Конспект уроку з літератури для 6 класу на тему: "Джек Лондон "Любовь к жизни". Сильный характер в экстремальной ситуации"

Про матеріал
Розробка уроку з інтегрованого курсу "Література (російська та зарубіжна)" для 6 класу з використанням технології розвитку критичного мислення. Основна мета - показати використання методик зворотнього зв'язку на різних етапах уроку. Також додається презентація до уроку та фрагмент фільму, які були використані під час уроку.
Зміст архіву
Перегляд файлу

Тема: Джек Лондон «Любовь к жизни». Сильный характер в экстремальной ситуации

Цель: 1) углубить знания учащихся о творчестве Джека Лондона, помочь понять содержание текста;

2) развивать навыки анализа художественного текста, умения высказывать собственную точку зрения, делать выводы;

3) воспитывать жизнелюбие, уважение к целеустремлённым людям, сострадание, уверенность в своих силах.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: картинки, презентация, листы контроля, карточки.

Ход урока

Насколько человек побеждает страх,

настолько он человек.

Томас Карлейль

   Пока человек жив, он никогда не должен

         терять надежды.

Сенека

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте все, кто с нетерпением ждёт каникул, здравствуйте те, кто сегодня в хорошем настроении, здравствуйте те, кто хочет узнать на уроке что-нибудь новое и кто будет хорошо и активно работать на уроке.

А теперь протянем правую ручку и достанем удачу, протянем левую – и достанем успех. Они нам сегодня на уроке пригодятся.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

«Шкала времени». С помощью ключевых слов вспомните, что мы узнали о писателе на прошлом уроке и разместите карточки в хронологическом порядке.

Карточки: Сан-Франциско (1876), Джон Чейни (1876), фабрика (1890), золотая лихорадка (1897), устричный пират (1891), «Софи Сазерленд» (1893), «Тайфун у берегов Японии» (1893), «Сын волка» (1900), 50 тысяч долларов (1909), ранчо (1905), Глен-Эллен (1916)

 

Рефлексия. С помощью одного слова (прилагательного или существительного) дайте характеристику писателю. Каким он был? (оптимист, авантюрист, любил жизнь, сильный)

 

 Слово сильный мне тоже понравилось. Я включила его в тему урока.

«Облако слов» (на доске и перед детьми на столах). Найдите слова, спрятавшиеся в этом облаке. Сформулируйте тему урока.

C:\Users\Asus\Downloads\Word Art.png

 

Тема: Сильный характер в экстремальной ситуации. Запишите тему урока в тетрадь.

Обратите внимание на эпиграфы, которые написаны на доске. Выберите один, тот, который вам понравился, и тоже запишите в тетрадь.

 

Просмотр трейлера к фильму «Любовь к жизни»

 

- Что мы с вами увидели?

- Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно обратить внимание, чтобы раскрыть её? (Сильный человек, экстремальная ситуация, поступки героя, физическая сила и т.п.)

 

  1. Работа над темой урока.
  1. «Ассоциативный куст». Рассмотрим понятие «экстремальная ситуация». Давайте дадим определение этого понятия. С чем для вас ассоциируется это понятие? (опасность, испытание, неожиданность и т.п.) Запишите на листочках определения, приклейте на лист.

 

 Словарь даёт такое определение (на экране):

Экстремальная ситуация (от лат. extremus - «крайний») – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

 

Слабые стороны. Как вы думаете, какие слабые стороны характера человека могут проявиться в экстремальной ситуации? (трусость, нерешительность, неумение принять решение, физические ограничения)

 

Сильные стороны. А сильные стороны характера человека могут открыться, когда он попадает в экстремальную ситуацию? Какие? (изобретательность, терпение, умение найти выход, сила духа, выносливость)

 

Рефлексия. Как вы думаете, почему мы остановились на понятии «экстремальная ситуация»?

Сколько героев в рассказе?

Одинаково ли они ведут себя в сложившейся ситуации?

 

На экране – картина

C:\Users\Asus\Desktop\Районный семинар (моё)\Картинки\Без имени.png

 

  1. «Вхождение в картину».

- Что происходит на картине?

- Почему я так думаю?

- Где происходят события, изображённые в рассказе Джека Лондона?

- Совпадают ли ваши представления о природе Северо-Западной Канады с тем, что вы увидели на картине?

- Когда происходят события?

- Как вы думаете, что чувствует герой?

- Какие цвета преобладают в описании природы? 

- Как цвет передаёт настроение?

- Чтобы чувствовали вы, если бы оказались на его месте?

- Как вы думаете, а что же всё-таки помогает герою выжить? (стремление выжить, желание жить, любовь к жизни)

 

  1. «Система кластеров». 

Герою через многое пришлось пройти. Меняется ли он под воздействием сложившихся обстоятельств?

 «Работа по группам».

  1. Герой попадает в сложную ситуацию. В чём сложность его положения? Что пришлось пережить герою рассказа? (физическая боль, голод, предательство друга)
  2. Что победил герой? (страх – одиночества, что Билл его бросит, остаться без огня, что его растерзают дикие животные; волка, смерть)
  3. Что в результате он осознал? (жизнь важнее золота)
  4. Какие качества героя проявились в этой ситуации? (сила духа, выносливость, расчётливость, терпение)

 

Мы с вами рассмотрели поведение героя в экстремальной ситуации.

- А сколько героев в рассказе? Давайте сравним их.

 

  1. «Диаграмма Венна» (на парте перед детьми и на экране).

- Что общего у героев? (золотоискатели, возвращаются домой, оказались в экстремальной ситуации, голодные, устали, выбились из сил)

- Чем отличаются герои? Охарактеризуйте их поступки.

Герой надеется на встречу с Биллом. Почему? (даёт надежду)

Бросил мешочек с золотом.

Выжил.

Остался человеком.

 

Билл бросил товарища. Как вы думаете, почему?

До конца не бросил золото.

Всё, что осталось – обглоданные кости.

 

- Найдите и прочитайте отрывок «Последняя встреча героя с Биллом» (стр. 283)

 

- Как вы думаете, зачем мы сравнили двух героев? (Вернуться к теме)

- Какие стороны характера проявили герои? (сильные и слабые стороны).

- Какие чувства вызывают у вас герои?

 

  1. Обобщение изученного.
  1. Посмотрите на картинку.

- «6 почему?» (Работа в парах) Задайте друг другу по 3 вопроса, так чтобы каждый последующий вопрос вытекал из ответа вашего собеседника.

- Почему на картинке изображён волк? Потому что он шёл следом за человеком.

- Почему он шёл следом за человеком? Он был голоден.

- Почему сразу не напал на человека, если он был голоден? Он выжидал, когда человек ослабеет.

- Почему он выжидал, если человек был слаб и болен? Волк тоже был слаб и болен.

- Почему всё-таки вступили в схватку, если оба были слабы и больны? Оба хотели жить.

- Почему победил человек, если оба хотели жить? Человек оказался сильнее.

 

- Зачем Джек Лондон изобразил противостояние человека и волка? (поборол страх, выжидал, желание выжить, мобилизовал все силы, победил смерть)

- Как вы думаете, символом чего является волк? Что идёт следом за человеком в образе волка? (смерть)

- Подберите антоним к слову смерть. (жизнь)

- Как вы думаете, а что является символом жизни в рассказе? (корабль)

 

  1. «Толстые вопросы».

- Почему рассказ называется «Любовь к жизни»? Любовь к жизни помогает герою выжить.

- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? Он говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию.

 

  1. «Подбор афоризмов». Какой из афоризмов наиболее точно соответствует идее и настроению нашего урока?  
  1. Но никто не придумал, ей-богу,
    Ничего, что прекрасней, чем жизнь. (Расул Гамзатов)
  2. Самое дорогое у человека – это жизнь. (Н.А. Островский)
  3. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день. (А. Блок)
  4. Трудности порождают в человеке способности, необходимы для их преодоления. (У. Филлипс)

 

  1. Эпиграфы.

- Прочитайте ещё раз эпиграф, который вы выбрали?

- Каким образом эпиграф перекликается с содержанием рассказа Джека Лондона?

 

  1. Рефлексия.

- Что мы можем взять для себя из этой истории? Чему нас научила эта история?

 

Домашнее задание: составить и записать советы, которые герой мог бы дать человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации.

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Экстремальная ситуация (от лат. extremus - «крайний») – ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил. Трусость. Нерешительность. Неумение принять решение Физические ограничения. Изобретательность. Терпение. Умение найти выход. Сила духа. Выносливость

Номер слайду 4

Номер слайду 5

Номер слайду 6

Золотоискатели. Возвращаются домой. Оказались в экстремальной ситуации. Голодные. Устали. Выбились из сил. Оба хотят жить. Герой надеется на встречу с Биллом. Бросил мешочек с золотом. Выжил. Остался человеком. Билл бросил товарища. До конца не бросил золото. Всё, что осталось – обглоданные кости

Номер слайду 7

Смерть. Жизнь

Номер слайду 8

Но никто не придумал, ей-богу,Ничего, что прекрасней, чем жизнь. Расул Гамзатов. Самое дорогое у человека – это жизнь. Н. А. Островский. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день. А. Блок. Трудности порождают в человеке способности, необходимы для их преодоления. У. Филлипс

zip
Додав(-ла)
Глобенко Ірина
Додано
20 червня 2019
Переглядів
2301
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку