25 червня о 17:00Вебінар: Онлайн-тести: цікава форма роботи на інтегрованому уроці

Литературная викторина "Что за прелесть эти сказки!"

Про матеріал
Материалы литературной викторины помогут учащимся обобщить и систематизировать знания по теме «Русские народные сказки». Соответствуют программе «Интегрированный курс «Литература». Для школ с русским языком обучения.
Перегляд файлу

C:\Users\User\Desktop\20180406_083017.jpgАвтор разработки:

 

Золотухина Татьяна Борисовна

 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,  «Старший учитель»

 

Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского  совета Донецкой области»                                                     

 

 

Предмет:  интегрированный курс «Литература» в  общеобразовательных школах с обучением на русском языке

 

Класс: 5 класс

 

Жанр:  Внеклассное мероприятие по предмет . Литературная викторина

 

Тема :     «Что за прелесть эти сказки!»

 

Цель:

           развить литературную предметную компетентность:     

*обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки», закрепить навык определения характерных особенностей сказочных героев и умение давать моральную оценку их поступков;

           сформировать познавательную компетентность школьника по литературе:

*сформировать читательскую культуру, навыки аргументированного оценивания прочитанного;

           сформировать компетентность саморазвития и самообразования: 

*вызвать интерес к дальнейшему самостоятельному изучению произведений УНТ;

           сформировать коммуникативную компетентность:   

*развить навык связной речи и усовершенствовать умение слушать;

           сформировать поликультурную компетентность путём использования нетрадиционных форм организации учебного процесса, ознакомления с выдающимися достижениями литературы и искусства.

Форма проведения: литературная  викторина

      Технологии: технология коллективного способа обучения, технология компетентностно

       ориентированного обучения, технология развивающего

        обучения, игровая технология обучения, технология создания ситуации успеха

 Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, игровой

Межпредметные связи: история мировой культуры, русский язык, этика

Оборудование:

- предварительно изготовленные волшебные предметы (метла, клубок, блюдце с яблоками, ступка, яйцо с иглой);

- репродукции картин В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна-лягушка», «Алёнушка»;

- жетоны для награждения ими учащихся за каждый правильный ответ;

- доска оформлена высказываниями А.С. Пушкина.

Эпиграф:                                                                            Сказка – ложь, да в ней намёк,    

                                                                                             Добрым молодцам урок.                              

                                                                                                              А.С. Пушкин.

                                                                                             Что за прелесть эти сказки!

                                                                                                             А.С. Пушкин.

Ведущий

   Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник сказки. Слово «сказка» близко и дорого каждому, взрослому и ребёнку. Сказка проводит вместе с человеком его первые годы, сопровождает в форме мечты всю его взрослую жизнь, а в старости вновь возвращается к нему в виде рассказов внукам. Сказки любят все. Особенно дороги нам сказки, большинство из которых мы даже не читали, а слушали в детстве. Это русские народные сказки. Только вот чтобы быть по-настоящему грамотными читателями, мы должны сказки не только любить, но и знать. Что сегодня вам и предстоит продемонстрировать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, а в конце игры тот, у кого их будет больше всех, окажется победителем и получит в награду сказочный приз и почётное звание «Сказочник».

   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Что же? Приступаем к делу.

 

Первый конкурс «Кто больше?»

   Указать как можно больше:

- названий сказок, в которых живёт и действует хитрая лиса;

- названий сказок, в которых живёт и действует Баба-Яга;

- названий сказок, в которых живёт и действует Кощей Бессмертный;

- названий сказок, в которых живёт и действует Иван-царевич;

- названий сказок, в которых живёт и действует Василиса;

- названий сказок, героем которых выступает солдат.

 

Второй конкурс «Угадай сказку»

По отрывку определить название сказки:

По коробу помела, по сусекам поскребла («Колобок»).

«Ловись, рыбка, большая; ловись, рыбка, маленькая» («Лиса и волк»).

Родители ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу да заигралась, загулялась («Гуси-лебеди»).

«Ну, коза ты моя, козынька, что сегодня пила, ела?» - «Сегодня пробегала целый денёк, схватила один только листок!» («Коза-дереза»).

А кот сидит на дереве, уцепившись, - не знает, что и делать! Соскочил медведь с дерева и погнал по лесу, а лиса кричит вслед: «Вот он вам задаст!» («Лиса и Котофей Иванович»).

«Не пей, Иванушка, из лужи, козлёночком станешь». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Ночью прилетел, бился, бился – не мог попасть в горницу – только крылышки себе обрезал («Финист – ясный сокол»).

И пошёл у них пир на весь мир. Царевна не допьёт и в рукав льёт. Старшие снохи глядят и так же. Мясо она не доедает, а кости в рукав складывает («Царевна-лягушка»).

Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься («Журавль и цапля»).

 И вот, когда он набрал воды в проруби и хотел уже идти, увидел, как вдруг из проруби появилась щука («Про Емелю-дурачка»).

 Летала Жар-птица в сад каждую ночь и садилась на любимую яблоню царя, срывала с неё золотые яблочки и опять улетала («Иван-царевич и Серый Волк»).

 Шел солдат, остановился на отдых. Попросил он попить-поесть, а старуха отказывается («Каша из топора»).

Зажгла она лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать их к печи и подавать кушанье («Василиса Прекрасная»).

 Видит Иван – дело плохо. Снял левую рукавичку, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат («Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

 

Третий конкурс «Борьба противоположностей»

   Привести примеры добрых и плохих поступков известных героев сказок, указать название сказки.

Например,

                      добро                                                                  зло    

*Иван-царевич спас Царевну -                              *Чудо-Юдо уничтожал ни в чём    

Лягушку от Кощея Бессмертного                        не повинных людей 

(«Царевна-Лягушка»);                                          (« Иван-крестьянский сын и

*петух освободил лубяную                                 Чудо-Юдо»);

избушку зайца от лисы                                          *мачеха обижала падчерицу

(«Лиса, заяц и петух»);                                         Василису Прекрасную

* Мартынка спас всех животных                        («Василиса Прекрасная»);

от гибели («Волшебное кольцо»).                       *Лиса съела колобка 

                                                                                («Колобок»).   

 

Четвёртый конкурс «Кто быстрее?»

   По предложенным отрывкам из сказок определить зачин и концовку:

- жил-был старик и был у него … (зачин);

- на той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, да в рот не попало … (концовка);

- в некотором царстве, тридевятом государстве … (зачин);

- у них стоит там теперь бочка, на бочке корец, а всей сказке конец (концовка);

- а он и теперь живёт, хлеб жует (концовка);

- стали они жить – поживать, да добра наживать (концовка);
- вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов связочка (концовка);

- тут меня угощали; отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак; стали в шею толкать! (концовка);

- ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные (зачин);

- долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (концовка).

 

Пятый конкурс «Знатоки языка»

   Сказочные выражения в виде постоянных эпитетов переложить на современный язык:

Красна девица (красивая девушка).

 Добрый молодец (хороший парень).

Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать (очень красиво).

Светла горница (чистая, красивая комната).

Повели речи сладкие (заговорили о любви).

Чистое поле (широкое).

За тридевять земель, в тридесятом царстве (очень далеко).

Диво дивное (чудо).

 

Шестой конкурс «Определи характер»

   Назвать героев русских народных сказок, которые имеют следующие характерные черты:

жестокость (Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, Баба-Яга …);

смелость (Иван-царевич, Иван-крестьянский сын …);

трудолюбие (Крошечка-хаврошечка, падчерица …);

находчивость (солдат, Иван-крестьянский сын …);

жадность (старуха, мачеха, лиса …);

приветливость, вежливость (Василиса Прекрасная);

мудрость (Василиса Премудрая, Морозко);

честность (Емеля …);

грубость (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо).

 

Седьмой конкурс «Прошлое и современность»

   Назвать современный вариант устаревших слов, которые встречаются в сказках:

 запоры (замки); отворитесь (откройтесь); вон из глаз (прочь); кручина (печаль); батюшка (отец); пособить (помочь); испакостила (испортила); схоронись (спрячься); горница (комната); неведомо (неизвестно); ладно (хорошо); лихо (горе).

 

Восьмой конкурс «Портрет героя»

   Назвать характерную черту внешности героя, которая отличает его:

*Баба-Яга (костяная нога, нос крючком, уши торчком); *Лихо (одноглазое);*Кощей (худой); *Лиса после проруби (без хвоста); *Заяц (косой); *Медведь (косолапый); *Журавль (долговязый); *Жар-птица (перья золотые, глаза подобны восточному хрусталю); *Коза (половина бока луплена).

 

Девятый конкурс «Логический»

   Расположить героев сказок в определённой последовательности, чтобы получилась логическая связь и образовалось слово: Сивко-Бурко, Колобок, Знахарь, Кощей, Арысь-поле, Алёнушка.

                                              (по начальным буквам – СКАЗКА)

 

Десятый конкурс «Догадайся!»

   Закончить стихотворения, которые прислали нам на праздник сказочные герои.

От людей я ушел, от зверей я ушел,

И закончилось, наверное, всё бы это хорошо,

Но доверчив был я слишком, пел, не чувствуя беду,

Но сообразил умишком, что в ловушку попаду.

Всем желаю не попасться к хитрым лисам на зубок

Дата. Подпись…                             (Колобок)

Коль не слушаешь совет тех, кто старше и поопытней,

Ждёт тебя немало бед. И родных, и близких – хлопоты.

Чтоб не превратился ты ни в теленка, ни в козлёночка,

Ох, не пей сырой воды… И подписано…  (Алёнушка)

Хоть сперва везёт не очень, и смеются над тобой,

Совладаешь, коль захочешь, с незадачливой судьбой

Верь в удачу без сомненья и в волшебного конька

Всем привет и поздравленья от…   (Ивана-дурака)                

 

Одиннадцатый  конкурс «Волшебная страна»

   По очереди показывая волшебные предметы (метла, клубок, блюдце с яблоками, ступка, яйцо с иглой), обратиться к учащимся с просьбой указать названия сказок, в которых они встречаются.

 

Ведущий

   Вот вам, детки, такая сказочка. Сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудесные. Однако, сколько верёвочке не виться, а конец близок. Подошла к концу и наша викторина.

   Сейчас мы определим победителя по количеству полученных жетонов. Мы поздравляем его и присваиваем почётное звание «Сказочник».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Вас приветствует сказка. Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – Харьков: Глобус, 1993.

Исаева Е.А. Литература: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения. – К.: Навч. книга, 2005.

Русские народные сказки /Сост. Ю.Г. Кругов. – М.: Просвещение, 1984.

Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худож. лит., 1987. (Классики и  современники. Русская класс. лит.)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
24 січня
Переглядів
149
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку