. Форма оформления любая (текст, презентация, видеофильм…)

 

docx
Додав(-ла)
Деркач Надія
Пов’язані теми
Хімія, 9 клас, Розробки уроків
Додано
10 березня 2020
Переглядів
659
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку