Урок. (Про що роман Булгакова "Майстер та Маргарита")

Про матеріал

Заключний урок до вивчення твору Булгакова "Майстер та Маргарита".

Урок - творча майстерня. Учні працюють у групах.

Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах

(«Чтобы знали… чтобы знали»)

Какую истину хотел донести Булгаков своим читателям?

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» – последнее произведение гениального писателя, творение , которое до сих пор остается текстом – загадкой, глубокой, траги – сатирической, философской, доброй и жестокой одновременно игрой автора со своими читателями. Понять роман – попытка разобраться в себе, определить свои ценности.

О чем же повествует нам текст?

Для кого-то роман – это, прежде всего, история любви, для кого-то – история давно минувших дней, для кого-то – история извечной борьбы добра и зла. Поскольку у нас сегодня заключительный урок, предлагаю попытаться ответить, на мой взгляд, на самый важный вопрос: «Мастер и Маргарита» – роман за Христа или против?

Перегляд файлу

 

       Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах

                               («Чтобы  знали… чтобы знали»)

Какую истину хотел донести Булгаков своим читателям?       (3 слайд)

 

Ход урока

1.Слово учителя.

  Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» – последнее произведение  гениального писателя, творение , которое до сих пор остается текстом – загадкой, глубокой, траги – сатирической, философской, доброй и жестокой одновременно игрой автора со своими читателями. Понять роман – попытка   разобраться  в  себе, определить  свои ценности.               

О чем же повествует нам текст? 

Для кого-то  роман –  это, прежде всего,  история любви, для кого-то – история давно минувших дней, для кого-то – история извечной борьбы добра и зла.  Поскольку у нас сегодня заключительный урок, предлагаю  попытаться ответить, на мой взгляд,  на самый  важный  вопрос: «Мастер и Маргарита» – роман за Христа или против?

2. Беседа  с  учениками

Какие факты биографии Булгакова, на ваш взгляд, нужно знать, чтобы  открыть для себя роман «Мастер и Маргарита»?                                   (4,5 слайд)

  • У Булгакова было церковное детство. Оба его деда были священниками, а отец, Афанасий Иванович Булгаков (1857-1907), — профессором Киевской Духовной Академии, оставившим ряд монографий по сравнительному богословию. Крестный отец Михаила - профессор Киевской духовной академии Н. И. Петров, несмотря на большую разницу в их возрасте, был позже другом своего крестника.
  • Он не носил нательного крестика. Были и увлечения наркотиками. Его первой жене пришлось делать аборт еще до венчания... Не стоит удивляться, что он давал довольно едкие зарисовки из церковно-приходской жизни.
  • Не нравилась советская жизнь Булгакову. Он вообще не мог описывать ее не-фельетонно. Но одно дело высмеивать очереди, коммунальные склоки, бюрократию и прочую бытовуху. И совсем другое дело – бросать вызов официальной идеологии.
  • Булгаков   писал свой последний  роман  в годы жесточайшей цензуры, уже имея огромный опыт пародирования
  • Он хотел видеть свой роман опубликованным.
  • Разные редакции, отражающие разные этапы работы Булгакова над текстом «Мастера и Маргариты», принято обозначать так:

Черный маг (1928-1929) 

Копыто инженера (1929-1930)

Великий канцлер (1932-1936)

Князь тьмы (1937)

Вторая полная рукописная редакция романа (1938).

«Мастер и Маргарита» становится названием этого произведения только в 1938 году. Возможно, в порядке самоцензурной смягчающей правки.

  • За несколько дней до смерти в дневнике его жены Е. С. Булгаковой появляется запись: «6 марта 1940 г. Когда засыпал: «Составь список... список, что я сделал…  пусть знают…». Был очень ласков, целовал много раз и крестил меня и себя – но уже неправильно, руки не слушаются.. Одно время у меня было впечатление, что он мучится тем, что я не понимаю его, когда он мучительно кричит. И я сказала ему наугад (мне казалось, что он об этом думает): «Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать!» – А он слушал, довольно осмысленно и внимательно, и потом сказал: «Чтобы знали… чтобы знали»

                                                              Почему, зачем, откуда зло?

                                                               Если есть Бог, то,  как может быть зло?

                                                               Если есть зло, то,  как может быть Бог?

                                                                                М. Ю. Лермонтов     

3. Работа в группах

Дайте, пожалуйста, определение понятиям «зло», «добро».

Зло-понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.(9 слайд)

 

Добро -общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально было противоположно понятию худа (т. е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо». В религиозном смысле Добро абсолютизируется, — например, в христианской морали Добро является характеристикой явлений с точки зрения их соответствия Божьему промыслу, общему для всех.                                                                                        (10 слайд)

 

В каком мире стоит поискать Добро? В современном? В библейском?

5. Задание для учащихся. Составьте «Круги Вена» (общество Понтия Пилата, современное, мир Мастера)

И в мире Понтия Пилата, и в мире Мастера господствуют жестокость, равнодушие, разгул и разруха в умах людей.

Разруха. Это - мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны! (профессор Ф.Ф.Преображенский) 

(11 слайд)


6. Работа в группах

Рассмотрим образы главных героев                                                        (12 сайд)

А) Симпатизирует ли Булгаков своему герою Га -Ноцри?         (13,14  сайд)

«… человек лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта- ссадина с запекшейся кровью»

(«Эти добрые люди… все перепутали , что я говорил. Я вообще начинаю опасаться , что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной». «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова»,- говорит Иешуа Пилату. «… всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой – либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна власть»

( «Иешуа заискивающе улыбнулся..»; «Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня»; «Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг такое проговорил  по- гречески , заикаясь» (похоже на сатиру толстовского героя) (в ранних редакциях) Об Иешуа Мастеру говорить неинтересно: «Скажите мне, а что было дальше с Иешуа и Пилатом, - попросил Иван, - умоляю, я хочу знать. – Ах, нет, нет, - болезненно дернувшись, ответил гость, - я вспомнить не могу без дрожи мой роман.  А  ваш знакомый с Патриарших прудов сделал бы это лучше меня»...)

Иешуа булгаковского романа умирает с именем Понтия Пилата на устах, в то время как  Иисус  Евангелия – с именем Отца.

Добр ли  Га - Ноцри?  Добр.  Но его доброта слабая, неуверенная, толстовская.

Иешуа является носителем истины . (Общепринятое мнение) В чем же заключена его истина?

(Истина в том, что у Понтия Пилата болит голова)

Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо ныне существующее материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа — Бога-Слова  Логоса , который изрёк: «Я есть путь, истина и жизнь» (15 слайд)

Симпатизирует ли Булгаков своему герою, Мастеру?         (16   слайд)

Какое  имя  у мастера?

Единственный герой без имени. В тексте слово написано с маленькой буквы.

«…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

«Вы – писатель? – спросил с великим интересом Иван. - Я – мастер, - ответил гость и стал горделив, и вынул из кармана засаленную шелковую черную шапочку, надел ее, а также надел и очки, и показался Ивану и в профиль, и в фас, чтобы доказать, что он действительно мастер».

«…Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами».

«Я знаю пять языков, кроме родного ,  - ответил гость, - английский, французский, немецкий, латинский и греческий».

«…однажды выиграл сто тысяч рублей».

«…когда я сунул руку в корзину с грязным бельем и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете!»

Как реагирует Мастер  на рассказ Ивана о гибели Берлиоза?

Глаза Мастера вспыхнули злобой. «Об одном жалею, что на месте того Берлиоза  не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича!»

Кто узнает сатану? (Мастер)

«Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной!»

«…до чего же досадно, что встретились с ним вы, а не я!»

Есть ли в жизни Мастера минуты решения, выбора?

В жизни Мастера нет минуты решения, выбора. Оттого нет и договора. Мастер не способен к поступкам. «- Ну, и ладно, ладно, - отозвался мастер и, засмеявшись, добавил: - Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там»

Что же рознит Мастера и Фауста? (Фауст продает душу, как бы то ни было, но он ищет истину, он действует, а Мастер пассивен, он отказывается от своего творения, а душу закладывает Маргарита)

Все прекрасно помнят слова, которые произносит Воланд: « Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»(9 слайд)

Может, по общепринятому мнению, мы должны восторгаться силой любви Маргариты?

Маргарита                                                                                             (17-20 слайд)

«Бездетная тридцатилетняя женщина…»

«…она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья»

« в  глазах…  всегда горел какой-то непонятный огонек, что нужно было чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?»

«…ей нужен был он, мастер…»

«…была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая»

(Охарактеризуйте  отношения Мастера и Маргариты?

При каких обстоятельствах познакомились М-М?

Почему Воланд выбирает именно Маргариту королевой бала?

Что или кто интересует Маргариту?  (Мастер или его творение)

« Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы…Она несла желтые цветы! Нехороший цвет»

(В переулке  не было ни души. «…внезапно заговорила она», «… повинуясь желтому знаку» (мастер), « …чтобы я наконец  ее нашел» (мастер)

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (Мастер)

«Жене моей он не понравился» ( Мастер о Могарыче)

«…шила шапочку».

« Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут – то стала называть мастером»

«…в том романе ее жизнь», «…толкала его на борьбу»

«Я тебя вылечу, вылечу»,  -  бормотала она, впиваясь мне в плечи,- ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один кземпляр! Она оскалилась от ярости…» ( Мастер сжег роман)

«…по счастью не успев поговорить с мужем», «Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте».

« Вот и пример, почему, собственно я прогнала того мужчину?»

«Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»

«Я знаю, на что иду. Я погибаю из-за любви!»

«… согласна  идти к черту на кулички»

«Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте»

«У нее была страсть ко всем людям, которые делают что – либо первоклассное»

«Я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду».

«… она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение».

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера»

«За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в ту твою работу»   

«…она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку…»

«Но ты ни слова, ни слова из него не забудешь?»

«Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом…»

«Как я счастлива, что вступила… с ним в сделку!»

 И, наконец, Маргарита вслед за сатаной вторит Мастеру, что их ждет покой.

А, может, как принято считать, Воланд и его свита являются олицетворением Добра, поскольку они « не столько сбивают с праведного пути добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую  воду и наказывают уже состоявшихся грешников»?                                   (21 слайд)

 

Кто же такой Воланд?                                                                          (22-24 слайд)

Воланд – оппонент автора или резонер, которому доверено озвучивать авторскую позицию?

А) Внешний вид

«Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый  берет он  лихо  заломил  на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему - то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец».

«…Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд».

Что он говорит о себе?

«так кто же ты, наконец? 
 — Я - часть той силы, что 
 вечно хочет зла и вечно 
 совершает благо. 
                      “Фауст” И. Гете.

Какое же добро он совершает?

Истинное лицо Воланда проявляется в диалогах с другими героями.

Вслушайтесь в его, казалось бы, правдивые слова.

«…они люди как люди. Любят деньги»

« …и милосердие иногда стучится в их сердца»

«… квартирный вопрос испортил»

«Я люблю сидеть низко, - с низкого не так опасно падать»
« Совсем худо,- заключил хозяин,- что-то …недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих…удивительные подлецы»

«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее  вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь гордая женщина!»                                                                                              (24 слайд)

( Разве не к Господу обращаем мы свои просьбы и молитвы, свои чаяния , прийдя в храм?)

С какой целью прибывает Воланд в Москву?

Посмотреть, изменились ли люди?

«…они люди как люди. Любят деньги»

(Сам  Воланд намекает , что одна вполне конкретная рукопись интересует его и что именно этот интерес и привлек его в Москву:

«Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Объяснение весьма интересное. Герберт Аврилакский (Герберт Орильякский, GerbertdAurillac) – это римский папа Сильвестр 2 (999-1003).  Еще  не будучи папой, он изучал у арабских ученых математику. Он был первым ученым, который познакомил европейцев с арабскими цифрами. Его подозревали в занятиях магией, но вряд ли эти обвинения были основательны – иначе он не был бы избран на папский престол. Тем не менее, фигура Сильвестра стала одним из прототипов легенды о докторе Фаусте. Легенда гласила, что Герберт уговорил дочь мавританского учителя, у которого он учился, похитить магическую книгу ее отца. С помощью этой книги он вызвал дьявола, а уж дьявол сделал его папой и всегда сопровождал его в образе черного лохматого пса. Герберту также приписывали владение искусством изготовления терафима – говорящей мертвой головы (ср. беседу Воланда с головой Берлиоза).

В подвалах дома Пашкова Воланд замечен не был. С текстами Герберта вроде бы мы его тоже не видим. Неужели соврал? – Нет.

Воланд и в самом деле прибыл в Москву для знакомства с рукописью одного из Фаустов. Но называя имя первого литератуного Фауста, он имеет в виду последнего – Мастера  )

Тогда возникает следующий вопрос. Кто же является создателем романа о Понтии Пилате?

( Воланд.   Доказательства: история о Понтии Пилате появляется раньше, чем сам Мастер; Мастер в психушке в разговоре с Иванушкой называет имя дьявола «Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее».  Штука в том, что Иванушка имени Воланда и сам не знал, и Мастеру не называл…  При этом Мастеру понятно: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной». И, судя по состоянию души Мастера, он не из книг знает о том, как рушатся души, коснувшиеся князя тьмы: «А затем, представьте себе, наступила третья стадия - страха. Нет, не страха этих статей, поймите, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. И спать мне пришлось с огнем…  Я стал человеком, который уже не владеет собой». Да и рукопись Мастер сжигает, а Воланд спасает. Какое дело сатане до мирских дел, мало ли творений уничтожается авторами,  так и не увидев света признания? Да  и  заканчивает роман  не  Мастер).

7. Слово учителя

Отношения Мастера с Воландом - это классические отношения человека-творца с демоном: человек свой талант отдает духу, а взамен получает от него дары (информацию, видения - «картинки», энергию, силы, при необходимости и «материальную помощь»  и  защиту от недругов).

Вспомните, ведь  100 000 рублей, «случайно» выигранных Мастером в лотерею, позволяют ему  уйти с советской работы и начать писать свой роман. («Вообразите мое изумление, - шептал гость в черной шапочке, - когда я сунул руку в корзину с грязным бельем и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете!»)

Вы спросите, почему сам Воланд не пишет роман, а поручает свои мысли человеку? Дело в том, что ангел не обладает талантом творить. По православному учению, человек поставлен выше ангелов. И в самом деле, "ангел" - это просто вестник.

8. Беседа с учащимися

Роман о Понтии Пилате появляется в московских главах трижды. Как?

 ( Рассказ  Воланда,  сон  Иванушки,   рукопись Мастера,  которую читает Маргарита.  Если предположить, что автором является Мастер, то как главы могли присниться поэту?) 

И, наконец, о  чем фраза « Рукописи не горят»? ( Булгаков,  как  никто, знает, что горят)

Спасает рукопись Воланд. Она ему нужна. «Евангелие от Воланда» - вот, что спасает сатана.

Чем так дорога Воланду  история о Понтии Пилате?

Упрощенный, очеловеченный, лишенный божественного начала образ Иешуа. Рассказывая историю, похожую на правду, запутывается мирской человек.

Отрицая существование  Бога, мы отрицаем и сатану. А вот , искажая Божий лик, мы принимаем такое чудодейственное средство, как дьявол.

Да и само понятие истины переведено из разряда духовного  в мир мирской, физиологический, плотский, бытовой.

Воланд не ставит за цель доказать, что Бога нет. Ему нужно зародить сомнение в его силе, правдивости, мудрости.

Кому человек поверит? В кого будет веровать?

(Сомнительна , как-то по-Воландски звучит просьба  и Левия Матвея(но он все время искажает)

Что же  обещает Воланд М-М ? ( Покой)

Почему же предложен некий третий мир? Почему Воланд не пополняет свою свиту Мастером?

 (Мастер слабый, не оправдывает надежд, порскольку отказывается от романа)

Свет? Маргарите комфортно с дьволом. А любящие должны разделять судьбу с теми, кого любят.

Что ждет Мастера? (Покой, тихое творчество, скрип пера, приходить будут друзья, вишневый сад … В русск. яз. – покой-упокой-покойник…)

Словарная работа                                                                                     (25 слайд)

ПОКО́Й м. состоянье бездействия, в веществен. и духовн. знач.; косность, косненье, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех на него действующих сил. Покой живого тела, полное ослабленье своих движущих сил, с подчиненьем его одному тяготенью. Покой духа, души, может быть двоякий: покой ума, где мышленью дан роздых, оно не напрягается, а носится по воле, и  покой сердца, воли, совести, затишье нравственное, невозмущенный страстями быт. 

(Словарь Даля)

ПОКО́Й, -я, м.

1. Состояние относительной неподвижности, отсутствия движения (спец.).

2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие бес~ства. Больному нужен п. Нет покоя от соседей. Оставить кого-н. в покое (не беспокоить). Вечный п. (перен.: смерть; устар.). Удалиться на п. или жить на покое (к старости перестать служить, работать; устар.).

3. У растений: состояние, при к-ром снижается интенсивность жизнедеятельности (спец.). После листопада деревья находятся в состоянии покоя.

Покой (Словарь русских синонимов )                                            

Бездействие, косность, лень,  неподвижность,  инерция,  ничегонеделание, отдых, мир, тишина; спокойствие, шум, незвучание; оцепенение, безмолвие, отсутствие движения, безмятежность, успокоение, умиротворенность, умиротворение,  успокоенность, недвижимость.

 

(Вишневый сад , всегда цветущий… А как же плоды?  Каждый из нас хочет видеть результат своего деяния, плоды)

 

 Как же заканчивается роман ?

Может, просто сбылся старый сон Маргариты? «Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен. Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы. А тут приснился. Приснилась неизвестная Маргарите местность - безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под  ним мутная  весенняя речонка,  безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, - меж деревьев, - бревенчатое  зданьице,  не  то оно - отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека! И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы  всклокочены,  не брит.  Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась» (гл. 19).

Какими словами заканчивают роман  Мастер – Воланд?

«Свободен…»

«Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего»

«Ведь мы хотим жить и летать» (Наташа просит оставить ее ведьмой)

(двойтвенное отошение Булгакова к  Сталину, ко всему происходящему, понимание, что человек свободен  лишь в 1выборе: в  принятии или непринятии Бога всем сердцем,  душой ,  разумом)

Вернемся к словам М. Ю. Лермонтова.                                       (26 слайд)

Как  бы вы ответили поэту?

9. Слово учителя    

Н. А. Бердяев. По его мысли именно из неизмеримого могущества зла в мире следует бытие Бога. Ведь если зла так много, и тем не менее встречаются редкие островки света – значит, есть что-то, не позволяющее тайфуну зла переломить тростники добра. Есть какая-то более могущественная сила, которая не позволяет океанскому прибою размыть прибрежные пески. У сил добра, столь редких в мире сем, есть тайный стратегический резерв – в мире Ином.  Небесконечность могущества зла есть доказательство бытия Бога…

(17 слайд)

Свита Воланда вынуждена покинуть город… Завтра Пасха…   (27 слайд)

10. Систематизация знаний

  • Давайте же ответим на основной вопрос нашего урока: «Книга Булгакова за Христа или против?»
  • Зачем М.А. Булгаков выбрал такую сложную форму?

В мире, где из каждого окна выглядывают атеисты, нет резона доказывать, что Он есть.

В риторике и логике есть такой полемический прием как reductioadabsurdum. Используя его, рассказывающий становится на точку зрения своего оппонента, как бы соглашается с ним, но затем из этого тезиса логически необходимо и очевидно разворачиваются такие следствия, что для всех, включая и оппонента, становится очевидными как абсурдность полученных выводов, так и их логически необходимая и неизбежная связь с исходным допущением.

Ведь  «…разум всегда приводит лишь в ту точку, в которой ты назначаешь ему свидание».                                                                                     ( 28)

11. Домашнее задание. Перед смертью Булгаков хотел, чтобы роман увидел свет, «чтобы  знали …  чтобы знали…»

Как вы думаете, что хотел донести человечеству Булгаков? (напишите сочинение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Воланд    

  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
  • …что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Рукописи не горят.
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
  • Факт — самая упрямая в мире вещь.
  • Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
  • Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
  • Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
  • Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Каждому воздастся по его вере.
  • Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.(Воланд о Канте)
  • Какой смысл умирать под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?
  • Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
  • Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове?  (Коровьев)
  • Да, сдаюсь, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!   Бегемот
  • Маркиза... отравила отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства! Королева в восхищении!   Коровьев
  • Нет документа, нет и человека.  Коровьев
  • Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!  Бегемот

                                       

 

Мастер

  • Мастер: Нет, это чёрт знает что такое, чёрт, чёрт, чёрт!
    Маргарита: Ты сейчас невольно сказал правду. Чёрт знает, что такое,… Маргарита про Воланда
  • Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.  
  • Единственный герой без имени. В тексте слово написано с маленькой буквы.
  • …бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
  • Вы – писатель? – спросил с великим интересом Иван. - Я – мастер, - ответил гость и стал горделив, и вынул из кармана засаленную шелковую черную шапочку, надел ее, а также надел и очки, и показался Ивану и в профиль, и в фас, чтобы доказать, что он действительно мастер.
  • …Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того ,занимался переводами.
  • Я знаю пять языков, кроме родного ,- ответл гость,-английский, французский,немецкий, латинский и греческий.
  • …однажды выиграл сто тысяч рублей.
  • …когда я сунул руку в корзину с грязным бельем и смотрю: на ней тот же  номер, что и в газете!
  • Об одном жалею, что на месте того Берлиоза  не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича!
  • Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной!
  • …до чего же досадно, что встретились с ним вы , а не я!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Иешуа Га-Ноцри

  • Правду говорить легко и приятно.
  • … человек лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью.
  • Иешуа заискивающе улыбнулся..;
  • Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня;
  • Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг такое проговорил

по- гречески, заикаясь

 

 

                     Маргарита

  • Бездетная тридцатилетняя женщина…
  • …она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья.
  •  в глазах… всегда горел какой – то непонятный огонек, что нужно было чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?
  • …ей нужен был он, мастер…
  • …была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было . И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
  • Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы…Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
  • (В переулке  не было ни души. «…внезапно заговорила она»,

«… повинуясь желтому знаку» (мастер), « …чтобы я наконец  ее нашел» (мастер).

  • Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! (Мастер)
  • Жене моей он не понравился   ( Мастер о Могарыче)
  • …шила шапочку.
  •  Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут – то стала называть мастером.
  • «…в том романе ее жизнь», «…толкала его на борьбу».
  • (после того,  как Мастер сжег роман: «Я тебя вылечу, вылечу,» - бормотала она, впиваясь мне в плечи,- ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр! Она оскалилась от ярости…
  • …по счастью не успев поговорить с мужем», «Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.
  •  Вот и пример, почему, собственно, я прогнала того мужчину?
  • Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!
  • Я знаю, на что иду. Я погибаю из-за любви!
  • …согласна  идти к черту на кулички.
  • Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте.
  • У нее была страсть ко всем людям, которые делают что – либо первоклассное.
  • Я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду.
  • … она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение.
  • Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера.
  • За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в ту твою работу. 
  • …она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку…
  • Но ты ни слова, ни слова из него не забудешь?
  • Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом…
  • Как я счастлива, что вступила… с ним в сделку!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
29 липня 2018
Переглядів
2107
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку