19 липня о 18:00Вебінар: Реалізація національно-патріотичного проекту в закладах дошкільної та середньої освіти

Конкурс чтецов "Лики природы"

Про матеріал
Материалы внеклассного мероприятия по литературе в форме конкурса чтецов способствуют развитию духовности школьника, воспитывают грамотного читателя, развивают в детях чувство эстетического вкуса на примере поэтических произведений русской литературы. Соответствуют программе «Интегрированный курс «Литература» для школ с русским языком обучения.
Перегляд файлу

 

20180406_083017Автор разработки:

 

Золотухина Татьяна Борисовна

 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,  «Старший учитель»

 

Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского  совета Донецкой

                                                                          области»                                                     

 

Предмет:  интегрированный курс «Литература» в  общеобразовательных школах с обучением на русском языке

 

Класс: 6 класс

 

Жанр: Внеклассное мероприятие по предмету. Конкурс чтецов.

Тема: Лики природы

Цель: 

      сформировать познавательную компетентность учащихся:

*развить познавательный интерес к предмету, привлечь учащихся к самостоятельной работе с произведениями литературы;

       сформировать поликультурную компетентность:

*развить в детях чувство эстетического вкуса, воспитать грамотного читателя, привить любовь к поэтическому слову;

        сформировать социальную компетентность:

*содействовать развитию духовности школьника, возникновению интереса к дальнейшему самостоятельному изучению поэтических произведений русской литературы, воспитать любовь и бережное отношение к природе, чувство патриотизма;

         развить коммуникативную компетентность:

*умение слушать, навык выразительного чтения поэтических произведений, навык хорошей речи.

Форма проведения: конкурс чтецов

Технологии: технология коллективного способа   обучения, технология  компетентностно

       ориентированного обучения, технология  развивающего обучения,  технология создания

       ситуации успеха  

Методы: наглядный, словесный, поисковый, репродуктивный, перцептивный, аудиометод.

Межпредметные связи: этика, природоведение.

Оборудование:

юбилейные издания книг русских поэтов;

доска  оформлена  иллюстрированными   плакатами  (зима, весна, осень, лето) и красочным названием «Лики  природы»,  по периметру украшенным  ажурными   снежинками, зелеными листьями, яркими цветами и  осенней  листвой;

классическая музыка:  П.И.Чайковский «Времена года». 

Условия проведения конкурса:

          всем  участникам  конкурса  в  качестве домашнего задания было поручено выучить  любое  стихотворение русского  поэта  о  природе; затем  учащиеся  по тематике  изображаемых  явлений  природы  (времени  года) распределены  на 4 группы  для  создания   очерёдности  выступления; члены  жюри  определяют  победителей.

Иллюстрированные  плакаты:

              Зима                                                                                 Весна

Буря  мглою  небо  кроет,                                          Юный  лес, в зелёный дым  одетый,

Вихри  снежные  крутя;                                             Теплых  гроз  нетерпеливо  ждёт;

То как  зверь  она  завоет,                                          Всё  весны  дыханием согрето,

То  заплачет, как  дитя.                                              Всё  кругом  и любит, и поет…

                  А.С.Пушкин                                                                                   А.Толстой

 

          Осень                                                                                              Лето

Унылая  пора! Очей  очарованье!                                       Солнце  нижет  лучами  в отвес,

Приятна  мне  твоя  прощальная  краса -                            И  дрожат  испарений  струи 

Люблю  я  пышное  природы  увяданье,                             У  окраины  ярких  небес;

В багрец  и золото  одетые  леса.                                          Распахни  мне  объятья  свои,

                                                                                                 Густолистый, развесистый  лес!

                                                  А.С.Пушкин                                                                    А.Фет

МУЗЫКА

Вступительное слово ведущего

      Здравствуйте, уважаемые  гости и участники нашего  конкурса. Сегодня нам предстоит определить лучшего чтеца стихотворений среди учеников 6-х классов. Поэтические произведения каждый участник выбрал себе сам. Мы решили избрать тему конкурса, которая, по нашему мнению, близка каждому из нас. И назвали её «ЛИКИ ПРИРОДЫ».

     Почему именно эта тема?

     Мы привыкли к шуму мегаполиса, пыльному , душному воздуху города, грязным улицам во время непогоды.

     И так хочется чего-то  чистого, святого, где можно было бы отдохнуть душой, расслабиться, отрешиться от многочисленных и непрерывно возникающих проблем, почувствовать себя единицей, частью огромного мира природы, раствориться в нём.

     Мы так заняты собой, борьбой за своё существование, что не замечаем, как проходят годы, как меняется мир вокруг нас. И только природа остаётся неизменной. Но мы этого не замечаем.

     Так давайте же сегодня отвлечёмся от внешнего мира и окунёмся в волшебный мир поэзии, чудесное царство природы; постараемся восстановить в памяти каждое неповторимое мгновение, каждый миг, попытаемся запечатлеть  ЛИКИ ПРИРОДЫ.

      Может быть, тогда мы станем более спокойными, чуткими, внимательными, добрыми к тому, что нас окружает, друг к другу.

      Мы не должны забывать, что у слов природа и Родина один корень. Для многих из нас понятие родины неразрывно связано с домом, местом, где прошло детство. Каждый любит именно то место, где родился и живет, любит свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.

     Вместе с поэтами мы ощущаем себя в нашем общем  доме природы, учимся любить родную природу.

     Поэты сумели проникнуть в жизнь природы и воспеть её, они открыли её миллионам людей как мир тончайшей и свежей поэзии.

     Константин Паустовский писал: «Для мастеров, что могут писать целую историю о каждом слетающем с детства осеннем листке, мало одной жизни».

     Так давайте же сегодня продлим жизнь русских поэтов.

 

 

МУЗЫКА

     Для того, чтобы упорядочить темы стихотворений наших участников, мы решили распределить их по 4-м подгруппам – временам года: ЗИМА – ВЕСНА – ЛЕТО – ОСЕНЬ.

I тур

 

З И М А                  

    Одно из сказочных, чудесных времён года. Сколько прекрасных строк, и не только лирических, но и прозаических, посвящено ей. «Зимой лес стоит перед нами застывший в какой-то таинственной тиши. В тумане встаёт холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес. На ветвях повис белый пушистый снег. Лес точно в хрустальном уборе».

     Но бывает и другой зимний лес, уже не такой мертвый: «Вдруг густо посыпалось и стало медленно опускаться радужная снежная пыль. Снег стал сыпаться с неба, ветки деревьев убрались инеем, будто заячьим мехом … Колючая  снежная карусель кружилась над всем белым светом». Сколько поэзии в этих строчках!

    А теперь, что же нам скажут поэты?

 

В Е С Н А

    Весна – особый период года, который сильнее всего действует на душу человека. Весна пробуждает волнение, какие - то томительные и сладкие чувства, ожидание чего – то нового и неизвестного.

    Лев Толстой писал: «Душа улыбается так же, как и освеженная, просветленная после зимы природа».

     Вспомним признаки весны – ведь она уже не за горами, чтобы не пропустить ее начало.

    «Никогда нельзя определить, в какой день, в какой час вдруг понимаешь, что весна наступила», - говорила Т. Тэсс.

    Что же скажет нам о том, что природа пробудилась?

    Яркое, на всем блестящее солнце, лучи и проталины, пахучая свежесть в воздухе и голубое небо с длинными, прозрачными точками.

    Но настоящий чистый запах весны можно почувствовать только тогда, пока не пошли в рост травы, не распустились на деревьях листья, не раскрылись цветы.

 

Л Е Т О

    Самая тёплая, яркая, душистая пора. Всё это время можно заменить одним словом – солнце.  Максим Горький писал: «Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится самое имя его, сладкие звуки, звон, сокрытый в нём».

     Как же можно не любить медовый запах цветов, лучезарные дни, ясное небо, по которому,  точно белые лебеди, плывут высокие облака, тёплый ветер, что шелестит над головой зелёной листвой, росистые травы. А можно ли не наслаждаться летним зноем, утреней прохладой, внезапным ливнем и грозой!?

    Слово - поэтам и участникам.

 

 

О С Е Н Ь

     Традиционно зима считается временем застоя, затишья, остановки; весна – пора пробуждения; лето – период расцвета, наивысшего развития; а осень - время увядания, старости. 

    Однако поэзия русских художников слова начисто опровергает это утверждение.

    Русская осень - самая любимая пора поэтов, издавна волновала она живописцев, открывая перед ними поэтическую душу родной природы, ее задумчивый, но отнюдь не угрюмый характер.

    “Величава осень золотая, и никогда не бывает она ни грустной, ни скучной”, - писал И.С.Тургенев.

     Кто же забудет этот яркий парад красок?

     “…Осень смешала все чистые краски и нанесла их на далекие пространства земли и неба. Я видел сухую листву не только пурпурную и зеленую, но и алую, фиолетовую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы … А когда шел дождь, мягкость красок сменялась блеском”, - заметил К.Паустовский.

     Почему  же столь  красочна русская осень?

     “Потому что все в природе прощается с солнцем, теплом, хочет в последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в  серебряный сундук зимы“, - говорил М.Пришвин.

     Именно она, осень, всегда была любимой порой года Пушкина. Он писал: “Осень -  любимое мое время года. Здоровье  обыкновенно крепнет - пора литературных трудов настаёт. В весну и летнюю жару меня томят излишнее возбуждение и вялость”. Он любил холод, осенние, свежие ветры. Он писал другу:  “Осень чудная – и дождь, и снег, и по колено грязь”. Значит, можно любить и такую осень.

 Однако в душе А.Куприна осень вызвала немного другие чувства: он сравнивает осеннюю природу с той изумительной прелестью, которую иногда приобретают лица молодых женщин, обреченных на верную и скорую смерть от чахотки. Он пишет: “Деревья убрались пестро и ярко, точно для предсмертного пира. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор. И во всем этом ярком празднике смерти чувствуется безотчетная томная грусть, от которой сердце сжимается медленной и сладкой болью”.

 К какому же мнению придете вы, прослушав выступления наших участников?

 Итак, им слово.

 Таким образом, основная часть нашего конкурса завершилась. Жюри предстоит выбрать победителей в каждой подгруппе. Их должно быть как минимум 1 в секции.

 

II тур

Участвуют победители I тура

МУЗЫКА   

 Сейчас нашим участникам предстоит продемонстрировать знание поэтических произведений (программных), владение текстом изученных произведений, а также авторов лирических строк.

 Итак, перед каждым из вас – отрывок стихотворения, строки которого расположены вразброс. Ваша задача – вспомнить порядок строк в оригинале, назвать автора отрывка, название стихотворения и выразительно прочитать предложенный текст.

МУЗЫКА

Жюри  подводит итоги.

 

III тур

     Выразительное чтение незнакомых стихотворений. (Один текст для всех претендентов на победу).

МУЗЫКА

          Жюри  подводит итоги.

          Объявляется победитель. Ему вручают приз - томик поэтических произведений русских поэтов.

          Поощрительными грамотами награждаются 2 участника:  «За артистизм, проявленный в конкурсе чтецов «Лики природы».

         Заключительное слово членов жюри.

 

Заключительное слово ведущего.

     Итак, наш поэтический конкурс подошел к своему завершению. Очень хочется надеяться, что вы, ребята, и вы, уважаемые гости нашего праздника поэзии, получили  удовольствие от общения с лирикой великих русских поэтов, открыли для себя  в каждом мгновении природы что – то новое, неповторимое.

     В.Вересаев писал: „ Когда стоишь лицом к лицу с природой, то овладевает странное чувство: кажется, что она не замечает тебя и ты, пользуясь этим, вот-вот сей час увидишь и узнаешь какую-то самую сокровенную ее тайну.”

     Так пусть же и сегодня нам приоткроется неведомая загадка природы!

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волощук Е.В. Литература: Учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений с русск. яз. обучения – К.: Генеза, 2006.
  2. Исаева Е.В. Литература: Учебник для 5-го класса общеобразовательных учебных заведений с русск. яз. обучения – К.: Навч. книга, 2005.
  3. Критин В.В. Сборник диктантов по пунктуации. – М.: Учпедгиз, 1960.
  4. Лобанов М.П.  Максим Горький (ЖЗЛ).- М.; Мол. гвардия, 1982.
  5. Лобанов М.П.   Лев Толстой (ЖЗЛ) - М.: Мол. гвардия, 1979.
  6. Лотман Ю.М.  Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. - Л.: Просвещение, 1983.
  7. Наумова Н.Н. Иван Сергеевич Тургенев. Пособие для учащихся,- Л.: Просвещения, 1976.
  8. Паустовский К.   Избранное. Повести. Рассказы. - Мн.: Изд-во БГУ,1980.

 

 

 

docx
Додано
24 січня
Переглядів
93
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку