Урок "Слова которые не называют действие"

Про матеріал
Урок підходить для всіх шкіл.В ньому подано повне методичне пояснення правил.Підібрані спеціальні вправи для розвитку артикуляції учнів.відповідає віковим особливостям.
Перегляд файлу

 

 

Тема. Слова, которые называют действия  (продолжение)

Цель: продолжить расширять знания детей о словах, обозначающих действия предметов, совершенствовать умение определять эти слова в ряду других слов; развивать связную речь учащихся, oбoгащать словарный запас по теме «Слова, которые называют действия»; развивать наблюдательность, умение делать вывoды и обoбщения на основе сoбственных наблюдений; воспитывать познавательный интерес, любознательность, память, внимательность.

Оборудование: девиз урока, тема, скороговорка, Незнайка, 

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок с элементами нестандартности

Литература: Л.Н.Пелепейченко,М.В.Коченгина. Русский язык. 2 класс, К., "Промінь", 2004 год., стр. 117 - 120

Ход урока

I. Организация класса

1. Приветствие

                     Прозвенел уже звонок

                     Начинаем наш урок

                     Здравствуйте!  Садитесь!

                     Работать не ленитесь!

2. Представление
- Дети, меня зовут Богдана Артуровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
3. Проверка готовности к уроку
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? На парте дневник, учебник, тетрадь и пенал.

4. Введение элемента нестандартности, настрой на работу

- Дети, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

                    В славном городе Цветочном
                    Жил малыш. Его узнай-ка!
                    Он беспечный, но веселый
                    Озорник, шалун… (Незнайка).

- Молодцы!

- Что значит беспечный? ( То же, что беззаботный.)

- Дети, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он будет помогать нам весь урок, и давать интересные задания.

 

II. Актуализация опорных знаний.

1.Девиз урока

                            Кто много читает, тот много знает.

- Прочитаем хором.

- Как вы понимаете содержание этой пословицы?

- На какие вопросы отвечают слова читает? знает?

- Что  называют эти слова?  (действия)

- Я убираю девиз и вконце урока спрошу, какой был девиз нашего урока. Проверю вашу память.

2.Работа над скороговоркой

- А теперь и первое задание от нашего Незнайки.

                          Панцирь носит черепаха,

                          Прячет голову от страха.

-  Проговорим скороговорку все вместе!

- Дети, подумайте, о ком говорится в скороговорке?

- Что вы знаете о черепахе?

- Назовите слова, которые называют действия.

- Произнесите скороговорку ещё раз.

- Теперь – быстрее.

- По рядам. Сейчас проговаривает 1й ряд шёпотом, теперь 2-й ряд громко, а теперь 3-й ряд -  ещё громче.

4.  Каллиграфическая минутка

- Откройте тетради:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- В проведении каллиграфической минутки нам поможет загадка от Незнайки.

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.           (Карандаш)

- О чём загадка?

- Скажи на какие вопросы отвечают слова:  «пишет»? «диктуют»? «чертит»? , «рисует» ? «раскрасит»?

- На что указывают эти слова?

- Пропустите две рабочие строки и напишите сегодняшнее число «Двадцатое марта» и «Классная работа».  Как напишете слово классная? работа?

- С новой строчки каллиграфически запишите буквосочетания 

ка   нд   ка   нд   ка   нд

- Ниже запишем строчку слов:

карандаш  пишет
- Составьте предложение со словом карандаш.

5. Работа с пословицей.

                                      Говори по делу, живи по совести.

- Как вы понимаете эту пословицу?

-  Назовите слова, которые называют действия.

- На какие вопросы они отвечают?

ІІІ. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем говорить о словах, обозначающих действия предметов, так же будем совершенствовать умение определять эти слова в ряду других слов.

 

IV. Продолжение изучения глагола

1.Упражнение «Аргументируй» ( упр.1)

- Откройте учебник на странице 117, упражнение 1. Прочитай и о каждом слове скажи, что оно называет: предмет, признак или действие. Ответ аргументируй.

0-02-05-258233627cd55c630e76a7f5aae09ad94f31f07dcdefff3a69e0584b352fb5d2_27d675f0.jpg

Красный (признак), краснота (предмет), краснеть (действие)…

- Аргументируйте, почему вы так считаете.

 

2. Работа над правилом.

-Дети, на какие вопросы отвечают слова, которые называют действия предмета?

- Вспомним правило.

0-02-05-e4f8a71cf62268ff1a45183244bdd170c1bf8708c0c892c792a39e1e180770aa_48d3370c.jpg

- Вместе со мной вполголоса.

- Теперь сами.

 

3.Работа в парах. Упражнение «Найди лишнее» (упр.2)

- У вас на партах задания. Какая пара первая выполнит, поднимите в паре руки.  Найди в каждом ряду «лишнее» слово, объясните  свой выбор.

0-02-05-ad263f98a144988cdfcd92cec2ae303fee5880357523fcbcb3d6cf58439c2002_9b8e1017.jpg

4. Красный, синий, жёлтый, смотреть.

5. Ручка, пенал, весёлый, альбом.

 

4. Упражнение «Загадка»

- Посмотрите на упражнение 3, спишите загадку и отгадайте её. Подчеркните слова – название предметов - одной линией, а слова, обозначающие действие- двумя.

Бусы

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке

Как хрустальные горошки.  ( дождь)

-  Какая отгадка у загадки? ( дождь)

- Так, а какие слова отвечают на вопросы что делает?, что делают?, что делал?, что делали? ( называют действие предмета)

- Какие слова вы подчеркнули одной линией, а какие двумя?

(одной: тучка, бусы, горошки;     двумя: гуляла, растеряла, скачут)

 

 

5. Упражнение «Подумай» (упр.4)

- На доске поговорки.

- Прочитайте эти поговорки и подумайте, какой же смысл этих поговорок.

viber image 2019-03-14 , 20.07.55.jpg

- Какой смысл поговорок?

Во времена, когда  были студеные и холодные зимы (правда и сейчас иногда зимы бывают суровыми и морозными). В такую холодную и морозную погоду, если не двигаться, то замерзнуть можно очень быстро, даже при наличии тёплой одежды и обуви.  Вот и приходилось людям двигаться (шагать, подпрыгивать, подскакивать) чтобы не околеть от холода.

Причем двигались не только молодые, но и люди преклонного возраста.

Вот оттуда и пословица - что в мороз двигаться на улице будет и старый человек, как молодой - быстро, чтобы согреться и окончательно не замерзнуть.

 

5. Упражнение « Переводилка - комментированное письмо»

viber image 2019-03-14 , 20.23.53.jpg

- Сейчас один ученик выходит к доске, переводит записывает предложение, а остальные работают в тетрадях.

Весной лес наполняется разными звуками. Скрипят жуки. Жужжать шмели. Звонко поют зяблики. Стучать дятлы. Гавкает лисица. Воет волк. Квакают жабы. ( словарная работа: зяблик и шмель)

- Какие слова мы подчеркнули одной линией? … двумя?… Почему ? ( название предметов мы подчеркиваем одной линией которые отвечают на вопросы Кто? Что?, слова обозначающие действие, - двумя линиями которые отвечают на вопросы  то делает?, что делают?, что делал?, что делали?)

 

6. Упражнение « Веселые загадки»

- Посмотрите на упражнение 6, сейчас я вам прочитаю загадки и отгадаем их  спишите загадки. Подчеркните слова, обозначающие действие- двумя линиями.

Неизвестно, где живёт,

Налетит- деревья гнёт,

Засвистит- по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

                                          ( ветер)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это весною

С носа капает вода?

                                    ( сосулька)

- Какая отгадка у первой загадки? ( ветер )

- Какая отгадка у второй загадки? ( сосульки)

- Какие слова вы подчеркнули двумя линиями? ( живёт, налетит, гнёт, засвистит, уймешь, нависает, капает)

7.Упражнение «Говори правильно»

заме'тил    уви'дел

 

VI. Итог урока.

  1. Итоговая беседа

- О чём мы сегодня говорили?

- Что было главным в нашем уроке? 

Читатель(кто?) – читает (что делает?)

Певец(кто?) – поёт (что делает?)

Грусть(что?) – прустит (что делает?)

Смех(что?) – смеётся(что делает?)

Расскажите правило.

- На какие вопросы отвечают слова, которые называют действие предмета?

- На какие вопросы отвечают слова, которые называют предмет?

 

2. Проверка памяти.

- У  кого хорошая память? Кто помнит, какой был девиз нашего урока?

- Проговорите хором

3. Домашнее задание.

Упражнение 7 на странице 119.

4. Прощание.

 - До свидания, дети!

Двадцатое марта

Классная работа

ка   нд   ка   нд   ка   нд

карандаш  пишет  карандаш пишет

Карлсон засунул руку в карман и вытащил карандаш и блокнот.

Бусы

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке

Как хрустальные горошки ( Дождь)

Упражнение 5.

Весной лес наполняется разными звуками. Скрипят жуки. Жужжать шмели. Звонко поют зяблики. Стучать дятлы. Гавкает лисица. Воет волк. Квакают жабы.

Упражнение 6.

  1. Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

                                          ( ветер)

  1. Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это весною

С носа капает вода?          ( сосулька)

                                

 

 

 

 

docx
Додав(-ла)
Ященко Микола
Додано
16 лютого 2020
Переглядів
481
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку