7 жовтня о 19:00Вебінар: Як педагогічні працівники можуть створити безпечний онлайн-простір для учнів

Литературно-художественная композиция "Слава Куинджи - слава Мариуполя"

Про матеріал
Материалы внеклассного мероприятия по литературе в форме литературно-художественной композиции основаны на использовании национально-регионального компонента образования: в частности, на исследовании жизненного и творческого пути прославленного мариупольца, знаменитого художника А.И. Куинджи. Способствуют развитию духовности школьника, прививают любовь к поэтическому слову, содействуют повышению интереса к произведениям живописи.
Перегляд файлу

 

 

20180406_083017Автор разработки:

 

Золотухина Татьяна Борисовна

 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,  «Старший учитель»

 

Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского  совета Донецкой

                                                                          области»                                                     

 

Предмет:  интегрированный курс «Литература» в  общеобразовательных школах с обучением на русском языке

 

Класс: 10 класс

 

Жанр: Внеклассное мероприятие по предмету. Литературно-художественная композиция

Тема: «Слава Куинджи - слава Мариуполя»

Цель:  

 *сформировать поликультурную компетентность старшего школьника:

*ознакомить учащихся жизненной и творческой судьбой знаменитого    мариупольца – А. И. Куинджи, углубить представление о культурном процессе    2-й половины ХІХ  века;

        сформировать социальную компетентность:

*воспитать любовь к родному краю, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию Украины, содействовать развитию духовности школьника; возникновению интереса к произведениям искусства;

        развить коммуникативную компетентность:  

*умение слушать, навык выразительного чтения  поэтических и прозаических произведений; навык хорошей речи, развить чувство эстетического вкуса.

Форма проведения: литературнохудожественная композиция

Технологии: технология коллективного способа   обучения, технология  компетентностно

       ориентированного обучения, технология  развивающего обучения, технология создания 

       ситуации успеха  

Методы: наглядные, словесные, работа с книгой, аудиометод, перцептивный.

Межпредметные связи: история мировой культуры, народоведение, история.

Оборудование:

портрет А.И. Куинджи;

 иллюстрированное издание книги Льва Яруцкого «Куинджи»;

 репродукции картин Куинджи, в т.ч. подборка рубрики «Палитра Приазовья» газеты «Приазовский рабочий»;

музыкальные сборники «Песни греков Приазовья»,

 классическая музыка, в т.ч. Бетховен «Лунная соната»;

фото Мариуполя ХІХ века, современный Мариуполь (центр современного искусства им. А.И. Куинджи, бюст Куинджи на пр. Ленина)

Действующие лица: два ведущих, девять чтецов.

Ведущий 1

         Никто, наверное, не прославил Мариуполь на весь мир больше, чем это сделал наш замечательный земляк – Архип Иванович Куинджи. С момента его рождения прошло уже более 160 лет, а вокруг его имени всё не утихают споры, имя его по сей день окружено фантастическими легендами. Мы знаем о Куинджи то, что родился он в захолустном Мариуполе в семье грека – сапожника, впоследствии стал профессором живописи Академии Художеств, действительным статским советником , знаменитым педагогом, кумиром молодёжи… Однако, по словам его талантливого ученика, Н.К. Рериха, «около жизни Куинджи всегда было много таинственного».

       О нём написаны тысячи статей, вышли в свет солидные монографии, опубликованы многочисленные мемуары, поставлена пьеса, изданы повесть, роман, поэма, стихи, снят документальный фильм. А все – таки Архипа Ивановича Куинджи – человека и художника – мы не знаем, как ни парадоксально это звучит.

       Так каков же он, Куинджи?

        Как нам судить сегодня о его самых знаменитых картинах, если краски, которыми они написаны, выцвели и потухли?

МУЗЫКА    «Песни греков Приазовья»

Ведущий 2 

         Любопытен тот факт, что точной даты рождения Куинджи в истории так и не осталось. Большинство учёных сходятся во мнении, что это 1841 год. К сожалению, он не оставил после себя ни писем, ни дневников, ни записных книжек, поэтому нам встретится на пути ещё не одна легенда, связанная с его именем.

         Он был сыном малограмотного бедного сапожника – грека. Родился в посёлке Карасевка, что нынче в Ильичёвском  районе Мариуполя. Архип рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика при постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя – грека грамоте по – гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет появилась у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог: на стенах, заборах, обрывках бумаги. Он рано осиротел, жил у родственников, потом подрабатывал.

         С чего же всё началось? С поступка. Смелого, рискованного. Он, пасший по найму гусей зажиточных горожан, прислуживавший в качестве комнатного мальчика в доме богатого итальянца Аморетти, считавший кирпичи на строительстве церкви, измученный работой ретушера – наёмника у провинциального фотографа, решился отправиться в Петербург. Без гроша в кармане, без сопроводительного письма влиятельным лицам, с одним неистребимым желанием – стать профессиональным художником.

На такой поступок мог отважиться лишь одержимый человек, свято веривший в собственный талант, удачу. В столице  мог выжить, пробить себе дорогу только сильный, с характером бойца, человек. Именно это и отличало гордого, самолюбивого Куинджи.

Участник 1     

 Колёса мелкий снег взрывали и скрипели, два вороных надменно пролетели,

Каретный кузов быстро промелькнул, блеснувши глянцем стёкол мерзлых,

Слуга, сидевший с кучером на козлах, от вихрей голову нагнул,

Поджал губу, синевшую щетиной, и ветер веял красной пелериной 

В орлах на позументе золотом…все пронеслось и скрылось за мостом,

В темнеющем буране…зажигали огни в несметных окнах вкруг меня,

Чернели грубо баржи на канале, и на мосту, с дыбящего коня

И с бронзового юноши нагого, повисшего у диких конских ног,

Дымились клочья праха снегового…

Я молод был, безвестен, одинок

В чужом мне мире, сложном и огромном,

Всю жизнь я позабыть не мог

Об этом вечере бездомном.

                                                                 (И.А.Бунин «На Невском»)

 

Ведущий 1

        Дважды он пытался поступить в Академию Художеств, но не был принят по причине слабой подготовки и по возрасту. По Уставу поступающие не должны быть старше 20 лет. Пришлось, как в родном Мариуполе, работать ретушером. Одновременно посещал занятия в Академии Художеств как вольнослушатель. Жил в дешевых меблированных комнатах. Слова самого Куинджи сохранились в воспоминаниях его друзей и знакомых: «Первое время в Петербурге я нуждался так, что не имел средств купить себе даже чаю, а пил один кипяток без сахара, с чёрствым хлебом, но никогда, ни разу я не просил помощи; ни разу за всю мою жизнь я не получал ничего…ни от кого».

         Вскоре Куинджи знакомится с начинающими художниками Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Николаем Ярошенко, Константином Савицким. Друзья сразу же отметили в мрачноватом, серьёзном мариупольце твёрдость характера, настойчивость, целеустремлённость. И, конечно же, самобытность. Много лет спустя в книге «Далёкое близкое» И.Е. Репин так напишет о молодом Куинджи: «…появление его вначале никто не заметил. Он был с большими недочётами в образовании, односторонен, резок и варварски не признавал никаких традиций – что называется, ломил вовсю и даже оскорблял иногда традиционные святыни художественного культа, считая это устарелым ».

          В 1868 году на академической выставке впервые появляется картина Куинджи «Татарская сакля» (сам Куинджи назвал её «Татарская деревня при лунном освещении на берегу Крыма»). Картину, действительно, никто не заметил. Но уже на следующий год, когда художник выставил сразу три пейзажа – «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Чёрном море при закате солнца», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении» о нём заговорили, путая и коверкая фамилию. Художник Р.С. Левицкий писал другому художнику В.Д.Поленову: «Какой-то Куинджи (уф!!!) выставил пейзаж Невы с Исаакиевским собором, но какой он там ни Куинджи, а Исаакиевский собор отлично написан». Совет Академии Художеств удостаивает Куинджи звания свободного художника. А спустя  полгода Куинджи, выдержав экзамены по истории изящных искусств, архитектуре, анатомии и перспективе, получает так долго ожидаемое звание неклассного художника. Таким образом, достигнута первая цель, взят первый серьёзный барьер… 

 

Звучит классическая музыка

Ведущий 2

            К началу 70-х гг в творчестве Куинджи наступает серьёзный перелом. Проходит пора романтического восприятия природы, эпоха подражания Айвазовскому. Теперь он испытывает влияние реалистического искусства. И в первую очередь Перова, Крамского. Находясь под впечатлением произведений критической направленности (вспомните «Тройку» Петрова), Куинджи создаёт несколько острых, социально – обличительных картин. Так появились картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». И хотя по социальной остроте эти картины уступали произведениям его единомышленников, чувствуется дыхание времени, явное сострадание к простому человеку, его бедам и нуждам.

           Эти картины варьируют мотив размытой дороги. Колея уходит от первого плана вглубь, а низкая точка зрения делает зрителя как бы участником происходящего, вводит его в картину, где он, как и её герой, должен не любоваться неким видом, а ощутить на себе всю огромность и безрадостность пространства, которое, как тогда выражались, «теснит грудь».

Участник 2

  Осенний день. Степь, балка и корыто.

  Рогатый вол, большой соловый бык,

  Скользнув в грязи и раздвоив копыто,

   К воде ноздрями влажными приник.

  Сосёт и смотрит светлыми глазами,

  Закинув хвост на свой костлявый зад,

  Как вдоль бугра, в пустой небесный скат,

  Бредут хохлы за тяжкими возами.

       (И.А. Бунин «Осенний день»)

Участник 3

  Снова в поле, обвеваем

  Лёгким ветерком.

  Злое поле жутким лаем

  Всхлипнет за селом.

  Пляшут облаком косматым

  По полям седым

  Избы, роем суковатым

  Изрыгая дым.

  При дороге в темень сухо

  Чиркает сверчок.

  За деревней тукнет глухо

  Дальний колоток.

  С огородов над полями

  Взмоется лоскут.

  Здесь встречают дни за днями

  Ничего не ждут.

  Дни за днями, год за годом

  Вновь за годом год

  Недород за недородом

  Здесь – немой народ.

  Да заря багровым краем

  Над бугром стоит.

  Злое поле жутким лаем

  Всхлипнет – и молчит.

       (Андрей Белый «Деревня»)

Ведущий 1

               Такая направленность творчества Куинджи закономерно привела его в стан Товарищества передвижных художественных выставок. Он выставляет уже написанные картины в 1874 году, а также картины «Степь», «Степь весной», написанные под впечатлением поездок на родину. Кстати сказать, в 1875 году Куинджи обвенчался в Мариуполе в церкви Рождества Пресвятой Богородицы с В.С. Кечеджи – Шаповаловой.

              Казалось, что после стольких поисков Куинджи нашёл дорогу, по которой ему предстояло еще долго идти. Однако произошло неожиданное. Картина «Чумацкий тракт в Мариуполе» стала последним обличительным произведением художника.

             Картина «Украинская ночь» буквально потрясла всех. В.В. Стасов справедливо отмечал, что именно после этого произведения художник «пошёл по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

Участник 4

Месяц задумчивый, полночь глубокая…Хутор в степи одинок…

Дремлет в молчанье равнина широкая, тепел ночной ветерок.

…Зыблется  пепельный сумрак над нивами, а над далёкой межой

Свет из- за тучек бежит переливами – яркою, желтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою кажется ночь, - и смущён

Ночи июльской тревожною ласкою сладкий предутренний сон…

     (И.А.Бунин «Месяц задумчивый»)

Ведущий 2

           Теперь Куинджи изображает необычные явления в природе, передает красочные эффекты лунного и солнечного света. И здесь он достиг полного совершенства. Об этой  особенности таланта художника писал Репин: «Свет – очарование и сила света – его иллюзия, были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной оригинальности. Он слушал только своего гения - демона».

           Одна за другой появляются знаменитые картины «Север», «Березовая роща», «После дождя», «Лунная ночь на Днепре», «Днепр утром».

Участник 5

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи, беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

     (И.А. Бунин «Как дымкой даль полей…»)

Ведущий 1

             Ошеломляющий успех выпал на долю «Лунной ночи на Днепре». Она была показана в начале ноября 1880 года в помещении Общества поощрения художников. При свете лампы экспонировалась одна единственная картина.

 

Музыка       Бетховен  «Лунная соната»

           Сюжет картины непритязателен: лунный диск, отражающийся в воде, маленький хутор на высоком берегу, свечи тополей и пустынная дорога, бегущая на свет в оконце.

 

Участник 6

 За мирным Днепром, за горами заря догорала светло

 И тепел был воздух вечерний и ясно речное стекло.

 Вечернее алое небо гляделось в зеркальный затон,

 И тихо под лодкой качался в бездонной реке небосклон…

      (И.А. Бунин «На Днепре»)

Ведущий 2

             Яков Полонский так описывает своё впечатление после просмотра новой картины Куинджи: «Положительно я не помню, чтобы перед какой – нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление…Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь?»

            Свет луны был настолько ярок, что барышни заглядывали за холст, уверяя, что там находится источник света. В одной газете даже написали: «И чего люди сходят с ума? Куинджи взял и развёл лунную краску, и всё это просто нарисовал!» Многие восторженные зрители перешептывались: «Ну, Гоголь, чистый Гоголь!»

Участник 7

            Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц, необъятный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее; горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Неподвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак их вод угрюмо заключен в темно – зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод мрака и изредка лепечут  листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись, мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё более, ещё лучше блестят при месяце толпы хат; ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо.

                                                    (Н.В.Гоголь)

Ведущий 1

             Эти строки идеально подходят к сюжету картины Куинджи «Украинская ночь», которую он показал в 1876 году. В то время, когда в России даже персональные выставки ещё казались в диковинку, решение Куинджи выставлять по одной картине было огромным риском. «Лунная ночь на Днепре» была показана в 1880 году, в 1881 и 1882 годах Куинджи показал точно так же «Березовую рощу» и ещё три картины. Едва ли не каждая из этих картин вызывала восторг у поклонников и одновременно разжигала страсти у недоброжелателей. Куинджи обвиняли в стремлении к «дешевому оригинальничанию» и даже в использовании каких-то тайных приёмов, вроде скрытой подсветки картин, будто бы придавшей им такую необычную  эффектность. Разгневанный поведением некоторых своих коллег, Куинджи  даже покинул Товарищество передвижных выставок художников, членом которого был с 1875 года. Этот поступок многих поставил в тупик, хотя Куинджи добился к этому времени и апогея славы, и материальной независимости. Ближе всех к истине был, вероятно, П.М. Третьяков, который писал: «А Куинджи прав! никогда бы он не достиг такой славы, оставаясь в Товариществе, потому что на товарищеских выставках говорили бы о нём и рассматривали его связи с другими, теперь же отдаются всецело ему одному… »

            Второй поступок, приведший в изумление современников, - отказ от показа картин. И его тоже мог совершить человек сильный, хорошо знающий себе цену. Не каждый обладал таким характером, силой воли, чтобы легко оставить бремя славы шумной, приятной известности. Куинджи это сделал. С 1882 года, когда в Москве экспонировалась «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща», до конца жизни он не выставил ни одной картины, продолжая работать в мастерской.

 

 

Участник 8

В этой роще березовой, вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый немигающий свет,

Где прозрачной лавиною льются листья с высоких ветвей,-

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

     (Н.А. Заболоцкий «В этой роще березовой»)

Ведущий 2

            Что же это случилось? Зная Куинджи, его любовь к искусству, ответить на этот вопрос однозначно нельзя. О таинственном «молчании» маститого живописца писали многие. Но лучше всех ответил на этот вопрос сам мастер: «У меня спрашивают, почему это я бросил выставляться. Ну, так это вот так: художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадает – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал всем известным, ну, это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать… Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтоб навсегда остался один Куинджи». Конечно, с этими словами художника, желавшего навсегда остаться мастером непревзойдённых работ, трудно не согласиться. И все же это, наверное, было не самым главным. В годы добровольного заточения он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Став состоятельным человеком (заработки его были очень высоки, что также остается загадкой), он мог теперь работать так, как ему хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. В это время он создает шедевры «Вечер на Украине», «Дубы», «Красный закат», «Ночное», «Радуга».

 

Ведущий 1

             Куинджи не стал затворником. В 1894 году он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в Академии Художеств. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А.А. Рылова, К.Р. Богаевского, Н.К. Рериха. Куинджи любил учеников, любил искусство. Именно с этого, по его мнению, начинается настоящий творец. Архип Иванович не придерживался какой – либо одной догматически строгой системы преподавания. Не случайно каждый его ученик отличался  ярко выраженной творческой индивидуальностью. Какие разные и талантливые художники! И когда в 1897 году за участие молодых художников в студенческой стачке Куинджи отстранили от преподавания в Академии Художеств, ученики не покинули его. Они по–прежнему считали Архипа Ивановича своим наставником, учителем жизни. После прекрасной защиты дипломных работ  ученики преподнесли Куинджи приветственный адрес, в котором писали: «…за всю Вашу деятельность и пожелание, чтобы ещё для многих поколений Вы были центром,  собирающим около себя все лучшие художественные силы и показывающим пример высокого отношения к искусству и людям. Будьте уверены, что память о Вас, как о лучшем учителе – друге, навсегда сохранится в преданиях академической молодёжи».

 

Ведущий 2

              Известность принесла Куинджи материальное благополучие, но он не изменил скромного образа жизни. Архип Иванович  всегда с  готовностью поддерживал неимущих учеников. Жертвовал большие средства на нужды искусства и на эти же нужды завещал все свое немалое состояние. Немного позже он пожертвовал Академии Художеств капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам. Последним его добрым делом было основание в 1909 году Общества имени Куинджи для воспитания и поощрения молодых художников. Именно этому обществу он завещал полмиллиона рублей и всё художественное наследие: картины, эскизы, также оцененные в полмиллиона рублей, а также своё имение в Крыму.

                Умер Куинджи в июле 1910 года  от болезни сердца. Но оставил он нам, потомкам, бессмертные творения. Третьяков ещё при жизни мастера купил все его главные картины, кроме «Ночи на Днепре» - она хранится в Русском музее. После смерти Куинджи Общество художников стало носить имя гения света.

Родной Мариуполь, город, подаривший миру гения, не может похвастаться тем, что увековечил славу Куинджи, своего великого земляка. У нас есть картинная галерея имени Куинджи, ныне центр современного искусства имени Куинджи, но там даже нет  копий картин мастера; есть бюст Куинджи в центре города, но нет улицы в честь его имени. И, может быть, среди вас найдутся люди, которые, как и Архип Иванович, станут меценатами и вернут Мариуполю славу его знаменитого выходца.

 

Музыка. Лирическая мелодия

Участник 9

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя и, погасив свечу, отправлюсь я

В необозримый мир туманных превращений, когда миллионы новых поколений,

Наполнят этот мир сверканием чудес и довершат строение природы,-

Пускай мой бедный прах покроют эти воды, пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу

Многовековый дуб мою живую душу корням обовьет, печален и суров.

В его больших листах я дам приют уму, я с помощью ветвей своих взлелею мысли,

Чтоб над тобой они из тьмы лесов  повисли, и ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой, я в небе пролечу, как медленная птица

Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,

Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия. Безмолвный мрак могил– томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет.

Повсюду жизнь и я.

…О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб взять  меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделай то, что я не совершил.

     (Н.А. Заболоцкий «Завещание»)

Ведущий 1

             Так, может быть мы, его земляки, сможем исполнить последнюю волю великого мастера, ведь он хотел, чтобы в родном Мариуполе была школа его имени, о чем сказано в его завещании.              

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бунин И.А.  Стихотворения.- М.: Худож. лит., 1985. (Классики и современники. Поэтическая б-ка).

Гоголь Н.В. Повести и поэмы. - М.: Худож. лит., 1986. (Классики и современники. Русская классическая литература).

Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. - М.: Худож. лит., 1989. (Классики и современники. Поэтическая б-ка).

Поэзия серебряного века (1880-1925). - М.: Худож. лит., 1991. (Классики и современники. Поэтическая б-ка).

Проценко А.Д. Записки мариупольского краеведа.- Мариуполь, 1993.

Яруцкий Л.Д. Куинджи А.И. Рассказы о художнике. Воспоминания современников. Худ. критика. Документы.- Донецк: Кардинал, 1998.

Яруцкий Л.Д. Мариупольская старина: Рассказы краеведа. – М.: Советский писатель, 1991.

 

 

 

 

docx
Додано
24 січня 2019
Переглядів
246
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку