Урок развитие речи в 6 классе. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина»

Про матеріал
Тема: Развитие речи. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина» Цели: подготовить уч-ся к устному сочинению-описанию с элементами повествования по натюрморту; познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой (братина, рушник); реализовать культуроведческий подход при обучении сочинения по картине; способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям. Оборудование: репродукция картины В.Стожарова «Хлеб, соль, братина», мультимедийная установка, таблица на кануне уч-ся даётся задание подобрать пословицы, поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, объяснить их смысл, портрет художника В.Ф.Стожарова; карточки лапти, прялка, братина
Перегляд файлу

Урок в 6 классе

Тема: Развитие речи. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина»

Цели: подготовить уч-ся к устному сочинению-описанию с элементами повествования по натюрморту; познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой (братина, рушник); реализовать культуроведческий подход при обучении сочинения по картине; способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям.

Оборудование: репродукция картины В.Стожарова «Хлеб, соль, братина», мультимедийная установка, таблица на кануне уч-ся даётся задание подобрать пословицы, поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, объяснить их смысл, портрет художника В.Ф.Стожарова; карточки лапти, прялка, братина

 

Ход урока

  1.               Вступительное учителя.

Сегодня мы будем работать над натюрмортом художника Владимира Фёдоровича Стожарова «Хлеб, соль, братина». Задача нашего урока будет заключаться не только в том, чтобы описать натюрморт, но и в том, чтобы рассказать о главных его деталях.

Ученик: Владимир Фёдорович Стожаров – необыкновенный художник и удивительный человек. Он родился в Москве 3 января 1926 года. Учился сначала в средней художественной школе при институте имени В.И. Сурикова, а затем в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. На протяжении всей своей жизни он совершал творческие поездки по России. Где только не побывал художник! В Иркутске и Омске, в Архангельской, Костромской, Ярославской областях, в Коми АССР, на озёрах Байкал и Иссык-Куль. Дважды был он и в Италии, где изучал мастерство итальянских живописцев. Ему присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Художник был членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Ученик: С именем Владимира Стожарова связано прежде всего представление о русской деревне, о народной старине. Его картины «Покров», «Собор Рождества Христова              », «Бани», «Лён», «Романовский лук» - свидетельство тому.  Художник выбрал дорогую сердцу и внутренне близкую и понятную ему тематику, постиг её глубины и со свойственной ему поэтичностью и пластичностью выразил в своём искусстве.                                           В его натюрмортах – извечные атрибуты деревенской жизни, теперь … почти музейской редкостью6 лапти, прялки, братины… Сам художник так говорил об этом : «Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не только запечатлеть то тили иной дом.. Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живет человек, которого жена ждала двадцать лет… Мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы – обликом дом, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят».

Учитель: Сегодня мы познакомились с одной из его картин «Хлеб, соль, братина», на которой он изобразил самые обычные, незамысловатые вещи, и постараемся понять, что за этими предметами стоит, о чём думал автор, когда писали х, что эти предметы рассказывают нам о людях, которые их создавали и которые ими пользовались. Давайте рассмотрим натюрморт В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина».

Запишите в тетрадь слово натюрморт и его значение. Натюрморт – (фр. nature morte букв. мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

  1.               Беседа по картине.

- Как вы думаете, натюрморт, который вы видите тёплый или холодный? (Тёплый)

- Почему он тёплый? (Он тёплый потому, что выполнен красками тёплых тонов)

- Какие цвета преимущественно использует автор? (Золотистые, коричневые, жёлтые, красные)

- Что еще создаёт ощущение тепла? (Ощущение тепла создают предметы, изображённые на натюрморте, и его фон)

- Посмотрите на натюрморт внимательно. Изображённые на картине предметы новые или старые? (Предметы на картине старые)

- Видно, предметы старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут в этом доме.

На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие? (Да, присутствие людей ощущается)

- Почему мы чувствуем, что люди где-то здесь рядом? (Приподнят край занавески, как будто кто-то только что брал что-то оттуда. Хлеб на столе разрезан)

- Действительно, эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме, они где-то рядом. А это означает, что предметы, которые мы видим, согреты людьми, теплом их души. Давайте внимательно рассмотрим этот натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи предметы расскажут нам о себе и о людях, живущих в этом доме.

3. Собирание рабочих материалов к сочинению.

   - Для работы нам понадобится следующая таблица

 

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем

Фон (стена дер. избы)

 

 

 

 В таблице мы поместим рабочие материалы к нашему сочинению, в которых отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте (Таблица заполняется на доске и в тетрадях учеников)

- Вы уже знаете, что на картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта В.Стожаров? (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы)

- Что представляет собой эта стена? (Это простые брёвна, потемневшие, потрескавшиеся от времени)

- Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Конечно, время наложило, а неё свой отпечаток, и вы заметили и изменившейся цвет стены, и трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? (Нет, стена по-прежнему крепкая и добротная)

   По-видимому, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века. Хозяин, наверное, хотел, чтобы жила семья в доме и не боялась трескучих русских морозов и зимних вьюг. Видите, как много рассказала нам стена дома.

- И так, что мы сейчас рассмотрим? (Дом строился на века и делался добротным, прочным, крепким) – С помощью каких слов мы её описали? (бревенчатая, потрескавшаяся, старая).

Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов.

- Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В. Стожаров? (Стол старый, деревянный)

- Как вы поняли, что стол тоже старый? (Краска на столе местами стерлась и облупилась)

- Какие предметы находятся на столе? (На столе вещи, обычные для русской деревни: хлеб, полотенце, посуда, солонка с солью, кружка, бутылка с настоем каких-то кореньев)

- Что мы видим над столом? (Над столом – разноцветная ситцевая занавеска, закрывающая полочку)

- Какой предмет мы видим рядом со столом? (Рядом со столом, на гвоздике, весит смотанный моточек бечёвки)

- Какой, по вашему мнению, самый важный и главный предмет из тех, которые      лежат на столе? (Самый важный предмет – это хлеб)

- Почему вы решили, что хлеб – самый главный предмет? (Хлеб изображён на переднем плане натюрморта: художник показал не один, а несколько караваев хлеба)

- Какой хлеб изображён на картине? (Черный хлеб)

-Какой он формы?  (Хлеб круглый)

- Это хлеб Который выпечен на хлебозаводе или в русской печи? (Это хлеб домашний, выпеченный в русской печке)

- Как вы думаете, почему художник изобразил хлеб и целым, и разрезанным на части? (Наверное, он хотел, чтобы мы увидели этот хлеб не только снаружи, но и внутри)

- Верно, художник словно приглашает нас полюбоваться и поджаристой румяной корочкой хлеба, и его ароматным мякишем. Оказывается, и в простом хлебе есть своя особая красота, которую показал нам В. Стожаров.

Но хлеб на натюрморте является самым главным не только и не столько потому, что он, красив своей особой красотой. Вспомните те пословицы и поговорки, подготовленные вами дома, в которых говорится о хлебе.

  1.               Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  2.               Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
  3.               Калач приестся, а хлеб никогда.
  4.               Хлеб – всему голова.
  5.               Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
  6.               Хлеб да вода – крестьянская еда.
  7.               Худ обед, кали хлеба нет.
  8.               Хлеб нам насущный: хоть чёрный, да вкусный.

- Что говорят нам пословицы о важности хлеба? (Пословицы утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова)

- Как вы поняли из пословиц, какой хлеб был более привычен для русского крестьянина? (Чёрный, ржаной хлеб, потому что он

«кормит всех»)

Действительно, пекли в деревне в основном чёрный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный калач был редким гостем на крестьянском столе, считался лакомством, которое позволяли себе только в праздник.

- Как называли хлеб в старину? (Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, уважительно – хлеб-батюшка).

- Что на нашему столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день?  (Каждый день что-то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе – все тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нем однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда никому не приедается. Без хлеба русский человек не мыслил своей жизни. Но хлеб ценим еще потому, что для того, чтобы он вырос, крестьянин трудился не покладая рук.

 

Учитель:

Сегодня мы покупаем хлеб в магазине, а что должен был сделать крестьянин для того чтобы на столе у него появился ароматный, душистый каравай хлеба?

Сначала нужно посеять зерно, ухаживать за хлебом, пока он растет, затем собрать урожай, сделать из зерна муку и испечь хлеб. (ученик ______).

- Действительно, хлеб всегда доставался людям очень дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, в потому очень цениться людьми.

- Итак, какой предмет мы рассматривали на натюрморте? (Рассматривали каравай хлеба)

- Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? («Караваи целые и разрезанные», «поджаристая румяная корочка», «ароматный мягкий»)

- Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? (Мы расскажем, что хлеб самый главный продукт, в который вложен труд многих людей, чтобы получить хлеб нужно было трудиться от зари до зари.)

- Запишите эти материалы в таблицу.

- В названии картины В. Стожарова слово соль стоит радом со словом хлеб.

Какую соль показал нам художник? (Соль обыкновенная, крупная, белая)

- Соль действительно самая обыкновенная, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная. Из чего она сделана? (Солонка выточена из дерева)

- Какую форму она имеет? (Солонка похожа на утенка)

- Посмотрите внимательно, мы отчетливо видим в солонке хвостик, шейку, голову утенка. Форма солонки очень красива, но все-таки автор в названии совей работы сказал не о солонке, а о соли.

- Чем же так привлекла его самая обычная соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ, в которых упоминается соль.

(В русском языке много пословиц где упоминается соль)

Например:

  1. Без соли, без хлеба худая беседа.
  2. Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  3. Без соли, без хлеба не естся.
  4. Без хлеба несытно, без соли не сладко.
  5. Соли не жалей, так есть велеселей.
  6. Помяни соль, чтобы дали хлеба.
  7. За хлебом-солью всякая шутка хорошая.

- В одной из пословиц говориться, что «без хлеба несытно, а без соли несладко». Как же так ведь соль на вкус соленая?

Первоначально это слово было однокоренным со словом сладкий (солодкий). Соль считалась сладкой (солодкой), т.е. вкусной, приятной.

- Но ценилась соль не только потому, что она придавала вкусовые качества продуктам. В старину завозилась она издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно.

Сейчас, когда готовиться пища, хозяйка солит её сразу, во время приготовления. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Но как ни дорожили люди такими продуктами, как хлеб и соль, а дорогим гостям всегда выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас мы с вами гостеприимного хозяина называем хорошим старинным русским словом хлебосольный.

- Итак, мы рассмотрели соль и солонку которые изображены на натюрморте В.Стожарова.

Самостоятельно запишите слова и словосочетания, которые помогут вам описать соль и солонку и рассказать об этих предметах.

- Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто из вас знает, что такое братина?

Посмотрите на натюрморт, как вы думаете, какой из предметов называется этим словом – братина. (Это посуда которая изображена за караваями хлеба).

- Давайте рассмотрим её. Что напоминает её форма? (У неё форма уточки)

- Из чего она сделана? (Братина, как и солонка, выточены из дерева).

- Деревянный сосуд в форме уточки действительно очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездах по стране собирал братины, а вернувшись домой, показывал своим друзьям и рассказывал о братине.

«… Эта братина в форме утицы. Она сделана из болана-нароста на дереве. Выдолблена середина – вот и братина, а ручка в виде шеи птицы – это причудливо изогнувшийся сучок… Глядите, как она хороша! Хоть так, хоть эдак её поверни – со всех сторон хороша, словно, вскинув, голову, плывет гордая птица. Совершенная скульптура, да и только!»

- Но это говорил автор, а теперь вы опишите братину, которую видите на натюрморте.

(Братина когда-то была расписана красками, которые почти стерлись со временем, лишь кое-где видны остатки краски. Но братина все равно красива, по форме она напоминает гордую уточку с поднятой вверх головой. На боку братины – большой ковш, которым черпали содержимое из братины.)

- Ковш на боку братины не случаен. В.И. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на праздники в деревнях нередко устраивали «братины» - пиры в складчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашку с пивом или медом – братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры. Таким образом, братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором разносят питье, пиво на всю братию и разливают по деревянным чашкам.

- Как вы думаете, почему ушло из языка слово «братина»? (наверное, слово ушло из языка потому, что перестал существовать обычаи братины)

- Слова иной раз действительно уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми предметы, уходят в прошлое те или иные обычаи.

Сейчас братины можно увидеть в музеях и среди сувениров, но они продолжают нам напоминать о красивом обычае, объединившем людей, а также рассказывают о том, как тонко русский человек видел и чувствовал красоту окружающего мира и старался окружить себя в быту не только добротными, но и красивыми вещами.

Самостоятельно запишите в таблицу необходимые материалы о братине.

- Посмотрите на натюрморт. Что находиться радом с солью, хлебом, братиной – такими важными для человека вещами? (Рядом с ними мы видим полотенце)

- Полотенце во многих деревнях и по сей день называют рушником, от слова рука. Рушник предназначен для того, чтобы вытирать руки. Но он не такой, как обычные полотенца, к которым мы привыкли. Чем же он отличается от современных полотенец? (Рушник очень нарядный, он украшен яркой вышивкой и кружевом).

- Верно. На рушнике мы видим национальную русскую вышивку, которая обычно выполнялась красными и черными нитками, и кружево, сплетенное умелыми женскими руками. Расшитые нарядные рушники использовали, чтобы вынести на них гостям хлеб-соль, их вешали в красном углу, украшая икону. Рушники бережно хранились в семье и передавались по наследству. Но из поколения в поколение передавались не только сами рушники, но и умение создавать их, ткать, плести кружево, делать нарядную вышивку.

- Как вы думаете, если бы этот рушник умел говорить, чтобы он нам рассказал о своей хозяйке?

(1. Наверное, он рассказал бы о том, что его хозяйка – мастерица. Она умеет вышивать, плести кружева, любит красоту.

2. А может быть, он рассказал бы о том, что его вышили давным-давно, а потом по наследству передавали от матери к дочери.)

- Запишите материалы своих наблюдений в таблицу: что наблюдали, какими словами описывали, что рассказывали?

- Самые главные предметы на натюрморте В.Стожарова мы рассмотрели. Но остались еще некоторые детали. Я даю вам словосочетания в готовом виде, а вы подумайте, что могли бы вы добавить ним, и расскажите об этих деталях, используя данные материалы.

на экране

Другие предметы: бутылка с настоем кореньев (лекарство от болезней); зеленая металлическая кружка (напоминает о современной жизни); моток бечевки повешенный на гвоздик (живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам).

- На заднем плане натюрморта мы видим бутылку с настоем кореньев. Наверное, это какое-нибудь лекарство от болезней, ведь в деревнях до сих пор лечатся своими испытанными способами в том числе и настоями из трав.

Рядом с бутылкой стоит зелёная металлическая кружка, которая словно говорит о том, что все, что мы видим на натюрморте, автор увидел в наше время. На стене, рядом со столом, висит моток бечёвки. Он аккуратно смотан и повешен на гвоздик. Даже такая маленькая деталь говорит о многом. Видимо, в этом доме живут рачительные, бережливые люди, по-хозяйски относящиеся ко всему, к любой мелочи. Бечёвка заботливо смотана, её повесели на видное место, чтобы воспользоваться, когда она пригодится.

- В результате беседы по картине и работы по сбору рабочих материалов у вас в тетрадях остаются следующие записи.


 

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем

Фон натюрморта – стена дома

Бревенчатая, потрескавшаяся, старая

Дом строился на века, прочный, добротный

Каравай хлеба

Целые и разрезанные, поджаристая, румяная корочка, ароматный мягкий

Хлеб – всему голова; вложен труд многих людей, трудились от зари до зари

Соль и солонка

Белая крупная соль, солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, хвостик

Соль – дорогой продукт, варили и пекли без соли, добавляли в еду за столом

Братина

Старинная русская посуда, разливали напитки; деревянная ложка – ковш, расписана яркими красками, форма уточки, по-особому красива

Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками

Рушник

Нарядное полотенце, красная с черным вышивка, по краям кружева

Рассказал об умелой хозяйке, рушники вышивали, кружева плели

Другие предметы

Бутылка с настоем кореньев, зеленая металлическая кружка, моток бечевки, повешенный на гвоздик

Лекарство от болезней; напоминает о современной жизни; живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам

 

- Мы составили с вами рабочие материалы. Что нам ещё необходимо для того, чтобы приступить к работе над сочинением? (Необходим план)

 

4. Составление плана.

«Говорящие» вещи

1. В. Стожаров – мастер «говорящих» предметов.

2. Композиция натюрморта:

а) фон натюрморта;

б) караваи хлеба;

в) соль и солонка;

г) братина;

д) рушник;

е) другие предметы.

3. Урок красоты и памяти.

 

5. Работа над текстом сочинения. Даны карточки. В них вступление к сочинению в готовом виде. Вам необходимо выбрать из 2-х вариантов слов, данных в скобках один, наиболее правильный и уместный в данном случае.

Карточки по кол-ву уч-ся

«Хлеб, соль, братина» - один из самых (известных, знаменитых) натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни. (Автор, художник, Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно (просты, обыкновенны) и в то же время (красивы, прекрасны). Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывать о себе и своих хозяевах, разговаривая со зрителями картины.

P.S. Основная часть проговаривается несколькими уч-ся по отельным подпунктам плана, при этом используются рабочие материалы, записанные ранее.

- Для того чтобы составить заключение к нашему сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая натюрморт В. Стожарова. Какие предметы мы увидели на его натюрморте? Отвечая на этот вопрос, выберите из 2-х слов, данных попарно, тот вариант, который больше подходит для ответа

Даны следующие варианты слов:

старинные – современные;

новые – старые;

вещи - труженики – вещи бездельники;

красивые – некрасивые.

- На натюрморте В. Стожарова мы видим и старинные вещи (братины, рушник), и современные (бутылка, кружка). Многие из этих вещей старые, или долго пользовались люди, но они по-прежнему добротные, крепкие и красивые. Это вещи труженики, они помогают в быту людям.

- Как вы думаете, зачем художник показал нам эти предметы? (Художник, изобразил простые и знакомые предметы, хотел, чтобы мы, глядя на картину, вспомнили своё прошлое, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных русскому народу)

- Автор натюрморт не просто написал красивую картину, глядя на которую радуется глаз. Вольно или невольно он преподнёс нам с вами урок: урок исторической памяти, доброты, человечности. Наверное, он хоте, чтобы мы преклонялись перед своим прошлым, задумывались над настоящим, стали лучше, добрее и человечнее.

Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина», разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить сочинение.

Осталось только составить текст.

 

docx
Додано
27 грудня 2019
Переглядів
1065
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку