УРОК 30. ЗАМКНУТЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТОВ В УКРАИНЕ, ЭКСПОРТ И ИМПОРТ АВИАРАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ. ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, МЕЖДУНАРОДНОЕ КООПЕРИРОВАНИЕ. МЕСТО УКРАИНЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕПИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ.
Авиационный кластер Укроборонпрома - около 30 предприятий авиастроения и авиаремонта. Начата корпоратизация ключевых предприятий (ГП «Антонов» и ГП «Завод 410 ГА»). Государственное предприятие «Антонов» является производителем одних из самых больших самолетов в мире – Ан-124 Руслан и Ан-225 Мрия.
Государственное космическое агентство Украины образуют 8 производственных предприятий, 5 КБ и НИИ, 11 специализированных учреждений (в частности ГП «КБ«Южное», ГП«БО ПМЗ им. А. М. Макарова», ГП НИТИП, ГП«ГПИ», ГП"БУ «Киевприбор», ОАО «Хартрон», ГП завод «Арсенал» и др.), расположенные в Днепре, Харькове, Киеве, Львове и других городах. Характерен рост объемов производства и реализации продукции. Доля экспортируемой продукции составляет 65% (СИЛА, страны ЕС).
Автомобильная промышленность страны находится в кризисном состоянии. Причины: кризис 2008 года, торговая война с Россией - отмена транзита экспортной продукции к странам Кавказа и Средней Азии, ухудшение программы кредитования физических лиц, прекращение сбора известных марок автомобилей, схемы импорта авто с иностранной регистрацией.
Завод «Еврокар» остался единственным производителем легковых авто (авто марки Зкосиа, произведенные методом крупноузловой сборки, Закарпатье). ЗАЗ, «Богдан Моторс» и Кр. АЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на «Еврокар» упали до нескольких сотен авто в год за счет поддержки материнских компаний.
Производство автобусов также измеряется первыми сотнями. их выпускают «ЗАЗ», корпорация «Богдан», Черниговский автозавод корпорации «Эталон», «Часовоярский автобусы», «Черкасский автобус». Несколько сотен коммерческих автомобилей было произведено на «ЗАЗе» и заводе «Черкасский автобус». Положение в производстве автобусов и грузовых машин является чуть менее затруднительным из-за меньшей зависимости от конвейерного метода.
Отрасль украинского машиностроения для АПК находится в состоянии стагнации. Разработаны программы частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства, стимулирования обновления технического парка за счет совершенствования финансового лизинга, удешевление средне- и долгосрочных кредитов.
Комиссия при Минэкономразвития утвердила перечень сельскохозяйственной техники украинского производства, 20% стоимости которой компенсируется за счет средств государственного бюджета. В указанный перечень вошло 40 украинских производителей, в частности, ОАО «Харьковский тракторный завод», ГП «ПО Южный машиностроительный завод им. Макарова», ООО «НПП Белоцерков. МАЗ», ОАО «Бердянские жатки», ООО «Орихивсильмаш», ООО «Союз-объекты».
На современном этапе перспективы привлечения в глобальных цепях добавленной стоимости производства и реализации электронной продукции на этапах разработки (украинские стартапы покупают крупные мировые компании), производства (крупноузловая сборка) и уникальных технологий (монокристаллы).