Урок " Математика з елементами економіки"

Про матеріал
Вміння та навички читання та запису многозначних чисел, розширення знань про сімейний бюджет.Сприяти формуванню довільності та самостійності мислення
Перегляд файлу

Математика с элементами экономики  3 класс

     Тема: Решение задач. Систематизация и обобщение изученного материала

     Цели: Обобщение и совершенствование навыков решения задач разными  способами.

      Задачи: Закрепить умения и навыки чтения и записи многозначных чисел;

 совершенствовать навыки решения задач по схеме, по краткой записи, устно и письменно;

расширить знания о семейном бюджете;

способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

повторить старинные единицы измерения;

воспитывать чувство долга и уважение к близким людям, умение жить в коллективе. Уважать мнение других.

     Формы работы: внутригрупповая и общеклассная  дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах.

     Приемы: средства речевого воздействия учителя с  учениками (вопросы,  побуждение, обращение), соавторство учителя и учащихся в учебном диалоге.

     Оборудование: Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика учебник для 3 класса начальной школы в двух частях. Часть 2. М.- Просвещение 2008.

 Волкова С.И. Математика. Проверочные работы для 3 класса М. -Просвещение  2009.                                 -   карточки для устного счета;

  - карточки для работы в парах, в группах;

    - словарь экономических терминов;

   -  ребусы, выставка книг.

 

Проект урока

 

  1. - Вступительное слово учителя ( приветствие детей, гостей, эмоциональный настрой на плодотворную работу).

 

  1. Актуализация знаний. (Общеклассная дискуссия, саморефлексия знаний (умение самостоятельно разграничивать область знания и незнания)

- Введение в тему урока.

  На доске закреплены числа:209, 207, 205, 203, 201, 390, 381, 208, 389, 388, 382, 384, 206, 204, 201,387, 385, 386.Каждому числу соответствует буква (209 – «а», 207 – «и» и т.д.)

-  На доске вы видите числа. Что вы можете о них сказать? (трёхзначные, чётные и  нечётные…)

- Разделите их на две группы, объясняя закономерность (устно называют, объясняют)(1 группа – числа, в которых 3 сотни, 2 группа – числа, в которых 2 сотни)

- Расположите числа, в которых 3 сотни в порядке убывания, где 2 сотни – в порядке возрастания. Прочитайте слова. ( 2 человека у доски)

э

к

о

н

о

м

и

к

а

 

201

202

203

204

205

206

207

208

209

 

 

м

а

т

е

м

а

т

и

к

а

390

389

388

387

386

385

384

383

382

381

Экономика, математика.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Почему эти слова появились на доске?

- Назовите цели урока,  а помогут вам опорные слова: (На доске  записан план. 1)Доказать, что….; 2)Учиться …; 3)Продолжить…)

 - Сегодня 13 апреля. Расскажите, что вы знаете о числе 13 ?

(Двузначное, нечётное, его соседи 12 и 14, состоит из 1 десятка и 3 единиц, из 1 единицы 2 класса и 3 единиц 1 класса, для записи использовали цифры 1 и 3)

 

 - Что ещё вы знаете о числе 13?

 - Рассказы детей о суевериях.

В некоторых странах Запада (Великобритания, США, Канада)отсутствуют 13 –е вагоны в поездах, 13-е этажи домов. В больницах 13-го оперируют только по срочным показаниям. Корабли не выходят в море, а аэропорты не имеют 13-го выхода на посадку.

 

- в самом начале нашей эры число 13 считалось священным, так как было символом Христа и его 12 апостолов – его учеников. Это уже потом причину суеверного страха перед «чёртовой дюжиной» стали связывать с Тайной вечерей – последним ужином Учителя с его учениками. Отсюда , якобы, происходит поверье, что из 13 –ти человек. Оказавшихся за одним столом во время трапезы, один непременно умрёт в течении года.

 - Учитель:

- Что говорит наука о числе 13? Никаких особых отличий 13 от других чисел нет.

Древние мудрецы говорили: «Ты есть то, во что веришь»…

Что касается японцев,  корейцев и китайцев, то они вообще почитают 13 за счастливое число, нередко устраивая свадьбы именно в этот день. Я думаю, что для нас оно тоже будет счастливым.

- Какое вчера было число? (12 апреля)

- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики)

-  Кто был первым космонавтом на Земле?  (Ю.Гагарин 12 апреля 1961г)

 - Из числа 1961 составьте возможные варианты трёхзначных чисел и запишите их в тетрадь.

- Устный счёт  дифференцированный ( 2 ученика у доски. Решить выражение. Ответы расположить в порядке убывания. Прочитать слово, объяснить его значение).

5*5  =25      Х                                  42: 7 =6   О                      

80 : 4=20    О                                 36 : 9 = 4   Д                          

70 : 10 = 7  Д                                  6 * 6 = 36  С                                         

9 * 3 =27    О                                  63 : 9 = 7   Х                                           

15* 2 = 30  Д                                  7 *8 = 56  А                                                      

                                                          9 * 9 = 81  Р                                   

Доход     Расход  (Картинный словарь к словам)

 

На доске запись для всего класса: Первый множитель 5, второй записан ниже, назови произведение:

5 *  7

   * 10

  * 12

   *  4

   * 0

   * 8

   *15

   * 9

   *  1

Решение задач: (Текст читает учитель)

Задача №1

Участник игры «Звёздный час» Сережа получил в качестве приза целую пачку лотерейных билетов «Звёздный час». Он продал эти билеты ученикам своей школы. Как называется деятельность, которой  занимался Серёжа, продавая лотерейные билеты? Игра или бизнес? Проверить правильность  выбора ответа помогут  геометрические фигуры. Игра -5.  Бизнес -6.( Бизнес – деятельность людей, направленная на получение прибыли. Часто бизнес называют предпринимательством ).

Чертёж на доске.

 

 

 

 

Задача №2

Отец получает 600 эконов, мама -300 эконов. Сын студент- 50 эконов. Назовите доход семьи. (950)

Как изменится доход семьи, если сын плохо закончил учебный семестр и не получил стипендию? 

 Уменьшится доход на 50 эконов.  900эконов. (Экон  - вымышленная денежная единица)

Задача №3

Полёт первого в мире  космонавта  Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Сколько это часов и сколько минут? Запись в тетрадях 108мин. = 1 час 48 мин.

  1. Постановка учебной задачи.(Общеклассная дискуссия, работа в парах)

- Что такое бюджет семьи? ( денежный план семьи)

       -    Работа в парах

Задача № 4

 

Подсчитайте доход семьи, расход семьи, определите какой это бюджет, сбалансированный, дефицитный, избыточный?

Доход                                                                    Расход

Зарплата – 500 эконов                                     Питание – 150 эконов

Пенсия     - 100 эконов                                     Одежда – 100 эконов

Стипендия – 50 эконов                                    Квартплата – 200 эконов

Итог             650 эконов                                     Транспорт – 50 эконов

                                                                               Лекарства – 50эконов

                                                                               Игрушки – 50 эконов

                                                                               Культурные услуги -  100 эконов

                                                                             Всего – 700 эконов

Бюджет дефицитный, расход больше, чем доход.

 - Посоветуйте, как сократить расходы, чтобы бюджет стал сбалансированным.

Физминутка

Игра « Молчанка» ( Найди пару) Ученики ходят по рядам. Ищут пару. Проверка.

1рубль

100 копеек

50 копеек

1 полтина

10 копеек

1 гривенник

1 пуд

16 килограммов

1 алтын

3 копейки

1 копейка

2 денежки

1 пятак

5 копеек

1килограмм

1000 граммов

5 рублей

500 копеек

 

1 метр

100 сантиметров

-Для чего надо знать старинные единицы измерения?

 - Где вы встречались с некоторыми из них?

-  Решение задачи у доски по краткой записи и в тетрадях.

     Учитель тратит на проверку  одной тетради 3  минуты. Сколько времени ему потребуется для поверки тетрадей, если в классе 20 учеников,  и каждый сдал по 2 тетради? Результат вырази в часах.

1 тет. – 3 мин.

20 уч. по 2  тет. - ? мин.

1 способ:                                          2 способ:

2*20=40 (тет.) всего                                 3 * 20 = 60(мин) на проверку тет. по матем.

3 *40 =120 (мин)=2 часа                          60*2 = 120 (мин) всего =2 часа

Ответ: 120 мин.=2 часа

Вывод  учителя. Посмотрите на результат. Каждый учитель тратит на проверку тетрадей 2 часа. Ещё подготовка к уроку занимает в 2 раза больше времени. Учителю, прежде , чем прийти в класс, нужно самому тщательно подготовиться: прочитать книги, найти интересные задания. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему – то новому, нужному и полезному, научить думать, рассуждать. И как бывает ему обидно, когда он не находит понимания, когда его не слушают.        Знакомая картина? Постарайтесь представить себя на месте учителя. Ведь каждый из вас требует к себе внимания и уважения, хочет, чтобы его обязательно выслушали, поняли, а учитель имеет на это двойное право: он старше и мудрее вас. Учитель – это одна из самых трудных , но и самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих врачей, инженеров. Певцов и спортсменов, тех, кем вы хотите стать.

Посмотрим, как вы научились думать, рассуждать, работать самостоятельно.

 -Самостоятельная работа  по вариантам. Тест №1 и Тест№2 –( Проверочные работы по математике С.И.Волкова 3 класс- М: Просвещение, 2009 ., с. 65, 66)

(Кто справился, работает в печатных тетрадях)

 - Отгадывание ребусов  (групповая работа по рядам)

Деньги, копейка, полтина, рубль, марка, доллар.

Назовите одним словом отгадки – деньги.

 -  Знакомство с выставкой книг об экономике для детей

4 . Подведение итогов.

- Как вы думаете, мы доказали, что математика и экономика связаны между собой? (Да.) Назовите аргументы.

- Что было самым интересным на уроке?

- Что было трудным для вас?

Спасибо за хорошую работу. Наши ученики, которые посещают кружок «Юный экономист»  приготовили небольшой сюрприз.

 Чтение стихотворения.

Наука  экономика – наука весьма сложная,

Не зная математики, её нам не постичь

Усердие примерное и отношенье должное

Помогут нам со временем её вершин постичь.

    Давайте, ребята, учиться считать.

    Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

    Запомните все, что без точного счёта

   Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улицах света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

     Считайте, ребята, точнее считайте.

     Хорошее дело смелей прибавляйте,

    Плохие дела поскорей вычитайте,

    Учебник научит вас точному счёту,

    Скорей за работу, скорей за работу .

 

Домашнее задание: с.51, №24 ; Составить задачу на экономическую тему ( по желанию)

Кр-10

docx
Додав(-ла)
Большак Надія
Пов’язані теми
Математика, Розробки уроків
Додано
28 жовтня 2021
Переглядів
231
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку