Урок - практическая работа №2 "Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц"

Про матеріал
Конспект урока биологии в 7 классе, по технологии смешанного обучения "Ротация станций". Практическая работа №2 "Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц", проводится в трех локациях (станциях). Станции: "Учитель", "Онлайн", "Проект". К конспекту урока прилагаются дополнительные материалы.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

Биология 7 касс                                Урок №_________                  Дата

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

 «РОТАЦИЯ ПО СТАНЦИЯМ»

Тема.  Практическая работа №2.

 «Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».

Цель. 

образовательная: на примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни;

развивающая: развивать умения находить взаимосвязи между объектами изучения и умение аналитически мыслить;

воспитательная: воспитывать понимание важности для нашей планеты всех живых организмов, которые на ней обитают; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: видеоролики, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.

Базовые понятия и термины урока: птицы, способ жизни, приспособления, клюв, питание, крыло, полет, конечности.

Тип урока. Урок-практическая работа

Структура урока

1.Организационный этап   ВРЕМЯ- 10.45

(Приветствие, создание позитивной психологической атмосферы на уроке.)

- Добрый день. Ребята, вы обратили внимание, на то, что сегодня у нас будет необычный урок биологии.

- А о чем говорит нахождение на ваших столах объектов исследования и  специального оборудования?

- Правильно, сегодня у нас урок- практическая работа (Слайд 1 )

«Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».

(Слайд 2 )

-  А  проведем мы его  по технологии смешанного обучения «Ротация станций». (Слайд 3)

- Для этого мы с вами объединились в 3 группы, которые будут в течение урока работать поочередно на 3-х станциях.

  1. Станция « Teacher »(учитель) - на этой станции вы будете работать фронтально со мной.
  2. Станция «On-line» (онлайн) - на этой станции вы работаете в парах за ноутбуками. Вам необходимо, посмотреть небольшой видеоролик и выполнить интерактивные упражнения «Найди пару» в онлайн-сервисе LearningApps.  ссылки https://www.youtube.com/watch?v=nkX1rqMkdI4

https://learningapps.org/myapps.php

 

Инструкции по выполнению заданий находятся на столах.

  1. На станции  «Project» (проект)- вы попробуете себя в роли рекламщиков.

- Зоологическая фирма «КАКАДУ» объявляет набор креативных пернатых сотрудников для творческой работы. Резюме обязательно.

 - Задача групп: создать рекламный буклет – резюме одного из видов птиц, ведущих различный способ жизни и презентовать его.

-Прошу лидеров групп, получить Маршрутные листы с инструкциями по выполнению заданий на станциях.

 

2. Объявление темы и цели урока.

(Тема урока: « Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».)

- Наш урок-это практическая работа, поэтому на примерах разных видов птиц мы рассмотрим приспособленность их к жизни в разных средах обитания. (Слайд 4)

-Перед выполнением работы познакомьтесь с инструкцией  по технике безопасности во время проведения практической работы №2, которая находится на обратной стороне инструктивной карты.

(Інструкція з безпеки життєдіяльності під час проведення практичної роботи № 2 «Виявлення прикладів пристосувань до способу життя у птахів»)

 

-Я напоминаю, что время нахождения каждой группы на станции- 10 минут, а переход от станции к станции мы будем осуществлять по сигналу(хлопки).

- Ну что, начинаем (хлопки)  

 ВРЕМЯ 10.49

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Ребята, я напоминаю, что тема нашей практической работы « Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц».

(Слайд 5)- Сейчас мы вспомним материал, который уже изучили.

Графический диктант «Верю-не верю»

У вас есть листы контроля, в которых вы будете сегодня работать.

Задание: необходимо выбрать правильные утверждения и записать в виде графического диктанта.

ВЕРЮ-ставим (снежинку)  *, НЕ ВЕРЮ- ставим О (конфетти)

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

  1. У птиц высокая и постоянная температура тела.
  2. Имеют много желез.
  3. Сердце четырехкамерное.
  4. Оплодотворение внешнее.
  5. У птиц есть внешнее, среднее, внутреннее ухо.

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

*

О

*

О

О

Поднимите руку, кто ответил правильно на 5 вопросов?

Результаты этого диктанта будут учитываться при оценивании практической работы.

(Слайд 6)- В? Давайте вспомним, что такое среда обитания, какие ассоциации с этим выражением. («Ассоциативный куст», дети называют слова синонимы среде обитания ( лес, вода, города, села горы,  земля и тд.)

- Среда обитания (экологическая ниша) —часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. 

Перед вами опорная схема, на которой изображены среды обитания позвоночных животных, давайте определим, в каких средах обитают птицы.


- В зависимости от среды обитания, организм  птиц приспособился к определенному образу жизни.

  1. Выполнение практической работы

Практическая работа №2. (Слайд 7)

 Тема.  Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц.

Цель. 

На примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни;

Оборудование и материалы: видеофрагнменты, фотографии, учебник, линейка, слайды презентации, схемы, таблицы, рисунки, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.

Базовые понятия и термины урока: птицы, способ жизни, приспособления, клюв, питание, крыло, полет, конечности.

Ход работы

  1. Прочитайте описание птиц, на чучелах птиц внимательно рассмотрите форму тела птиц – голову, шею, туловище, крылья(длинные, короткие, узкие…), хвост, клюв (плоский, длинный, короткий, широкий…), конечности( особенности строения, расположение, количество пальцев, длинна цевки…). Назовите образ жизни этих животных и определите несколько черт приспособленности их к образу жизни.
  2. Заполните таблицу

п/п

Название вида

Место

обитания

Образ жизни

Черты приспособленности

1.

Сизый голубь - отряд Голубеобразные семейство Голубиные

 

 

 

2.

Чайка-

отряд Ржанкообразные семейство Чайковые.

 

 

 

3.

Дятел пестрый большой- отряд Дятлообразные семейство Дятловые

 

 

 

  1. В выводе, напишите ответ на вопрос:

По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?

 

- Рассмотрите части тела птиц (голова шея, туловище, крылья, хвост).

Рассмотрите голову. Обратите внимание на особенности строения клюва. Клюв очень важен для птиц, с помощью него птицы едят, строят гнезда, приводят себя в порядок.

-Рассмотрите крылья птиц, их строение связано с характером полета.

 

- Особенности строения ног, могут многое рассказать об особенностях питания, передвижения и среде обитания птиц.

 

-Пользуясь дополнительным материалом и текстом учебника, с заполните таблицу и сделайте вывод, ответив на вопрос

(Слайд 8, 9,10)

По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?

ВРЕМЯ 10.59 ( хлопки переход)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Время 11.09 хлопки переход)

 

Время 11. 19 хлопки переход

  1. Презентация мини- проектов  Время 10.20

 

- Приглашаю лидеров групп презентовать  творческие проекты.

Резюме ( уч-ся изготовили буклеты из ватманов и заготовленной информации: фотографий, картинок, высказываний, примет, стихов, загадок о разных группах птиц).

 

1.  группа- совы

2. фламинго

3. пингвины

4. Подведение итогов урока

ВРЕМЯ 10. 25

  1. Подведение итогов урока,

-Что было интересным на уроке? Что запомнилось?

  1. Д.З.

Творческое задание:

 придумать легенду или сказку о происхождении названий птиц.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Інструкція з безпеки життєдіяльності під час проведення практичної роботи № 2 «Виявлення прикладів пристосувань до способу життя у птахів»

Перед початком роботи

  1. Звільніть робоче місце від предметів, які не потрібні для про­ведення досліду.
  2. Чітко визначте порядок і правила безпечного виконання дослі­ду згідно з інструктивною картою.
  3. Перевірте наявність опудол птахів, табли­ці, лупи.
  4. Починайте виконувати завдання тільки з дозволу вчителя.

Під час виконання роботи

  1. Проводьте лише ті дослідження, які зазначені в інструктивній картці або узгоджені з учителем.
  2. Обережно працюйте з опудалом птахів.
  3. Працюючи з лупою, пам'ятайте правила: «Лупу беруть за ручку й наближають до предмета на таку відстань, за якої зображення стає найбільш чітким».
  4. Про всі несподівані ситуації повідомляйте вчителя.

Хід проведення заняття:

  1. Розгляньте малюнки, фото опудала птахів.
  2. Зверніть увагу на: забарвлення тіла, форму дзьоба, довжину шиї, форму тулуба.
  3. Охарактеризуйте птахів різних екологічних груп. Які пристосування до способу життя вони мають?
  4. Заповніть таблицю.
  5. Під час роботи з ноутбуком, дотримуйтесь правил безпечної поведінки. Виконуйте роботу, за інструкцією вчителя.

Після закінчення роботи

  1. Робоче місце приведіть у порядок.
  2. Опудала і лупу здайте черговому або вчителю, який покладе їх у призначене для зберігання місце.
  3. Вимийте руки з милом.

Перша допомога в разі нещасного випадку

  1. У разі травмування учень повинен повідомити вчителя.
  2. Учитель надасть першу медичну допомогу, а за необхідності ви­кличе швидку допомогу за тел. 103.

 

 

Фамилия ученика____________________________________________________________

Практическая работа № 2.

 Тема.  Выявление примеров приспособленности к образу жизни у разных птиц.

Цель.  На примере разных видов рассмотреть особенности приспособленности птиц к их способу жизни.

Оборудование и материалы: фотографии, учебник, линейка, лупа, слайды презентации, таблицы, чучела птиц, инструктивные карты, м/м оборудование.

Ход работы

  1. Прочитайте описание птиц, на чучелах птиц, внимательно рассмотрите форму тела птиц – голову, шею, туловище, крылья (длинные, короткие, узкие…), хвост, клюв (плоский, длинный, короткий, широкий…), конечности ( особенности строения, расположение, количество пальцев, наличие плавательной перепонки, длинна цевки…). Назовите образ жизни этих животных и определите несколько черт приспособленности их к образу жизни.
  2. Заполните таблицу

п/п

Название вида

Место

обитания

Образ жизни

Черты приспособленности

1.

Сизый голубь - отряд Голубеобразные семейство Голубиные

 

 

 

2.

Чайка-

отряд Ржанкообразные семейство Чайковые.

 

 

 

3.

Дятел пестрый большой- отряд Дятлообразные семейство Дятловые

 

 

 

  1. В выводе, напишите ответ на вопрос:

По каким признакам можно определить приспособленность птиц к разным способам жизни?

ВЫВОД:__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
 

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Фамилия имя уч-ся_________________________________________________________

  1. Графический диктант «Верю-не верю»

Задание: необходимо выбрать правильные утверждения и записать в виде графического диктанта. ВЕРЮ-ставим (снежинку)  *, НЕ ВЕРЮ- ставим О (конфетти)

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

  1. У птиц высокая и постоянная температура тела.
  2. Имеют много желез.
  3. Сердце четырехкамерное.
  4. Оплодотворение внешнее.
  5. У птиц есть внешнее, среднее, внутреннее ухо.

 

  1. Онлайн-тест

Количество правильно составленных пар картинок__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сизый голубь (отряд Голубеобразные семейство Голубиные)

(международное научное название Columba livia)
— длина тела 29—36 см, размах крыльев 50—67 см, вес 265—380 гр. Бывают городские, сельские и дикие виды. Крылья широкие, заострённые. Хвост закруглённый. Ноги у некоторых птиц частично покрыты перьями, есть когти, приспособлены к жизни на деревьях и на земле, крышах домов. Обладая прекрасным зрением, птица способна различать не только цвета радуги, но также и ультрафиолетовые лучи. По земле передвигается шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд («кивает») из-за особенностей своего зрения. Это позволяет птице стабилизировать изображение. Клюв небольшой, с ярко выраженной восковицей.

Сизый голубь

Чайки (отряд Ржанкообразные семейство Чайковые)

 (международное научное название Larus )

обитающие как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах. Многие виды считаются синантропными — они живут вблизи человека и получают от этого выгоду.

Окрас птицы зависит от того какому виду принадлежит чайка. Средняя длина птицы 30-80 см, а вес чаще всего от 150 г до 2 кг. Птицы имеют водонепроницаемое оперение, крылья – длинные и широкие, хвост – короткий. Клюв у чаек прямой, на конце изогнут, чтобы удерживать скользкую рыбу, а также, хорошо развитые плавательные перепонки на ногах. 

Описание чайки фото

 

 

 

Дятел пестрый большой

(отряд Дятлообразные семейство Дятловые)

 (международное научное название Dendrocopos) - 

оседлая птица, населяющая самые разнообразные лесные участки старые парки, сады. Размеры тела у представителей семейства находятся в пределах от 8 см и 7 г, до 60 см и 600 г . Весной и летом поедает насекомых и личинок, для этого у него клюв узкий и прочный, в форме долото, а зимой переходит на растительную пищу. Конечности приспособлены к жизни на дереве, есть когти. Самец отличается красной полосой на затылке.

Большой пёстрый дятел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
20 січня 2020
Переглядів
2237
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку