20 червня о 18:00Вебінар: Особливості організації навчальної діяльності учнів, що мають розлади аутистичного спектру

Литературная игра"Семь бед - один ответ"

Про матеріал
Материалы литературной игры помогут учителю обобщить и систематизировать знания учащихся основных сведений о литературном процессе XIX-ХХ веков, повторить и закрепить ключевые понятия теории литературы на примере произведений русской литературы.
Перегляд файлу

 

20180406_083017Автор разработки:

 

Золотухина Татьяна Борисовна

 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,  «Старший учитель»

 

Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского  совета Донецкой

                                                                          области»                                                     

 

Предмет:  интегрированный курс «Литература» в  общеобразовательных школах с обучением на русском языке

 

Класс: 11 класс

 

Жанр: Внеклассное мероприятие по предмету. Литературная игра

Тема:  «Семь бед - один ответ»

Цель:

    сформировать познавательную компетентность старшего школьника:

*развить познавательный интерес к предмету, обобщить и систематизировать знания учащихся основных сведений о литературном процессе XIX и XX веков; повторить и закрепить ключевые понятия русской литературы, литературной критики и теории литературы;

       развить самообразовательную компетентность:

*умение быстро ориентироваться в нестандартной ситуации, гибкость в использовании полученных знаний;

      сформировать поликультурную компетентность:

*воспитать грамотного читателя, содействовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня школьников.

 

Форма поведения: игра

Технологии: технология коллективного способа   обучения, технология  компетентностно

       ориентированного обучения, технология  развивающего обучения, игровая технология

       обучения, технология создания ситуации успеха  

 Методы: словесный, репродуктивный, анализ, синтез, практический

Межпредметные  связи: история

Оборудование: доска оформлена эпиграфом;

                            портреты деятелей литературы (поэтов, писателей,  драматургов, литературных критиков) XIX и XX веков;

                            жетоны – баллы за правильные ответы;

                            семь призов на литературную тему.

Условия проведения мероприятия: участие принимают 1 ведущий и 7 старшеклассников, которые имеют высокий уровень учебных достижений по литературе.

                                                         Эпиграф:

                                                                              Литература – это учебник жизни .

                                                                                                                            Н.Г. Чернышевский

    В историческом развитии литератур европейских                  стран наша юная литература представляет собой феномен изумительный. Я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном и ослепительном блеске таланта, никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях, нигде … не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. Наша литература – наша гордость. В русской литературе нашли себе яркое выражение великие … идеи, созданные человечеством… Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой.

                                                                                                                                   А.М. Горький

Ведущий:

     Всем вам с детства знакома эта поговорка: «Семь бед - один ответ». Сегодня мы взяли её в качестве правила игры по русской литературе. Разделы науки искусства художественного слова самые различные: история литературы, теория литературы, литературная критика. Вам предстоит вспомнить ключевые понятия литературного процесса XIX и XX веков: Золотого, Серебряного веков русской литературы и ещё не получившей названия литературы 2-й половины XX в.

Таким образом, вы продемонстрируете и глубину своих знаний, и уровень интеллекта, и умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

     Итак, правила игры.

     Я называю семь понятий, вы обобщаете одним словом,  которое относится ко всему сказанному.  Возможен и другой вариант. Я называю предмет литературоведения, вы – семь понятий, связанных с ним. В игре три тура.

Первый тур

В знании науки литературы состязаются семь участников до тех пор, пока из них не останутся два самых «литературно подкованных».
Второй тур

За право выхода в финальный этап игры  соревнуются два участника до полной победы одного из них.

Третий тур. Финал.

Право получить приз получает один участник при условии правильного ответа на финальный вопрос по подсказкам в виде наводящих вопросов.

 

Первый тур

«Я - семь, вы - одно».

1.Я - семь, вы – одно.

Миргород, «Портрет», птица–тройка, украинская ночь, «Женитьба», «Выбранные места из переписки с друзьями», душевный кризис (Гоголь).

2.Я – одно, вы – семь.

Художественные изобразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллитерация, олицетворение, аллегория.)

3.Я – семь, вы – одно.

Пятигорск, Мартынов, дуэль, «Маскарад», «Парус», музыка, живопись (Лермонтов).

4.Я – семь, вы – одно.

 «На дне»,  легенда о Ларре, «Макар Чудра»,  «Старуха Изергиль», Данко, «Песня о соколе», «Песня о буревестнике» ( М.Горький)

5.Я – одно, вы- семь.

Творческие методы, течения (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.)

6.Я – семь, вы - одно

Народ, гражданин, лира, Русь, Красный Нос, «Зеленый шум», дед Мазай ( Некрасов).

7.Я – одно, вы – семь.

Литература русского зарубежья 1-й пол. XX в. (Бальмонт, Бунин, Гиппиус, Куприн, Северянин, Мережковский, Цветаева).

8.Я - семь, вы – одно.

«Первая любовь», «Муму», Полина Виардо, Франция, Базаров,

«Русский язык», Спасское - Лутовиново. (Тургенев).

9.Я – одно, вы – семь.

Пушкин («Евгений Онегин», дуэль, Дантес, Наталья Гончарова, «Цыганы», «Борис Годунов», лицей ).

10.Я - семь, вы -одно.

Сонет, элегия, ода, сатира, стансы, мадригал, эпиграмма (лирика).

11.Я – одно, вы – семь.

«Горе от ума», («А судьи кто?», Чацкий, Молчалин, Софья, Москва, Скалозуб, «Счастливые часов не наблюдают»).

12.Я – семь , вы – одно.

Рязанская губерния, село  Константиново, последний поэт деревни, «Белая черемуха», Айседора Дункан, Родина     (Есенин).

    13.Я - одно, вы семь.

Эпос (эпопея, поэма, роман, рассказ, повесть, очерк, басня).

14. Я – семь, вы – одно.

Ясная поляна, крестьянская школа, «Севастопольские рассказы», «Воскресенье», «Крейцерова соната», «После бала» (Лев Толстой).

15.Я – одно, вы – семь.

«Обломов» (Штольц, Гончаров, обломовщина, Добролюбов, Ольга Ильинская, лень, бездействие).

16. Я – семь, вы – одно.

Психологизм, страдания, «Время», «Униженные и оскорбленные», топор, «Идиот», каторга (Достоевский).

17.Я – одно, вы – семь.

Журналистика ХІХ века («Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Вестник Европы», «Свиток», «Москвитянин», «Полярная звезда»)

18.Я - семь, вы - одно

Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Герцен, Дружинин, Аполлон Григорьев (русская литературная критика XIXв.)

19.Я - одно, вы - семь

Серебряный век (первая половина XX века, эмиграция, литература в стол, Цветаева, Бальмонт, Маяковский, Блок).

20. Я – семь, вы – одно

Нобелевская премия, эмиграция, «Поверх барьеров», музыка, «Охранная грамота», Юрий Живаго, «Гамлет» (Пастернак)

21. Я – одно, вы – семь

Шолохов («Родина», казачество, «Судьба человека», Сталинская премия, Нобелевская премия, военный корреспондент)

22. Я – семь, вы – одно

Рождественский, Вознесенский, Евтушенко , Ахмадуллина, Щипачев, Гамзатов, Асадов (поэты второй половины XX века)

23. Я – одно, вы – семь

Детская литература XX века (Маршак, Барто, Михалков, Чуковский, Токмачёва, «Кошкин дом», «Доктор Айболит»)

24. Я – семь, вы - одно

Алтай, “Я пришел дать вам волю”, “Живет такой парень,” кино, “Калина красная,” “Печки - лавочки”, “Они  сражались за родину” (Василий Шукшин)

25.Я – одно, вы - семь

Военная проза 20 века («Василий Теркин», Константин Симонов, «Живые и мертвые», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Обелиск»)

 

Второй тур

 

1. Грибоедов состоял на военной или дипломатической службе?

2. Мужская рифма: ударение на первом или на последнем слоге?

3. Чернышевский написал “Что делать?” или “Кто виноват?”

4. Стихотворение “Анчар” написал Пушкин или Лермонтов?

5. Дактиль - двухсложный  или трехсложный размер?

6. Некрасов - редактор журнала “Современник” или “Вестник   Европы”?

7. Пушкин погиб в Москве или Петербурге?

8. Автор Нобелевской премии: Бунин или Куприн?

9. Автор ”Живи и помни”: Константин Симонов или Валентин Распутин?

10. Чехов по профессии: врач или учитель?  

 

 

Третий тур

Финал- подсказки

(Вопросы по очереди обоим участникам.

Кто скорее даст ответ - победитель)

 

     О ком идет речь?

 

1.Именно этот поэт задал вопрос: «А вы последний»?

2.Активно работал в телеграфном агентстве.

3.Перед смертью оставил следующие строки: « Любовная лодка разбилась о быт».

4.Считал, что обывательский быт страшнее Врангеля.

5. Заинтересовался, для чего нужно, чтобы зажигались звезды.

       6.Автор стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо»?

 

Ответ: Владимир Владимирович Маяковский.

 

Ведущий:

     Итак, победитель определен - определен лучший знаток русской литературы. Мы поздравляем его и надеемся, что и в дальнейшей жизни он не оставит своего увлечения литературой, не растеряет своих высоких знаний, не снизит свой интеллектуальный уровень, а может быть, и свяжет свою жизнь с этой наукой и искусством – ЛИТЕРАТУРОЙ…..

 

  ЛИТЕРАТУРА

 

Абрамович Л.Г. Введение в литературоведение. Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.» -М.:Просвещение, 1979.

Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов    Н.А. Педагогическое наследие - М.: Педагогика, 1988.

История русской литературы ХIX века(Вторая половина):Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.»/Н.Н. Скатов. – М.:Просвещение, 1991.

История русской литературы  ХIX века (первая половина). Учебник для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус.яз. и лит.»/ С.М. Петров. – М.:Просвещение, 1973.

Теплинский М.В., Султанов Ю.И. Литература, 9 класс: Проб. Учебник для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Киев, «Перун», 2001.

Теплинский М.В. Литература, 10 класс. Учебник для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Киев, «Ірпінь», 2005.

 

 

 

      

 

docx
Додано
24 січня
Переглядів
125
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку