Рекомендации для родителей "Родителям будущих первоклассника"

Про матеріал
Что можно сделать для того, чтобы ещё сегодня, до наступления учебного года, можно было довести состояние устной речи ребёнка до возрастной нормы?
Перегляд файлу

ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ   БУДУЩИХ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

 

I.   ВСТУПЛЕНИЕ.

 

        Устная  речь  человека  состоит  из  4 – х  компонентов:

   1.   Словарный  (  или  лексический  )  запас  слов.

   2.   Грамматический  строй  речи  (  т.е.  умение  правильно  строить  предложение  ).

   3.   Фонематический  слух.

   4.   Звукопроизношение.

 

       По  нормативам  развития  ребёнка  его  речь  к  5 годам  должна  соответствовать  речи  взрослого  человека  без  профессиональных  терминов.

 

       К  сожалению,  в  настоящее время   такое  развитие  речи  почти  не  встречается.  Это  происходит  потому,  что  дети  с  каждым  годом  всё меньше  общаются  со  сверстниками  и  взрослыми  с  помощью  речи,  а  всё  больше  проводят  времени  молча – возле  телевизоров,  видеомагнитофонов  и  компьютеров.

 

       Мало  того,  даже  если  они  общаются  с  помощью  слов,  это,  как  правило,  только  бытовые  тема.  Например,

--   что  ты  будешь  одевать?

--   какими  игрушками  играл  и  надо  ли  их  убирать?

--   что  ты  будешь  есть?

--   надо  ли  помогать  маме  и  как  это  сделать?

--   что  ели  в  детском  саду?

--   кто  тебя  там  обижал  и  как?

--   какие  были  занятия  и  что  ты  на  них  делал?

            Других  тем  для  общения  нет.

 

       Таким  образом  для  общения  ребёнку  нужен  крошечный  запас  слов  и  одинаковые,  повторяющиеся  изо  дня  в  день,  предложения.

 

       Итак,  к  моменту  поступления  в  школу  складывается  такая  ситуация,  когда  при  необходимости  говорить  на  какую – то  другую,  не  названную  выше  тему,  ребёнок  попадает  в  ситуацию,  когда  он  понимает  о  чём  надо  сказать,  но  ему  не  хватает  точных  слов  и  выражений,  чтобы  это  сделать  и  ему  приходится  заменять  их  приблизительными,  примитивными  словами.

 

       Прежде  всего  надо  перейти  на  такую  же  форму  общения  с  ребёнком,  как  с  любым  взрослым  человеком

 

       Что  же  можно  сделать  для  того,  чтобы  ещё  сегодня,  до  наступления  учебного  года,  можно  было  довести  состояние  устной  речи  ребёнка  до  возрастной  нормы?

 

II.   ОБОГАЩЕНИЕ  СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА

 

1.   РАБОТА  ПО  ЛЕКСИЧКСКИМ  ТЕМАМ.

 

       Прежде  всего  надо  уточнить  словарный  запас  вашего  ребёнка  и  систематизировать  его.

 

       С  этой  целю  не  надо  надеяться  на  то,  что  это  сделают  на  занятиях  в  детском  саду.  Нужно  пройтись  по  лексическим  темам  самостоятельно.  Это  такие  темы:

 

1.        ЧАСТИ   ТЕЛА

 

2.        ИГРУШКИ

 

3.        ОДЕЖДА

 

4.        ГОЛОВНЫЕ   УБОРЫ

 

5.        ОБУВЬ

 

6.        ПРОДУКТЫ    (  ПИЩА,   ЕДА  )

 

7.        ПОСУДА

 

8.        СЕМЬЯ

 

9.         ДОМ

 

10.       МЕБЕЛЬ

 

11.       ТУАЛЕТНЫЕ   ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

12.       ДОМАШНЯЯ    ТЕХНИКА 

 

13.       ШКОЛЬНЫЕ   ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

14.       ИНСТРУМЕНТЫ

 

15.       ОВОЩИ

 

16.       ФРУКТЫ

 

17.       ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    «ОВОЩИ»    И    «ФРУКТЫ»

 

18.       ДОМАШНИЕ   ПТИЦЫ

 

19.       ДЕТЁНЫШИ   ДОМАШНИХ   ПТИЦ

 

20.       ДОМАШНИЕ   ЖИВОТНЫЕ

 

21.       ДЕТЁНЫШИ   ДОМАШНИХ   ЖИВОТНЫХ

 

22.       ДИКИЕ   ЖИВОТНЫЕ

 

23.       ДЕТЁНЫШИ   ДИКИХ   ЖИВОТНЫХ

 

24.       ПТИЦЫ

 

25.       ЦВЕТЫ

 

26.       ДЕРЕВЬЯ

 

27.       НАСЕКОМЫЕ

 

28.       ТРАНСПОРТ

 

29.       ГОРОД

 

30.       ДЕРЕВНЯ

 

31.       СПОРТИВНЫЕ   ИГРЫ.

 

32.       СПОРТИВНЫЕ   ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

 

33.       МУЗЫКАЛЬНЫЕ   ИНСТРУМЕНТЫ

 

34.       РЫБЫ

 

35.       ГРИБЫ

 

36.       ПРИРОДНЫЕ   ЯВЛЕНИЯ

 

37.       ПРОФЕССИИ

 

       При  этом  необходимо:

 

А )   Словарь   существительных.

 

--   Уточнить  названия  предметов,  которые  относятся  к  каждой  из  этих  групп.

--   Знать  как  их  назвать  вместе.

 

Например:

 

--   Тема  «Продукты»

             Бывают          молочные

                                     мясные

                                     мучные

                                     и  другие

              в  зависимости  от  того,  из  чего  они  сделаны.

 

              --   Как  назвать  их  вместе?  (  Продукты,  еда,  пища  )

 

--   Тема  «Транспорт»

                               Бывает            воздушный

                                                       наземный

                                                       водный

                                                       подземный

                                     в  зависимости  от  тог,  по  какой  поверхности  они

                                     передвигаются.

 

                               --   Как  назвать  их  вместе?  (  Транспорт  )

 

--   Названия  деталей  разных  предметов.

 

Тема  «Мебель»

             Столешница            ножки             сидение            спинка

             подлокотники         ящик               замочная  скважина

             тумбочка                  ручка              антресоль          полка

 

Тема  «Одежда»

             Рукав            манжет             воротник             карман

             бант              ремень              пояс                     юбка

                    бретельки         пуговица             петля            молния

                    липучки            застёжка              платок         косынка

 

--   Чем  отличаются  друг  от  друга  похожие  предметы.

 

Например:

           Шуба  --  пальто    (  Шуба  сделана  из  меха,  а  пальто  из  ткани  )

           Стул  --  кресло    (  У  кресла  есть  подлокотники,  а  у  стула  нет  )

           Пояс  --  ремень     (  Пояс  из  ткани,  а  ремень  из  кожи,  )

 

--   Польза от  разных  предметов:

 

Например:

             Курица  даёт  нам  мясо  и  яйца.

             Овца  даёт  нам  шерсть  мясо.  Из  её  шкуры  шьют  шубы.

             Фрукты  мы  едим  в  разом  виде:  сырыми,  варим  варенье  и

             компоты.

 

--   Названия  предметов  на  прогулке

 

Например:

             Ветка             прут                сук             ствол            кора

             почки             гнездо            яйца            роса             солнцепёк

             капель           ледоход          жара           узор              снегопад

 

--   Житейские  ситуации

 

Например:

             Дружба              доброта               злость               жадность

             хитрость            жалость               болезнь             мир

             точность            освещение           перечень          телепередача

 

Б )   Словарь   прилагательных.

 

--   Знают  как  правило  только  основные  и  наиболее  употребляемые  оттенки  цветов.  Но  возникают  трудности  в  понимании  таких  слов:

 

Например:

                          Светло – розовый               тёмно – синий

                          красно – оранжевый           бутылочный

 

--   Знают  только  большой  и  маленький  размеры,  но  не  пользуются  такими  понятиями:

 

Например:

             Толстый  --  тонкий  --  худой              Широкий  --  узкий

             Длинный  --  короткий                          Высокий  --  низкий

 

--   Из  какого  материала  сделан  предмет,  следовательно  какой  он.

 

Например:

             Компот  из  клубники  --  клубничный  компот.

             Кувшин  из  глины  --  глиняный  кувшин.

             Юла  из  металла  --  металлическая  юла

 

--   Какой  предмет  на  вкус

 

             Кисло – сладкий              горьковатый  привкус

             недосоленный                 подгорелый

 

--   Какой  предмет  по  форме:

 

             Квадратный            овальный             прямоугольный

 

--   Чей  предмет

 

             Изба  зайца  --  заячья  изба

             Хвост  лисы  --  лисий  хвост

             Гнездо  кукушки  --  кукушкино  гнездо.

 

--   Другие  понятия:

             Старый  --  молодой                      Тяжёлый  --  лёгкий

                                         Мягкий  --  твёрдый

 

В )   Словарь   глаголов

 

--   что  можно  делать  с  предметами  (  Работа  идёт  по  лексическим  темам  )

 

Например:

             Играть             обувать               есть              работать

             ездить              жарить                высиживать

 

--   Кто  как  говорит.

 

             Собака  лает                  Курица  кудахчет

             Поезд  гудит                  Кукушка  кукует

 

--   Знание  маленького  количества  оттенков  значений  глаголов.

 

             Дождь  льёт  .. .               Солнце  припекает… .

             Накрапывает  … .           Вода  отсвечивает  … .

 

--   Названия  действий  по  занятиям  людей  в  доме.

 

             Жарить            пылесосить            домывать              выпаривать

             сливать            откидывать            шинковать            процеживать

 

--   Названия  действий  по  занятиям  людей  вне  дома.

 

             Выращивать              ухаживать              доить

             пропалывать              водить                    ремонтировать

 

--   Названия  действий  при  наблюдениях  за  природой.

 

             зреть                    пылить                 греметь                 сверкать

              расцветать         плодоносит          накрапывать        прорастать

 

Г )   Словарь   наречий.

 

 

 

 

Самостоятельная  речь

Б )   Описания  предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Логопедія, Батьківські збори
Інкл
Додано
20 березня 2020
Переглядів
381
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку