Урок по основам здоровья на тему «Дорога от дома до школы»

Про матеріал
Данный урок поможет уточнить представление детей об улице, дороге, перекрестках; дать элементарные знания о поведении на улице, познакомить с некоторыми правилами движения по улицам и дорогам, с работой светофора; дать представление о дорожных знаках.
Перегляд файлу

 

Люботинский городской отдел образования

Люботинская общеобразовательная школа I-III ступеней № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по основам здоровья на тему

«Дорога от дома до школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель

2-Б класса

Кислая Наталья Александровна


Тема:                   Дорога от дома до школы

Цель:                   уточнить представление детей об улице, дороге, перекрестках; дать

                             элементарные знания о поведении на улице, познакомить с некоторыми

                             правилами движения по улицам и дорогам, с работой светофора; дать

                             представление о дорожных знаках.

Оборудование:  таблички с изображением элементов улиц; дорожные знаки; комплект

                             предметов для игры (описание смотри в плане урока); рисунки с

                             изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, макет светофора.

 

Ход урока

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 

Отгадывание загадок.

Сегодня нам понадобиться игрушка. Она поможет определить тему нашего урока. Но чтобы узнать, о чем пойдет разговор, отгадайте загадку.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

Итак, это машина.

-- Какие машины вы знаете? Давайте отгадаем еще несколько загадок (рисунки отгадки вывешиваю на доске).

 

Дом чудесный – бегунок                                             По асфальту едет дом,

На своей восьмерке ног.                                              Ребятишек много в нем,

Бегает аллейкой                                                            А над крышей вожжи,

По стальным двум змейкам.                                       Он без них не может.

                                (Трамвай)                                                                    (Троллейбус)

-- Назовите еще раз предметы, изображенные на рисунках.

-- Как это все назвать одним словом? (Транспорт)

(К рисункам на доске добавляю изображение автобуса, легковой машины, специальных автомобилей и т.д.).

-- Для чего человеку нужен транспорт?

 

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

 

Как вы догадались, наш разговор сегодня будет посвящен машинам, а точнее, улицам и дорогам, по которым мчаться эти машины.

Тема нашего урока – «Дорога от дома до школы». Сегодня мы поговорим об улицах, которые расположены возле нашей школы, познакомимся с Правилами дорожного движения, дорожными знаками, научимся правильно переходить улицу.

 

  1. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

  1. Рассказ учителя.

Каждому из нас хорошо знакома дорога, по которой вы идете в школу. Как вы думаете, есть ли на ней опасные места? Назовите их.


Главная опасность на улицах городов и сел – это машины. Сколько их на улицах! С каждым годом их становиться все больше. И все торопятся: спешат доставить груз, быстрей перевезти пассажиров.

Вы уже знаете, что все автомобили, автобусы, троллейбусы не едут, как вздумается, обгоняя друг друга, поворачивая в любые стороны, пересекая площади и перекрестки. Для того, чтобы на дорогах было безопасно, весь транспорт подчиняется строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять эти правила должны и пешеходы, и водители, и пассажиры – все, кто являются участниками дорожного движения.

-- Кто такой пешеход?

Пешеход – это человек, который участвует в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняет на дороге какие-либо работы.

-- Кто такой водитель?

Водитель – человек, который управляет транспортным средством.

-- Кто такой пассажир?

Пассажир – человек, который пользуется транспортным средством, находится в нем, но не управляет им.

 

  1. Работа с таблицами по Правилам дорожного движения.

Рассмотрим изображение улицы.

-- Как называется часть улицы, по которой движется транспорт?

-- Как называется часть улицы, предназначенная для движения пассажиров?

-- Где пешеходы должны переходить улицу? Что такое перекресток?

Улица предназначена для движения транспорта и пешеходов. Тротуар – это часть улицы, которая предназначена для движения пешеходов, по проезжей части движется транспорт.

Сравните городскую улицу с дорогой за городом. Загородная дорога – шоссе. Справа и слева от проезжей части оставлены места для пешеходов. Это обочины. На загородных дорогах, так же как и на городских улицах, есть перекрестки – места, где улицы пересекаются. Это самые опасные места на дорогах. На перекрестках дорог надо быть особенно осторожным и внимательным.

 

  1. Рассказ учителя о правилах поведения на улице.

Чтобы ваш путь по улицам был безопасным, надо знать и соблюдать не только Правила дорожного движения, но и Правила пешеходов и пассажиров.

Если предстоящий путь довольно длинный, то пешеход по дороге может стать пассажиром, а потом снова пешеходом.

Дорогу в школу следует выбирать самую безопасную, по которой реже придется переходить дорогу. Меньше переходов – меньше опасностей. Идти по улицам надо осторожно, не торопясь. Хорошо запомните основное правило: пешеходы ходят только по тротуарам или обочинам. Идти шагом по правой стороне тротуара или обочины, подальше от края дороги. Выходить на проезжую часть улицы или дороги нельзя.

На узко тротуаре надо остановиться и пропустить идущего навстречу взрослого.

Проходя мимо ворот или подворотен, будьте особенно осторожны – оттуда может выехать автомобиль. Осторожно проходите и мимо стоящего автомобиля. Пассажиры могут резко открыть дверь и ударить вас.

Если на своем пути вы пользуетесь транспортом, то помните: ждать его надо на посадочной площадке или на тротуаре, у указателя остановки. При посадке соблюдайте порядок, не мешайте другим пассажирам. В автобус, троллейбус, трамвай входите через задние двери. Выходите только через передние двери, заранее готовясь к выходу. Выходя из транспорта, не спешите и не толкайтесь. А, выйдя из транспорта, дойдите до пешеходного перехода и только там переходите улицу.


  1. Знакомство с дорожными знаками.

Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складывают слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже ест буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу – дорожный сигнал.

Итак, специальные указатели на дорогах – дорожные знаки. Они предназначены для регулирования движения. Эти знаки – разной формы, разного цвета. Для тех, кто разбирается в них, их цвет, форма, рисунок могут сказать о многом (во время рассказа выставляю на доску дорожные знаки).

Если знак расположен на треугольнике с красным окаймлением, то он как бы говорит: «Осторожно!» Такие знаки называются предупреждающими. В зависимости от того, какой на нем рисунок, знак может сказать: «Осторожно – опасный поворот!», «Осторожно – железнодорожный переезд без шлагбаума!», «Осторожно – дети!».

Если знак расположен в круге с красным окаймлением или красным фоном, то это запрещающий знак. Он говорит: «Нельзя!». К этой группе относятся, например, такие знаки, как «Проход закрыт!», «Движение на велосипедах запрещено!». А вот знаки, расположенные в круге голубого цвета, наоборот, разрешают. Это предписывающие знаки. Они говорят: «Можно». К ним относятся знаки «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» и многие другие.

Информационно-указательные знаки располагают на голубых квадратах. Они подсказывают, где наземный, а где подземный пешеходный переход.

А еще есть знаки, расположенные в голубых прямоугольниках. Это знаки сервиса. Если на таком знаке нарисованы ложка с вилкой, значит, неподалеку расположен пункт питания, если красный крест – то пункт первой медицинской помощи.

 

  1. Рассказ о пешеходных переходах и светофоре с элементами беседы.

Отлично позаботились хозяева улиц – Госавтоинспекция (Государственная автомобильная инспекция) – о нашей безопасности на улицах. Расставили знаки, расчертили дороги – знай, пешеход, где можно безопасно переходить улицы. Нужно только запомнить указательные знаки.

Нахожу на таблице рисунок с изображением места перехода улиц.

-- Как называется эта часть дороги?

-- Где встречаются переходы?

-- Какие дорожные сигналы говорят о том, что улицу можно переходить в этом месте?

Переходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и дорожными знаками. Переходить улицу надо только по пешеходным переходам.

Есть переходы, обозначенные с помощью информационно-указательных дорожных знаков. Этот знак – «пешеходный переход».

Есть переходы, обозначенные линиями пешеходного перехода – «зеброй».

На широких дорогах в середине пешеходного перехода устраивают «островки безопасности», где пешеход спокойно может переждать поток машин.

На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой или под землей. Места таких переходов указывают специальные дорожные знаки. (демонстрирую знаки «Наземный переход» и «Подземный переход»).

-- Кто из вас умеет пользоваться пешеходными переходами?

-- Как надо переходить улицу на пешеходной дорожке?

Прежде чем переходить улицу, надо посмотреть налево. Если проезжая часть свободна, можно идти. Дойдя до середины улицы, остановитесь. Если движение

транспорта началось, надо подождать на «островке безопасности». На середине дороги посмотрите направо. Если проезжая часть свободна, закончите переход.

Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому. Так безопаснее. Если на улице большое движение, попросите взрослого помочь вам ее перейти. И не забудьте поблагодарить за помощь.

Пешеходные переходы, о которых вы только что услышали, называются нерегулируемыми. На таких переходах надо быть очень внимательным и осторожным. Но есть переходы, на которых стоит верный помощник водителей и пешеходов. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет дальше наш разговор.

На самом перекрестке

Висит колдун трехглавый,

Но никогда не смотрит

Тремя глазами сразу.

(Светофор)

Правильно, это хорошо вам знакомый светофор. Светофор устанавливают на перекрестках для регулирования движения. Такие перекрестки называются регулируемыми (демонстрирую макет светофора).

-- Вспомните, что означают цвета светофора.

Пользуясь сигналами светофора, легко определить, когда нужно начинать движение. Иногда на перекрестках ставят еще светофоры для пешеходов. Это светофоры с двумя сигналами. Сигналы светофора обязательны для всех.

О сигналах светофора и правилах перехода улицы хорошо рассказывал С.Михалков в стихотворении «Светофор»:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупреждение:

Жди сигнала для движения.

 

  1. Игра «Перекресток».

Ведущий – «светофор». Он поочередно показывает сигналы светофора. На красный свет дети сидят, на желтый – встают, на зеленый – шагают на месте.

 

  1. Беседа о местах для игр.

Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если его нарушают. Но это и добрый закон: он охраняет нас от страшных несчастий, бережет нашу жизнь. С основными правилами поведения на улице мы уже знакомы.

-- А вот знаете ли вы, где можно и где нельзя играть на улице?

-- Почему нельзя играть на проезжей части улицы или дороги?

-- Где безопасно играть в футбол и другие спортивные игры?

-- А где можно кататься на самокатах и велосипедах?

Запомним и эти правила. Итак, играть на дороге или возле нее очень опасно. Для игр отведены специальные места во дворах. Кататься на лыжах, коньках, санках нужно в скверах, парках, на стадионах и катках. Для катания на велосипедах существуют специально отведенные места или велосипедные дорожки. Надо помнить, что на велосипедах по улицам города разрешается ездить ребятам не младше 14 лет. Соблюдая эти правила, вы не будете мешать пешеходам и движению транспорта и не попадете в опасную ситуацию.


,ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 

  1. Беседа.

-- Кто запомнил тему нашего урока?

-- Какую опасность могут таить в себе улицы нашего города?

-- Чем может быть опасна дорога в школу?

-- Какие правила надо выполнять, чтобы путь в школу был безопасным?

-- Для кого были созданы Правила дорожного движения?

-- Какие правила пешеходов вы запомнили?

-- Существуют ли правила для пассажиров? Расскажите о них.

-- Что такое перекресток? Чем он опасен?

-- Кто помогает нам на перекрестках?

-- Как называются перекрестки, на которых установлены светофоры?

-- Какие правила перехода нерегулируемого перекрестка вы запомнили?

-- Что мы называем дорожной азбукой?

-- Для чего она существует?

-- Какие дорожные знаки вы запомнили?

-- Какие правила надо соблюдать, если вы стали пассажиром?

 

  1. Дидактическая игра «Наша улица».

С целью расширения знаний о правилах поведения на улице и закрепления представления детей о назначении светофора и дорожных знаков, провожу игру.

С помощью макета светофора и дорожных знаков «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Перекресток», «Опасный поворот» и других разыгрываю дорожные ситуации, объясняю значение сигналов светофора и значение каждого знака. При повторении правил перехода улиц обращаю еще раз внимание на возможные опасности. Объясняю, как переходить улицу, если нет светофора и регулировщика.

 

  1. ИТОГИ УРОКА

 

-- Что изучали на уроке?

-- Чему учились?

-- Что из услышанного на уроке пригодится нам в жизни уже сегодня?

doc
Додано
17 квітня 2020
Переглядів
671
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку