Урок "Мир первобытного человека"

Про матеріал
Урок-путешествие для 6 класса, можно использовать как для повторения на уроке, так и в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия
Перегляд файлу

                          Министерство образования и науки Украины

                            Счастьенская ООШ №1 имени К.Кутового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

 

                         для 6-го класса

 

"МИР 

     ПЕРВОБЫТНОГО 

                    ЧЕЛОВЕКА"   

 

 

 

 

                                                                            подготовила и провела

                                                                             учитель истории

                                                                             Демина Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       октябрь 2016

Цель игры: повторить и обобщить изученный материал по теие "Первобытность"; формировать навыки командной игры, умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях; воспитывать интерес и изучению истории, толерантное отношение к одноклассникам.              

Оборудование: презентация, музыкальное оформление,  раздаточный материал для команд

                               плакаты и рисунки учащихся по теме "Мир первобытного человека"

 

Структура игры-путешествия.

 

I.   Организационный момент

II.   Мотивация деятельности учащихся: разминка

III.   Основная часть

        1. станция "Викториново"

        2. станция "Задачкино"

        3. станция "Кроссвордово"

        4. станция "Терминово"

        5. станция Ошибково"

IV.  Подведение итогов и награждение победителей

 

 Ход игры - путешествия.

 

I.   Организационный момент

II.   Мотивация деятельности учащихся: разминка

 

 Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних лю­дей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период време­ни ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Мы отправляемся в путешествие в «Мир первобытного человека». Чтобы попасть в этот мир, необходимо вспомнить все, что мы узнали о жизни первобытного человека.

 (Принимают участие 4 команды. Делятся по счету: "Австралопитеки", "Питекантропы", "Неандертальцы", "Кроманьонцы")

 

Разминка:  Все команды получили названия, но названия на простые, и названия этапов эволюции человека. Определите особенности Вашего типа человекообразного существа (на обсуждение - 2 минут., в зависимости от полноты ответ - 3 балла)

 

III.   Основная часть: путешествие по станциям (На доске схема путешествия по станциям)

 

ВИКТОРИНОВО  -   ЗАДАЧКИНО  -   КРОССВОРДОВО  -  ТЕРМИНОВО   -  ОШИБКОВО

 

1. На первой станции ВИКТОРИНОВО проводится викторина. Командам дается по 5 вопросов. За каждый правильный ответ  -  1 балл.

 

1.Как ученые  стали назвать человека, появившегося 40 тыс. лет назад?   (Человек – умелый)

2. Что такое энеолит? (медно-каменный век)

3. Как назывался древнейший человеческий коллектив? (Человеческое стадо)

4. Какое животное было приручено первым? (Собака)

5. Почему у древних людей появилась вера в богов и духов? (Наблюдения за природой и неумение объяснить некоторые ее явления)

 

 

6. Какой первый искусственный металл научились плавить люди ?  (бронзу)

7. Почему древние люди клали в могилу умершего предметы, необходимые для жизни? (Вера в загробную жизнь)

8. Кто управлял племенем? (Вождь, совет старейшин, народное собрание)

9. Сколько лет назад появились древнейшие люди ? (более 2-х млн. лет назад)

10. Что является главным отличием древнейших людей от животных? (умение изготавливать орудия труда)

 

11. Бронза - это сплав меди и ...(свинца или олова)

12. Виды присваивающего хозяйства? (собирательство и охота)

13. как охотились на диких животных? (гнали к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг)

14. Где появился древний человек? (в Южной и Восточной Африке)

15. Виды производящего хозяйства древних людей (земледелие, скотоводство, ремесло)

 

16. Из чего первобытные люди делали себе жилище? (из шкур и костей мамонта)

17.  Как называется переход от присваивающего к производящему хозяйству? (неолитическая революция)

18. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда, была... (медь)

19.  Как называется древний каменный век? (палеолит)

 20.  Как называется изготовление изделий из глины? (гончарство)

 

2. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.  Капитаны команды вытягивают карточки с задачей для своей команды, на обсуждение - 3 минуты. Максимальный балл - 5.

 

Задача 1.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Ответ'. Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

 

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Ответ: Сумев воединить топор с рукояткой, человек попробовал соеди­нить и бревна... Так появился плот.

 

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.

 

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружа­ющей природе.

Ответ; На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были глав­ными занятиями людей.

 

3. Станция КРОССВОРДОВО – совместное разгадывание; кроссворд на листике у каждой команды.  Время - 5 минут.  Кто -сколько отгадал слов - такое и количество баллов. После окончания времени листики с заполненными кроссвордами сдаются и проводится совместное разгадывание кроссворда - на доске.

 

 

 

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

4

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 


 

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, не перенесшее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

 

Ответы: 1. Собака. Собирательство. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Мотыга. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

 

4.  На станции «ТЕРМИНОВО» проверяется знание терминов.

 

Каждой команде даются термины - 3 минуты на обсуждение: сколько терминов правильно объяснены, столько и баллов.

1 команда - история, род, тотемизм, матриархат

2 команда - религия, племя, анимизм, вождь

3 команда - искусство, стадо, фетишизм, патриархат

4 команда - ремесло, родовая община, магия, рубило

 

5.  На станции «ОШИБКИНО»: командам раздаются карточки с текстом, в котором допущены ошибки; на этом же листочке нужно указать эти ошибки. Максимальный балл - 5.

 

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

   2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.

 

Мы достигли цели нашего путешествия, попали в мир древнего человека. Чем же первые люди отличались от современных?

 

IV.  Подведение итогов и награждение победителей

 

Пока жюри подводит итоги,  ИГРА «Третий лишний»

Из связки в три понятия выбрать лишнее и объяснить почему.

НАПРИМЕР: Старейшина, вождь, рубило (рубило не имеет отношения к знати)

1. Человеческое стадо, письменность, родовая община (письменность не является человеческим коллективом)

2. Мотыга, идол, молитва (мотыга не является частью религии)

3. Собирательство, охота, рыбалка (рыбалка не относиться к первым занятиям древних людей)

4. Собака, кошка, коза (кошка не является первым из прирученных животных)

5. Век, часы, год (часы не имеют отношения к временным отрезкам)

 

Подведение итогов. Максимальное количество баллов - 35 (1м - 11 баллов, 2 м - 10 баллов, 3 м- 9 баллов, 4 место - 8 баллов). Награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРЕ-ПУТЕШЕСТВИЮ

 

1. Кроссворд

 

 

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

4

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 


 

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

 

Ответы: 1. Собака. Собирательство. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Бо­рона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

 

 

2.  Задачи для команд ко второму туру.

 

Задача 1.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

 

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

 

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

 

 

 

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружа­ющей природе.

 

 

3.  Термины

 

1 команда - история, род, тотемизм, матриархат

2 команда - религия, племя, анимизм, вождь

3 команда - искусство, стадо, фетишизм, патриархат

4 команда - ремесло, родовая община, магия, рубило

 

4. Для станции "Ошибкино"

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

 

 

 

docx
Додано
7 жовтня 2019
Переглядів
1182
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку