Конспект уроку із зарубіжної літератури на тему " Поэтизация высокого чувства любви, раскрытие его сущности в стихотворении К. Симонова «Жди меня…»".

Про матеріал

Системне застосування діалогових технологій у навчальному процесі сприяє формуванню гармонійно розвиненої особистості, здатної неординарно й творчо мислити, глибоко бачити художній текст, вступати в діалог з його автором, висловлювати власні думки щодо прочитаного, аналізувати й тлумачити, робити висновки, узагальнювати, відстоювати власні позиції тощо. Діалогові технології спрямовані на неповторне, особисте сприймання художнього твору. Відтак учні вчаться бачити художньо-естетичну цінність твору.

Даний урок демонструє застосування діалогових технологій навчання під час вивчення творів ліричного роду. Конспект уроку подано на російській мови (мові оригіналу творчості К. Симонова) для російських класів і класів із вивченням російської мови.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-фронтовика К. Симонова; раскрыть сущность любовной лирики поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтических произведений; развивать умения чувствовать и определять настроение стихотворения и состояние лирического героя; подвести учащихся к пониманию красоты истинных любовных чувств человека.


Перегляд файлу

Методична розробка вчителя зарубіжної літератури

НВК «Кіровоградський колегіум» Єрьоміної Оксани Миколаївни

 

Конспект урока по зарубежной литературе на тему:

 «Письма – связь расставаний через магию слов...»

(Поэтизация высокого чувства любви, раскрытие его сущности в стихотворении Константина Симонова «Жди меня…»).

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта-фронтовика К. Симонова; раскрыть сущность любовной лирики поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтических произведений; развивать умения чувствовать и определять настроение стихотворения и состояние лирического героя; подвести учащихся к пониманию красоты истинных любовных чувств человека.

Оборудование: 

§  Зарубіжна література: підруч. для 7-го кл. загальноосвіт. навч. закл. /

Євгенія Волощук, Олена Слободянюк. – Київ: Генеза, 2015. – 272 с.;

§  текст стихотворения К. Симонова «Жди меня…»;

§  презентация «К. Симонов. «Письма – связь расставаний через магию слов…»» [Электронный ресурс]. Режим доступа –  https://docs.google.com/presentation/d/1J8eK2S8xO_WVIlRpJ0DZ79uLx0A f1Lw97ieTWd5avdg/edit#slide=id.p19

§  видеоролик «Проект телеканала «1+1»» [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.youtube.com/watch?v=cE3w3NOZzT4;

§  раздаточный материал: информационная карточка.

Эпиграф: 

Треугольники - птицы, оригами войны. 

Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.

Далеки расстоянья от фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний через магию слов… (Е. Кабалин)

Опережающее домашнее задание (работа динамической группы):

ü подготовить мини-презентацию «Творческий путь поэта - фронтовика  Константина Симонова».

ХОД УРОКА

І. Организационный момент СЛАЙД 1

ІІ. Создание ситуации успеха

§  Любите ли вы писать стихотворения (письма) о любви?

§  Что вы испытываете, получая такие послания?

§  Каким вы представляете идеал любви?

ІІІ. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока

Слово учителя

         Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в непримиримый бой с врагом солдатам ІІ мировой войны?  Конечно… Письма. 

СЛАЙД 2

       Их писали огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях. Они доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная…

СЛАЙД 3

Работа с эпиграфом

§ Как вы понимаете строки из стихотворения Е. Кабалина, взятые эпиграфом к нашему уроку? 

СЛАЙД 4

         Тема сегодняшнего урока «Поэтизация высокого чувства любви, раскрытие его сущности в стихотворении К. Симонова «Жди меня…»». Мы познакомимся с творчеством поэта-фронтовика Константина Михайловича Симонова и попытаемся понять какую же «магию слов» таит в себе его произведение.

СЛАЙД 5

Проблемный вопрос:

Что придает лирическому герою силы, чтобы выжить?

При каком условии, по мнению автора, солдаты возвращаются с войны? ІV. Работа динамической группы: презентация «Творческий путь поэта фронтовика К. Симонова».

СЛАЙДЫ 6-10

V. Анализ текста с использованием диалогических технологий 

СЛАЙД 11

1.   Чтение стихотворения учителем / видео с авторским исполнением.

2.   Определение первичного эмоционально-чувственного восприятия:

§  Что вы почувствовали?

§  Какие картины нарисовало ваше воображение?

§  Что вас удивило?

§  Что стало непонятным для вас? Почему?

§  О чем вы хотите поговорить?

3. Исследование текста:

      Почему это стихотворение нашло такой отклик в сердцах миллионов людей? (По форме (жанру) - это письмо солдата с фронта к любимой женщине, К. Симонова к В. Серовой; оно написано просто и проникнуто искренностью)  

      Какие художественные миры нам представлены? В каком соотношении они находятся? («Свой» / «далекий»: верить - жить; «чужой» / «близкий»: война - смерть. Они противоположны)  

      Определите роль лирического героя в тексте? Что придает тексту личностный

(автобиографический) характер? (Герой-автор. Местоимение І лица «меня») 

      Есть ли в тексте указание на время? (Нет, но мы знаем, что стихотворение было написано в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны)

      Докажите при помощи текста эмоционально-смысловую роль словосочетания «жди меня». Сколько раз оно повторяется в І, ІІ и ІІІ строфах? («Жди меня» - анафора: повторяется в начале І строфы – 8 р., ІІ -2 р., ІІІ – 1 р. Это художественное средство помогает раскрыть особенность динамики чувств лирического героя и является ключевым для авторского понимания сущности понятия «жди меня»)

Работа с обобщающей смысловой таблицей (дополнение 1)

« «ЖДИ МЕНЯ» – ЭТО МАГИЯ СЛОВ…»  СЛАЙД 12

      Почему дожди «желтые»? (Это эпитет, символизирующий состояние тоски лирического героя.  Автобиографический момент: в беседе с редактором газеты «Правда», на вопрос: «Почему дожди желтые?», Симонов ответил: «Не знаю, наверное, так я хотел высказать свою тоску.»)

      Докажите при помощи текста эмоционально-смысловую роль звукосочетания «жд». («Жд» - это аллитерация (жужжание и стук) - «жди-дожди», «жди – не ждут», «жди-ждет». Тоска перерастает в тревогу)

      Какое символическое значение числа 8 в І строфе? (Это отчаяние. Герой не просто ощущает тревогу, это страх смерти)

      С какой целью автор внутренний мир героя раскрывает через природу? (Идет война, герой-солдат; автор говорит о не природности, не естественности войны и (как следствие) расставания с любимыми)

      Почему в начале войны герой-автор находится в таком подавленном состоянии? Подтвердите свою мысль текстом. (Автобиографический момент: для Симонова война началась в 1939 г. на Халхин-Голе в качестве корреспондента, к 1941 г. он уже имел представление о фронтовых буднях и знает не понаслышке, что очень скоро тысячи семей начнут получать вместо писем похоронки. Он знает, что ждать не просто, т.к. ожидание бывает долгим: «желтые дожди», «снега метут», «жара») 

      Как герой просит его ждать? Обоснуйте свой ответ текстом. (Даже когда «других не ждут», «писем не придет», «надоест всем, кто вместе ждет» -  при любых обстоятельствах) 

      Какое символическое значение в І строфе приобретает словосочетание «жди меня»? (Это крик души, заклинание, молитва)

      Докажите при помощи текста, как меняется интонация обращения лирического героя к любимой во ІІ строфе? (Он приказывает (глаголы повелительного наклонения «не желай», «пусть поверят», «пусть устанут…», «выпить не спеши горького вина»)  

      Почему вино горькое? (От слез; герой приказывает не оплакивать его раньше времени, т.е. не хоронить)

      Вспомните христианскую традицию поминания умерших. Какое символическое значение приобретает «огонь» в данном контексте? (Умерших поминают при свечах; огонь устремлен в небо, к Богу. Это символизирует божественное начало)

      Как в ІІІ строфе меняется внутреннее состояние героя? (Он перестал бояться смерти и уверен в своем возвращении)

      Почему люди скажут, что солдату «повезло»? (Они не ждали его, не верили в его возвращение)

      Почему в ІІІ строфе «жди меня» звучит только один раз? (Солдат уверен, что его ждут и любят.  А любовь, с ее всепобеждающей силой, способна творить чудеса – спасти солдата от пули)

      При каком условии, по мнению автора, солдаты возвращаются с войны? Подтвердите свою мысль текстом. («Просто ты умела ждать, как никто другой»)

СЛАЙД 13

          Итоги исследования: с одной стороны, мысль проста и понятна, с другой, словосочетание «жди меня» звучит как заклинание «Аминь» в молитве в І строфе; приказ – во ІІ; а в конечном итоге – в ІІІ строфе, как гимн любви. Гармонию души герой находит в соединении природного (ЖДАТЬ, ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ, ЛЮБИТЬ) и божественного начала (ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ), что и придает целостность всему художественному произведению.

 

 

VІ. Подведение итогов урока

Слово учителя

          В Украине с 2007 года существует социальный интернациональный телевизионный проект поиска людей «Жди меня». За это время было найдено более 150000 людей. 

         В интернете сегодня появилось множество видеороликов с исполнением стихотворения К. Симонова «Жди меня» знаменитыми артистами. А в 2014 году при участии сотрудников телеканала «1+1» это стихотворение впервые прозвучало на украинском языке в переводе Юрия Гончарова. 

Просмотр видеоролика «Проект телеканала «1+1»

      Как вы думаете, почему сегодня это стихотворение в Украине переживает новый этап популярности? Почему так важно сказать эти слова на нашем родном языке? (В 2014 г. в Украине началась война. Пришло время сказать эти слова Веры, Надежды и Любви нашим солдатам в зоне АТО, чтобы поднять дух патриотизма) СЛАЙД 14

      Напишите сочинение-миниатюру (7 предложений): 

Мое открытие поэзии К. Симонова «Жди меня…».

VІІ. Аргументация и выставление оценок

СЛАЙД 15

VІІІ. Домашнее задание:

Ø Индивидуальное творческое задание: сделать кардмейкинг для украинского солдата в зону АТО. (Памятка [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://podarokhandmade.ru/210-chto-takoe-kardmeyking.html.)

Ø Письменно ответить на вопрос: «Почему, по мнению писателя-классика Ивана Тургенева, «любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»?».

Ø Прочитать детектив Эдгара Аллана По «Золотой жук».

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ 1

 

ОБОБЩАЮЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ТАБЛИЦА

«ЖДИ МЕНЯ» - ЭТО МАГИЯ СЛОВ…

І СТРОФА

«ЖДИ» (8 раз) 

ІІ СТРОФА 

«ЖДИ» (2 раза) 

ІІІ СТРОФА  «ЖДИ» (1 раз) 

СМЕРТЬ 

ЖИЗНЬ 

ЛЮБОВЬ

прошлое

настоящее

будущее

«желтые дожди», «снега метут»,

«жара»;

 «других не ждут»,

«писем не придет»,

«надоест всем…»

«не желай добра всем, кто знает наизусть, 

что забыть пора»,

«пусть поверят  сын и мать»,

«пусть друзья устанут…»,

«сядут у огня, выпьют горькое вино на помин души…»,

«выпить не спеши»

«я вернусь всем смертям назло»,

«ожиданием своим ты спасла меня» 

 

«Просто ты умела ждать, 

как никто другой.»

 

личное

общечеловеческое

вечное

МОЛИТВА

ПРИКАЗ

ГИМН

ВЕРА - НАДЕЖДА - ЛЮБОВЬ

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
pdf
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
9 січня
Переглядів
441
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку