Конспект уроку з російської мови для 5 класу на тему "Лексикологія. Слово. Лексичне значення слова"

Про матеріал

Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка, я взяла на вооружение авторов книги "Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности" И. С. Сергеева и В. И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в современной жизни. Главной задачей на уроках русского языка я считаю формирование мотивации (коммуникативную потребность) к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения (см. презентацию на сайте "УРОК" на тему: "Инновационные аспекты преподавания русского языка").

Данный урок демонстрирует использование технологии учебного диалога и валеотехнологии в единстве целей: сформировать у учащихся представление о лексикологии как науке о лексике, показать слово с позиций различных наук о языке; развивать восприятие значения слова в тексте, познакомить с наиболее известными толковыми словарями РЯ и их составителями, показать необходимость систематической работы со словарями, пополнить лексический запас учащихся; способствовать развитию коммуникативных и языковых компетенций; воспитывать стремление совершенствовать свою речь, потребность расширять кругозор.

Перегляд файлу

Методична розробка вчителя 

російської мови

НВК «Кіровоградський колегіум»

Єрьоміної Оксани Миколаївни

 

Конспект урока русского языка для 5 класса на тему:

«Лексикология. Понятие о слове. Лексическое значение слова» Цели: сформировать у учащихся представление о лексикологии как науке о лексике, показать слово с позиций различных наук о языке; развивать восприятие значения слова в тексте, познакомить с наиболее известными толковыми словарями РЯ и их составителями, показать необходимость систематической работы со словарями, пополнить лексический запас учащихся; способствовать развитию коммуникативных и языковых компетенций; воспитывать стремление совершенствовать свою речь, потребность расширять кругозор.

Эпиграф: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер).

Оборудование: 

      Русский язык: 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения/ Баландина Н.Ф., Дегтярева К.В., Лебеденко С.А.; Под ред. Н.Ф. Баландиной.-К.: Знания Украины, 2005.-304 с. (стр. 112-124);

      информационные карточки.

 

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

 Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. Свой ответ начните словами «Я знаю, что…». (Инфокарточка №1)

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №1

      ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

      ГРАФИКА – раздел науки о языке, который изучает буквы.

      ОРФОЭПИЯ – раздел науки о языке, который изучает правильность произношения слов (звуков, из которых состоят слова).

      ОРФОГРАФИЯ – раздел науки о языке, который изучает правильность написания слов (букв, которыми записываются слова). III. Определение темы и целей урока

 Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке. Давайте прослушаем стихотворение и постараемся определить тему нашего урока.

(Инфокарточка №2)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №2

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

      Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О словах.) Все ли в нашем мире названо словами???

 Запись темы урока, получение целевых установок: узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка; что такое «слово», «лексическое значение» слова; учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

ІV. Первичное восприятие учебного материала  Запись слов, анализ словарных пар:

сИдеть – сЕдеть; стАрожил – стОрожил Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (От значения слова.)

V. Изучение нового материала

 Работа с учебником: упр. 240 стр. 114. Восстановите слова:

1) [г] – [р] – [и] – [а] – игра; [и] – [р] – [о] – [к] – [г] – игрок;

[а] – [ч] – [м] – мяч.

 

 

2) игр – ыва – ть – про – проигрывать;

к – снеж – и – снежки; и – прят – к – прятки; класс – и – ки – классики.

      Какой вывод мы можем сделать, выполнив это упражнение? Из чего же состоят слова? Может, слово – это сочетание звуков? (На первый взгляд, это так. Слово можно произнести, спеть, записать. Но слово - это нечто большее, чем просто сочетание звуков.)

      Что происходит со словом, если оно рассыпается на отдельные звуки или сочетания звуков? (Рассыпаясь на отдельные звуки или звукосочетания, слово теряет свой смысл.)

 Чтение по ролям, осмысление прочитанного:

      Вспомните забавную историю из книги «Винни-Пух и все-все-все», написанную английским писателем Алланом Милном. В ней участникам экспедиции по открытию Северного полюса под руководством Кристофера Робина приходится выступить в трудной роли толкователей слов.

(Инфокарточка №3)

ИНФОРМАЦИННАЯ КАРТОЧКА №3

АВТОР: «… Экспедиция подошла к речке, которая весело вертелась и кувыркалась среди высоких каменистых берегов, и Кристофер Робин сразу оценил обстановку.

К. РОБИН: Это как раз подходящее место для ЗАСАД.

ВИННИ-ПУХ: Какой САД? – шепнул Пух Пяточку. – Может, там малина есть?

СОВА: Дорогой мой Пух, -  сказала Сова покровительственным тоном, -  неужели ты не знаешь даже, что такое ЗАСАДА?

ПЯТАЧОК: Сова, - сказал Пятачок, строго посмотрев на нее, Пух ведь не с тобой шептался, а со мной, и совершенно не обязательно было бы тебе… СОВА:  ЗАСАДА, - сказала Сова, - это вроде СЮРПРИЗА.

ВИННИ-ПУХ: Малина иногда тоже, - сказал Пух.

ПЯТАЧОК: ЗАСАДА, как я собирался объяснить Винни-Пуху, - сказал Пятачок, - это НЕЧТО ВРОДЕ СЮРПРИЗА.

СОВА:  ЕСЛИ НА ТЕБЯ ВНЕЗАПНО НАСКОЧАТ, это называется ЗАСАДОЙ, - сказала Сова…

АВТОР: Пух, который теперь уже знал, что такое ЗАСАДА, сказал, что однажды куст малины наскочил на него внезапно, когда он, Пух, падал с дерева и ему пришлось потом целую неделю вытаскивать колючки…» Как вам кажется, хорошо ли объяснили Винни-Пуху его друзья значение слова «ЗАСАДА»? Как бы это сделали вы?

      А как это сделает словарь? 

      Итак, только ли из звуков состоят слова, используемые нами в письменной и устной речи? (У слова, как оказывается, есть и другая сторона: то, что нельзя увидеть или услышать – это его значение. Без значения НЕТ и слова! Незнакомые слова для нас – это «пустой звук», своеобразный сосуд с неизвестным содержимым, точнее – пустые оболочки слов.)  Работа с учебником: стр. 112 (Теория А) + стр. 119 (Теория А).

 Составление и запись формулы слова:

СЛОВО = ЗВУЧАНИЕ (звуковое единство) + ЗНАЧЕНИЕ

      Как вы считаете, зачем нужно пополнять свой словарный запас? (Чем больше слов знает человек, тем больше его словарный запас, выразительнее речь; тем шире его кругозор; тем продвинутее человек.)   

 Валеоминутка «Запуск эндорфинов (гормонов радости)»: улыбнитесь, потянитесь, зевните.

 Работа с эпиграфом.

      Что же помогает человеку расширять свой словарный запас? (Чтение книг, путешествия, общение с интересными людьми и, конечно же, работа со словарями.)

      Как вы понимаете смысл высказывания французского писателя 18 ст.

Вольтера: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»?   

      Какие словари вы знаете? Кто их авторы?

      Куда обращаетесь вы, если не знаете значение слова? (Googl-справка,

Википедия – свободная энциклопедия.)

      Авторитетными словарями русского языка считаются:

(Инфокарточка №4)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №4

1.        «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля.

2.        «Толковый словарь русского языка» Дмитрия Ушакова. 

3.        «Словарь русского языка» Сергея Ожегова (наиболее приемлемый для современного человека).

VI. Закрепление изученного материала 

 Работа со словарной статьей в учебнике: стр. 121 (Теория Г).

 Работа с учебником: стр. 113 (Теория Б). Анализ схемы.

VIІ. Работа над развитием речи

 Словарная игра «Раскрой коробочку».

      Знаменитый археолог (ученый, который по сохранившимся останкам жизнедеятельности изучает быт и культуру древних цивилизаций; проводит раскопки для поиска источников исследования) Энн Экстелл Моррис сказала: «Каждое слово – это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произнесет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений…». 

      Задание: записать как можно больше слов любой части речи -ассоциаций со словом «осень», начиная работу словами «Для меня осень – это…».

 

VIIІ. Домашнее задание:

Ø Достаточный уровень: ст. 112-124 упр. 263.

Ø Высокий уровень: стр. 112-124 упр. 260.

IX. Подведение итогов урока

Слова могут сказать правду, а могут сбить с толку. Слова могут обманывать — из-за них мы можем принимать ложь за истину. Слова могут обидеть, но могут и лечить человеческую душу. Слово – это великое орудие в устах человека. По всем этим и многим другим причинам люди, думающие, относятся к значению слов очень серьезно. Чего и вам желаю.

X. Аргументация и оценивание работы учащихся

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
pdf
Додано
9 січня
Переглядів
136
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку