27 квітня о 18:00Вебінар: Кольоротерапія: використання технології в роботі з учнями початкової школи

Метод проектов и его использование на современном уроке русского языка и литературы

Про матеріал
Актуальность работы определяется необходимостью исследовать теоретические аспекты развития проектной деятельности с учетом настоящего; определить, при каких обстоятельствах повышается активизация проектной деятельности и результат стимулирования активности школьников; в какой мере можно заинтересовать учащихся к обучению, побуждать к творчеству, повысить умственную активность.
Перегляд файлу

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики

«Республиканский центр развития образования»

 

 

 

 

Отдел методики преподавания

учебных дисциплин

 

 

Метод проектов и его использование на современном уроке русского языка и литературы

 

                                                        ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

                                                        Титовой Елены Вадимовны,

                                                        слушателя курсов повышения квалификации                      

                                               учителей русского  языка и литературы,

           ГОУ ЛНР «АСШ №7»

 

 

                  

 

Луганск 2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3-9

ГЛАВА 1 Содержание проектной технологии                                                10

                  1.1. Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса                                                                               10-13

                   1.2. Основные принципы проектного обучения                         13-15

                   1.3. Особенности проектной технологии                                    15-16

ГЛАВА  2  Классификация проектов                                                             17-20 ГЛАВА  3   Методика применения проектов в обучении русского языка и литературы                                                                                                        21                         

         2.1.  Проектна технология на уроках литературы                      21-29                                                       

         2.2.  Применение методики проектов на уроках русского языка

                                                                                                                 29-35                                                                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                36-39

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                  40-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          В начале XXI века важнейшей педагогической проблемой стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания  и  преобразования природы, истории, самого себя.

        Сейчас в нашем образовании наблюдаются следующие тенденции: совершенствование традиционных методик и методов работы с учащимися,  поиски и разработка новых альтернативных технологий, более эффективных, оптимальных, результативных, чем те, что существовали в прошлом. Педагоги выполняют основную задачу, переходя к личностно-ориентированным технологиям обучения. Изменяется содержание процесса получения образования: это уже не процесс передачи суммы знаний или информации,  не повторение готовых результатов, а формирование компетенций, опыта, самореализация на основе природных данных и развития способностей ребенка.

         Все чаще внедряются инновационные методы, новые образовательные проекты, учебные курсы и даже образовательные программы. Благодаря этому наше образование быстро обогащается новым опытом, подходами, образовательными технологиями и методами. В результате - улучшение качества обучения в наших школах, знания молодежи становятся конкурентоспособными. Одним из таких методов, что существенно обогащает учебный процесс современной школы, является метод проектов, как «способ организации процесса познания учебного материала» [20, 376 ].

         Что может быть лучше для становления личности, чем ощущение успеха и личной значимости в процессе своего труда? Именно проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей,  «направлены на самостоятельную работу учащихся – парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени» [там же].

Проектную технологию считают технологией XXI века, а умение применять метод проектов в своей педагогической деятельности - показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития школьников.

Образовательно-воспитательный потенциал проектной технологии заключается в возможности приобретения учащимися целостных знаний, в повышении мотивации школьников к получению дополнительной информации, овладении важнейшими методами научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно формулировать задачи проекта, найти способ анализа ситуации и т.д.), навыками поисково-исследовательской работы, а также рефлексии и интерпретации результатов.

Проектная технология в свою очередь обеспечивает переход от традиционных образовательных технологий к новому типу обучения. Она усиливает его развивающий характер, предусматривает совместную, обоснованную, спланированную и осознанную деятельность партнеров - учащихся.

Проектирование стало стилем жизни современного общества, поскольку

оно «ориентирует детей на создание итогового продукта проектной деятельности, на достижение практического результата» [21, 338].

Метод проектов – это «технология четвертого поколения», которая позволяет решать задачи инновационного характера, предполагает интерактивную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса, что способствует развитию творческого потенциала личности [5, 194–207].

Идея включения проектной деятельности в образовательный процесс была предложена в первой половине ХХ в. американским педагогом и философом Джоном Дьюи , его учеником В. Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в  философии и  образовании. Джон Дьюи неоднократно говорил о том, что главный метод учителя состоит в хорошем знании своего предмета. Истинным образованием Д. Дьюи считал все важное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания» [6].

«Обучение посредством делания» – это организация самостоятельной деятельности учащихся для решения заинтересовавших их проблем. Способом организации такой деятельности должен служить, в частности, метод проектов [там же].

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить» [6, 61].

Поиск и внедрение инновационных педагогических технологий обучения, отвечающих потребностям сегодняшнего дня - основная задача метода проектов.

         А.С.Макаренко в результате своей новаторской педагогической деятельности пришел к выводу о проектировании личности как субъекта педагогического труда. Такое мнение не раз высказывал В. Сухомлинский, многогранное педагогическое наследие которого пронизывает идея проектирования человека.

Также над этой проблемой работали целый ряд исследователей: С.Сысоева,   М.Чанова,   Е.Полат,   С.Шацкий,   В.Шульгина,    Б.Игнатьев , И.Сергеев,  М.Бухарина ,  В.В.Гузеев  и др.

          Автор И.С.Сергеев в своей работе «Как организовать проектную деятельность учащихся» изложил подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: «В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы» [17, 1].

         Одним из ведущих теоретиков метода проектов является профессор Е.С.Полат, которая в своих работах дает исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие при использовании проектных технологий в образовательном процессе. Также она писала, что «... если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться достаточно реальным, практическим результатом» [11,19].

         Е.С.Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:

- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто моральном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой,  несовместимы с этой технологией [13,16].

       По определению С.Сысоевой, «... метод проектов является одной из педагогических технологий, которая отражает реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании и способствует формированию умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» [19,27].

Актуальность работы определяется необходимостью исследовать теоретические аспекты развития проектной деятельности с учетом настоящего; определить, при каких обстоятельствах повышается активизация проектной деятельности и результат стимулирования активности школьников; в какой мере можно заинтересовать учащихся к обучению, побуждать к творчеству, повысить умственную активность. Как писал В. Гузеев: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» [6].

Рассматривая этот вопрос, я, как учитель русского языка и литературы, ставлю перед собой  цель:

- подать теоретические сведения о методе проектов как педагогической технологии;

- тщательно ознакомиться с методикой применения проектов в обучении русского  языка и литературы;

- проанализировать результативность указанной методики.

В соответствии с темой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) Раскрыть понятие «проектная технология».

2) Выяснить особенности проектной технологии.

3) Классифицировать типы проектов.

4) Осветить методику использования метода проектов в работе учителя-словесника.

5) Раскрыть жизненно компетентностный потенциал метода проектов.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что основным условием, при котором можно достичь успеха в изучении русского языка и литературы, - мыслительная деятельность учащегося, активная работа мысли, внедрение новейших технологий, направленных на развитие у учащихся способности видеть проблемы, выявлять противоречия, выдвигать гипотезы, анализировать, осуществлять поиск, исследовательскую проектную деятельность. Я создаю условия, при которых учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свою познавательную деятельность, выходят на новые формы сотрудничества.

В выпускной работе рассматриваются принципы и условия организации проектного обучения учащихся, обосновываются методы и организационные формы этого важного вида учебной деятельности. Разработка и внедрение метода проекта способствует повышению самостоятельности, ответственности за результаты деятельности, создает условия эффективной самореализации учащихся, актуализации их индивидуальных способностей.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения по результатам работы, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цель и задачи исследования.

В первой главе «Содержание проектной технологии» выяснено содержание проектной технологии, определены основные принципы проектного обучения и его особенности.

Во второй главе «Классификация проектов» проведена классификация типов проектов и их использования в учебном процессе.

В третьей главе «Методика применения проектов в обучении русского языка и литературы» показана методика применения проектов в системе учебных дисциплин.

Над данной темой работали ученые, методисты.

При написании выпускной работы мной обработаны и использованы следующие источники информации:

1. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

2. Господникова М.К. Проектная деятельность учащихся. – М.: Учитель, 2014.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. —80 с. (Метод. библиотека).

        4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003 -110 с.

         Эти пособия посвящены рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем — проблеме внедрения в школьную образовательную практику так называемого «метода проектов», его применение на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах. В краткой и популярной форме в книгах изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе, рекомендации, разработки проектов, сценарии мероприятий, ставшие итогом выполнения проектов.

Я также на своих уроках использую материалы из разных методических пособий, уделяю внимание проектной технологии, формированию жизненной компетентности личности.

Важной стратегической задачей современности является подготовка будущей научной смены, нового поколения научной элиты. Известно, что вырастить поколение высокообразованной молодежи невозможно без качественного обновления образовательной системы, которая должна быть ориентирована на взаимодействие научно-методической работы педагогов и научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Содержание проектной технологии

1.1. Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса

Сегодня в школе все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой  заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности школьника.

        Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.

        Результат  внедрения проектной технологии – инновационно-развивающая среда, которая предусматривает:

-  мотивацию учебной деятельности учащихся;

 -  проблемно-креативную направленность;

 -  интерактивную организацию деятельности учащихся;

        -приобретение учащимися знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения;

- формирование нового опыта и развитие необходимых психологических качеств;

- ориентацию на личностный и коллективный успех [14].

 Технология проектов предполагает постановку определенной проблемы и последующее ее решение, с обязательным наличием идеи и гипотезы, четким планированием действий, распределением (если групповая работа) ролей, то есть наличием задач для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственности участников проекта за свою часть работы, регулярного обсуждения промежуточных шагов и результатов.

Решение определенной учебной или воспитательной проблемы в ходе проектной деятельности предполагает, с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений, из разных областей науки, техники, творчества [14].

         С помощью внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс можно научить учеников:

        - выявлять и определять проблемы;

        - проводить их анализ и находить пути их решения;

        - развивать умение искать и работать с информацией;

        - применять полученную информацию для решения поставленных задач.

         Технология проектов является эффективной в том случае, когда в учебном процессе поставлено определенное исследовательское, творческое задание, для решения которого нужны интегрированные знания из различных областей,  а также применение исследовательских методик (например,  исследования демографических или экономических проблем в разных регионах мира, создания серии репортажей из разных регионов по одной из проблем, которые бы раскрывали определенную тему и т.д.).

          Проекты по праву относятся к числу нетрадиционных технологий обучения, поскольку они способны обеспечить:

        - активность даже тех учеников, которые, как правило, предпочитают молчание;

      - раскрытие учащимися своих способностей, формирует у них уверенность в себе;

      - комфортность обучения для учащихся, поскольку они перестают бояться негативной оценки;

      - совершенствование коммуникативных навыков учащихся, поскольку это позволяет им больше высказываться;

      - развитие у учащихся ряда способностей (совместного принятия решений, избежать конфликтов и т.п.);

  - развитие творческого мышления, не просто воспроизведения усвоенных знаний, но и использование их в практически-ориентированной деятельности.

          Наряду с понятием «проект» в психолого-педагогической литературе

используются и понятия «проектная деятельность», «творческая проектная деятельность», «проектное обучение», «метод проектов».  В одном случае проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, включающая в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразующей, творческой и практической деятельности, несет в себе все качества и компоненты (мотив, цель, способы, средства, предмет, результат).

В остальном, под проектным обучением понимают такое обучение, при котором под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе его обучения на путях усвоения таких ценностей, как мастерство, интеллектуальные и творческие способности.

Исследования доказывают, что творческая проектная деятельность:

        - формирует навыки самостоятельной ориентации в учебной, научно методической и справочной литературе, учит добывать необходимую информацию самостоятельно;

        - активно развивает у учащихся основные виды мышления;

        - способствует психическому развитию воспитанников;

       - способствует развитию интеллектуальных способностей, учит мыслить от абстрактного к конкретному;

        - привлекает учащихся к реальному самообразованию;

- помогает ученику осознавать себя творцом своей деятельности;

- усиливает положительную мотивацию к обучению, потому что проект выбирается и реализуется на основе собственных интересов, потребностей и возможностей;

- способствует формированию у учащихся культуры делового «общения, умению аргументировано защищать свои позиции;

- усиливает воображение, которое является значительным стимулом для рождения новых идей, поиска альтернативных решений, их анализа и синтеза как основы инновационного мышления;

- формирует внутренний план действий и реализует его на практике.

По мнению ученых, проектное обучение стимулирует и усиливает положительную мотивацию к обучению, потому что оно:

- личностно-ориентированное;

- активизирует множество дидактических подходов - обучение в процессе деятельности, совместное обучение, мозговой штурм, ролевые игры, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знание, понимание, применение, анализ,  синтез;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других непосредственно в конкретном деле;

- доставляет удовольствие ученикам, которые видят продукт своего собственного труда
                             1.2. Основные принципы проектного обучения

Основными принципами проектного обучения являются:

         - добровольность выбора вида деятельности каждым школьником;

         -учет интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы учащихся;

         - доведение работы до логического конца;

         - формирование основ культуры труда, качественное изготовление и эстетическое оформление объектов;

- полезная значимость выполненных проектов.

Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской деятельностью школьников,  но по ряду признаков она отличается тем, что: во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью всестороннее  тематическое исследование проблемы и разработку конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа над проектом предполагает, прежде всего, получение практического результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника.

Таким образом, если учебно-исследовательская деятельность является индивидуальной по своей сути и направленная на получение новых знаний, то целью проектирования является выход за рамки отдельного исследования, развитие чувства ответственности, самодисциплины, способности к активной общественной роли и самоорганизации, умение планировать свою работу и время,  желание делать свое дело качественно и умение представить результаты своей работы. Такой процесс осуществляется как в процессе обучения, так и в ходе специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Заслуживает внимания при организации проектной деятельности создание мотивационной ситуации и поддержание его в процессе работы. Согласно «теории жизненного опыта» Дж. Дьюи действие, которое выходит по собственной инициативе, приносит больше доказательства и значительно повышает вероятность ее повторения, нежели действие, выполняемое принудительно. Таким образом, мотивация школьника является очень важной чертой проектной технологии.

Формируя мотивацию достижения успеха в процессе  проектировочной деятельности как основу для создания позитивной атмосферы,  педагог может использовать различные варианты мотивации учащихся для работы над проектом, а именно: возможность получить интересную информацию и самостоятельно выполнить задание; получить уважение сверстников; быть лучшим; осознать полезность своей деятельности для других людей; знакомство с новыми людьми.

Как правило, учащиеся имеют положительную мотивацию для исследования в том случае, когда они получают не только учебный, но и социальный опыт. Это происходит при следующих условиях: если их исследование  направлено на решение важной социальной проблемы; тема исследования для учащихся является лично интересной, а процесс исследования захватывающим. В то же время, важным в процессе проектировочного исследования и то, что ученики должны чувствовать себя в безопасности (физической эмоционально) автономными (независимыми) успешными (компетентными, творческими, профессиональными и знающими) чувствовать, что их ценят и о них заботятся.

1.3. Особенности проектной технологии

Можно выделить следующие особенности проектной технологии:

1. Основой технологии является не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, направленный на формирование комплекса разнообразных умений и  навыков,  необходимых для успешной самореализации.

2. Проектная технология предусматривает создание мотивационной ситуации, поддержания его в процессе работы и улучшения результативности обучения и воспитания.

3. Проектная технология предусматривает решение проблемы, которая должна  завершиться  вполне  реальным,  практическим  результатом,

оформленным тем или иным образом.

4. Проект - целостная работа, ее нельзя закончить, остановившись на полпути, поскольку оценивается конечный продукт.

5.Технология предполагает учет интересов и потребностей школьников и соответствует их содержания обучения.

6.Технология включает различные виды деятельности (анализ, наблюдение, синтез, сравнение и т.д.), является интеграцией знаний, умений из различных областей науки и предполагает непосредственное применение приобретенных знаний учащихся в ходе практической деятельности.

7. Проектная технология одновременно является и способом и результатом воспитания школьников, привлечение их к социальным отношениям, получение собственного жизненного опыта, социально значимых знаний и умений, которые позволяют в течение жизни успешно реализоваться в личностной и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  Классификация  проектов

Основываясь на теоретические положения и практический опыт отечественной и зарубежной педагогики, рассмотрим вопрос классификации типов проектов.

Значительный вклад в развитие теории проектирования делает русский исследователь Е. Полат. Его классификация исследовательских проектов осуществлена ​​в соответствии с предметно-содержательной направленностью, выделяя монопроекты и межпредметные проекты.

 Монопроекты  проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

        Межпредметные проекты выполняются обычно во внеурочное время, предусматривают интеграцию знаний из нескольких предметов и нуждаются в квалифицированной помощи учителей-предметников.

       Также Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

 - по доминирующему в проекте методу или виду деятельности;

 - по признаку предметно-содержательной области;

 - по характеру контактов;

 - по количеству участников проекта;

 - по продолжительности проекта;

 - по результатам.

        С учетом выделенных типологических признаков Е.С. Полат определяет следующие основные виды проектов:

- исследовательские проекты, представляющие собой научно-исследовательскую работу, с определением понятийного аппарата;

        -  информационные проекты, направленные на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для определения каких либо выводов, результатов;

       - творческие проекты, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

       - телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых  на базе компьютерной коммуникации;

      - прикладные проекты – характеризуются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который ориентирован на их социальные интересы; имеют четкую структуру, сценарий, распределенные роли [11, 62].

          А. Клименко та О. Подколзина классифицируют проекты по доминирующему в проекте методу или виду деятельности.

Прикладные проекты отличаются четко определенным результатом деятельности его участников (например, проект закона, справочные материалы, словарь, аргументированное объяснение любого явления). Такие проекты предусматривают основательное осмысление структуры, распределение функций между участниками, оформление результатов деятельности, их дальнейшую презентацию и внешнее рецензирование.

Исследовательские проекты имеют целью организации деятельности учащихся,   направленную на решение творческих задач с заранее неизвестным результатом и предусматривают наличие определенных этапов работы (обоснование актуальности темы исследования, предмета и объекта, определение целей и задач, выявление методов поиска и источников информации, выдвижения гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление с сообщением или докладом, определение новых проблем для дальнейшего анализа).

Информационные проекты, которые направлены на изучение характеристик любых процессов, явлений, объектов и предусматривают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта похожа на структуру исследовательского часто является основой для их сочетания. . Структуру такого проекта можно обозначить следующим образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства  массовой информации, базы данных, в том числе и электронные интервью, анкетирование и т.д.) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные  выводы); результат (статья, доклад, реферат, видеофильм) презентация (публикация,  в том числе в электронной сети, обсуждение в телеконференции).   Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем.

Ролевые проекты, в которых участники выполняют определенные роли, (литературных персонажей или вымышленных героев), обусловленные характеру и содержанию проекта, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями; структура таких проектов только определяется и остается открытой до завершения работы. Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют получению определенного социального опыта.

          Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

          По продолжительности проекты бывают краткосрочные та долгосрочные.

Если краткосрочные проекты могут выполняться на уроках по одному предмету, то долгосрочные проекты (от одного месяца до года) посвящены довольно  большой или нескольким связанным проблемам, и соответственно являются междисциплинарными и анализируются в основном во внеурочное время. В реальной практике в большинстве случаев применяются смешанные типы проектов, где, например, сочетаются признаки как предметных, так и межпредметных. Содержательный аспект проекта определяет тематическую направленность проектов.

В зависимости от ситуации отбор тематики проектов может быть различным:

- в одних случаях, эта тематика может формулироваться учеными, работают в области образования, в рамках утвержденных учебных программ;

         - в других, инициативно выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации и состояния преподавания предмета, природных профессиональных интересов, предпочтений и способностей учащихся;

- в-третьих, тематика проектов может предлагаться и учениками, естественно ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Темы проектов чаще всего сегодня касаются конкретного практического вопроса, что является актуальным для реальной жизни. Вместе с тем, это требует привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и из разных областей, стимулирует систематическое творческое мышление, «включения» навыков исследовательской работы. Именно таким образом достигается естественная интеграция знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Методика применения проектов в обучении русского языка и литературы

               3.1. Проектная технология на уроках  литературы

В системе учебных дисциплин литература занимает особое место. Каждое литературное произведение является отражением жизни определенной эпохи. Изучение произведений искусства слова связывает урок с жизнью, с реальными проблемами жизнедеятельности. Литература – это «уникальный в своем роде предмет, т.к. он единственный имеет возможность говорить языком образов о человеческой сути, о смысле жизни» [7, 5].

Основа проектной технологии на уроках литературы - стимулирование интереса учащихся к проблеме осознанного выбора жизненных ориентиров, определяющих будущее, а стратегические направления деятельности учеников - учиться быть умными, здоровыми, полезными людям, быть гражданами своей Родины, научиться составлять и реализовывать собственные жизненные проекты в сложных условиях современности.

Метод проектов на уроках литературы должен рассматриваться как реализация проблемного обучения и соответствовать уровням самостоятельной и творческой активности учащихся, поэтому логично рассматривать проектную технологию на уроках литературы как имеющую определенное «практическое значение для современного процесса обучения» [22,67]. Кроме того, это позволяет создать «наилучшие условия для максимальной реализации личностного потенциала учащихся, самопознания и усвоения способов саморазвития, самоутверждения, самореализации личности» [1, 34].

Проектная технология на уроках литературы позволяет применять активные и интерактивные методы ориентации учащейся молодежи на духовные ценности народа («героическая история народа, выдающиеся исторические фигуры, обычаи и обряды и т.д.»)  [11, 89].

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности.

Учителя часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой, -  могут и должны помогать в работе над литературным проектом

        Цель проектного обучения  по  литературе состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Можно выделить несколько видов проектной деятельности на уроках литературы:

- исследовательский проект;

- информационный проект;

- ролевой (игровой) проект;

- практико- ориентированный проект;

- творческий проект.

   На мой взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже  в

5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д.

  Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работе  с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра) А.П.Чехова «Хирургия». Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер  персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.

Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. Так,  при изучении темы «Русские басни» ученики получают задание: организовать урок – конкурс. Или создать постановку нескольких картин пьесы - сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».  Эти проекты опираются на ролевую игру,  работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы, в которых несколько человек готовят рассказы о баснописцах, несколько учеников показывают инсценировки басен, есть группа художников, звукооператоров, «критики» оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы.

Творческие проекты могут быть не только групповыми, но и индивидуальными. Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность.
  Программа В.Я.Коровиной  в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов, где особая  роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах.

Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения. И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается  в 5 классе с таких вот мини-проектов. Учитель уже учит создавать литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать. Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы. Чтобы помочь учащимся овладеть методикой и технологией создания сочинения, предлагаем написать сочинение в процессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы.

  Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой  для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого. С этой целью можно использовать ролевые проекты. При выполнении таких проектов участники принимают на себя определенные роли, предписанные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения. Степень творчества здесь очень высокая, но основным видом деятельности является ролево -игровая. Ученики, выполняя такие проекты, получают возможность оказаться  в роли другого, выразить его мнение. Такие уроки-проекты, хотя и проводятся достаточно редко, становятся настоящим зрелищем, примером может служить  конкурс «Лучшее чтение стихотворений о родной природе». Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов, рецензентов, членов жюри.

Каждый из предложенных ниже проектов напрямую связан с литературным произведением или с особенностями биографии поэта или писателя. Описание проекта состоит из названия, указания на литературное произведение, его автора, цели, ожидаемых результатов работы, ключевого вопроса, тематических вопросов, методических рекомендаций, рекомендованной формы защиты, операционных карт по разработке тематических вопросов. Название проекта включает в себя ведущую тему дальнейшей работы (о чем говорится) или главную мысль соображений (идейное содержание проекта).

Цель работы формулируется как определенная задача по формированию составляющих жизненной компетентности учащихся. Кроме того, указанная развивающая (ориентировочная) и учебная цель. Формулируя ожидаемые результаты работы, учителю следует указать на конкретные качества характера, жизненные компетенции личности учащихся, которые должны быть сформированы в процессе проектирования и оказаться в реальной жизни. Ключевой вопрос - это проблема, которая составляет суть проекта.

          Тематические вопросы - конкретизация ключевого вопроса, путь его раскрытия. Методические рекомендации касаются особенностей работы над конкретной учебной темой с целью подготовки учащихся к разработке проекта, а также советов по организации процесса проектирования. Операционные карты могут быть ярко оформленными по усмотрению учителя, размещенные на отдельных листах, размноженные и будут служить раздаточным материалом для учащихся при организации проектирования на уроке.

Проект 1.

Сказочная страна

Тема: Сказки.

Тип урока:  комбинированный

Вид проекта:  продуктивный.

Тип проекта: групповой, творческий, межпредметный.

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений.

Цели по содержанию:

       - образовательная – проверить знания учащихся по теме “Сказка”;

- развивающая продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;

- воспитательная – формировать умение работать в коллективе.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

  1. Цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги, карандаши, клей, учебники, книги со сказками.
  2. Памятка.

Планируемые результаты:

- уметь отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки, отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).

Ключевой вопрос:

- каковы особенности русских народных сказок,  чему они учат?

Тематические вопросы:

- что такое сказка?

- какие есть виды сказок?

- сказочные герои, какие они?

На уроке используется Памятка, с которой ученики знакомятся перед началом работы.

Далее урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.

          Данный проект разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей – сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Проект 2.

       Путешествие  под парусами  мечты

Тема:  А.Грин «Алые паруса».

Цель: создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения;  для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении  человека; развить образное и  ассоциативное мышление, творческую  способность  учащихся; воспитать нравственные и эстетические чувства, расширить общекультурный кругозор через музыкальный и иллюстративный   материал.

Тип урока: интегрированный урок- проект.

Форма проведения: защита мини-проектов.

Планируемые результаты:

Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.  Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные.

Познавательные. Умение выбирать смысловые единицы текста.   Выражать структуру задачи разными средствами.  Выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

       Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса», её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Ключевой вопрос:

- Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.  К.Г.Паустовский.

          Тематические вопросы:

  1. Какие душевные качества Ассоль помогли сохранить ей веру в мечту?
  2. Почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет?
  3. Какую функцию выполняет мотив алых парусов и корабля в произведении?

      4. В чем смысл счастья?

      5. Какими стали герои на пути к счастью?

Проект 3.

Тема: Мой Пушкин

Цель работы:  обобщить знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

           развивать творческие способности учащихся.

Цели урока:

1. Образовательная: обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей.

2. Развивающая:

- развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к поэтическому слову;

- формировать интерес к классическому искусству;

- в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

  Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

        Тип проекта: литературно – творческий.

        По продолжительности выполнения проект: краткосрочный.

Задания:

 для 1 группы:

«Пушкин в изобразительном искусстве».

для 2 группы:

«Пушкин в поэзии».

для 3 группы:

« Сказки А. С. Пушкина».

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

 

3.2. Применение  методики  проектов  на уроках русского язика

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место и призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества[4].
         Цель образования – это формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
         В воспитании черт творческой личности и формировании ее жизненной стратегии важное место занимают в единстве языковое образование и речевое воспитание, языковая культура и речевое поведение.

           С. Ермоленко приводит толкование понятия «языковая личность», которое вошло в научные парадигмы многих отраслей человеческих знаний: «Языковая личность» – сочетание в лице говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободному, автоматическому осуществлению разносторонней языковой деятельности. Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отпечаток общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре» [9].

Итак, язык аккумулирует ум и эстетику нации, является искусством живого общения, является компетенцией и профессионализмом любой специальности.

В. М. Полонский считает, что коммуникативная компетенция - это «способность личности к речевому общению» [15, 66].  Коммуникативность  индивида,  по  мнению  В. М. Полонского,  обеспечивают  следующие умения: «умение  задавать  вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников  и давать  им критическую оценку, аргументировать свое  мнение ...и способность выражать эмпатию, адаптировать  свое высказывание к возможностям восприятия других участников общения» [15, 67].

В методике русского языка под коммуникативной компетенцией понимаются «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, ситуациям общения» [3, 5].

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка предполагает получение учащимися знаний о речи, ее функциях,  развитие  умений  в области основных видов речевой деятельности - говорение, аудирование, чтение и письмо. Главным умением, которое формируется в процессе развития коммуникативной компетенции, является умение создавать тексты, которое, согласно классификации умений  М. Т. Баранова, относится к числу коммуникативных умений [2, 22].

Таким образом, основой для формирования коммуникативной компетенции учащихся являются знания, умения и навыки.

Указанные лингводидактические аспекты наиболее полно реализуются в 10-11 классах. Возраст старшеклассников называют формативными годами, поэтому задача старших классов - создать оптимальные условия для общекультурного, нравственного, эстетического развития личности учащихся, а в первую очередь - для развития речевых способностей (способности к общению через речь).

Поэтому введение метода проектов на уроках русского языка в старших классах является актуальным. В процессе проектирования учащиеся рассуждают, спорят - происходит исследовательская работа, направленная на самостоятельное искание. Происходит общение на уроке.

Программа по русскому языку определяет язык как весомый фактор формирования личности ученика, акцентирует внимание на жизненной адекватности образования, его ориентации на удовлетворение потребностей и культурных запросов личности, связанных с практической деятельностью, духовной жизнью, коммуникативными интересами.

Все это возможно при условии синтеза таких подходов – системно-деятельностного,  компетентностного. Именно компетентностный подход предусматривает активное участие учащихся в процессе обучения: самостоятельную работу, работу в парах и небольших группах, проектную деятельность, то есть направленность образовательного процесса на формирование и развитие коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также  культуроведческой  компетенций [16, 4].

Целью изучения русского языка в основной школе является формирование духовно богатой языковой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано использовать средства русского языка – его стили, формы, жанры во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), то есть обеспечение должного уровня коммуникативной компетентности.

Указанным подходам и целям отвечает метод проектов

Стоит отметить, что обучать учеников выполнять каждый из видов письменных работ необходимо заранее.

Описание каждого из проектов состоит из названия темы, цели, ожидаемых результатов, ключевого вопроса, тематических вопросов, операционных карт с разработки тематических вопросов.

Название проекта включает в себя ведущую тему дальнейшей работы (о чем речь пойдет речь) или главную мысль соображений (идейное содержание проекта), содержательное наполнение работы по проектированию. Следует отметить, что в названии может быть  указана только качество, поэтому ученики могут подбирать имена. Указанную жизнетворческую цель следует понимать как движение, задача по формированию составляющих жизненной компетентности учащихся.

Ожидаемые результаты - конкретные качества характера, жизненные компетенции личности учащихся как составляющие жизненной компетентности. Ключевой вопрос - это проблема, которая составляет суть проекта. Тематические вопросы - конкретизация ключевому вопросу, путь его раскрытия. Операционные карты содержат разработку тематических вопросов.

Процесс применения методики проектов на уроках русского языка имеет определенную специфику. Работу логично построить по следующему алгоритму:

1. Подготовительную работу над созданием проекта (процесс проектирования, разработки тематических вопросов проекта) следует организовать на устном уроке развития связной речи.

2. Вид материального выражения ученических проектов определяется перечнем работ по развитию связной речи и коммуникативной содержательной линии Программы по русскому языку (сочинения на морально-этическую тему, очерки на основе жизненных впечатлений, выступления на собраниях, семинарах, выступления во время дискуссии, произведения и статьи в газету на общественно-политические темы).

3.Учащиеся выполняют письменную работу (проект) самостоятельно в форме домашней работы.

4. В определенный учителем срок ученики в свободное время собираются группами (теми же группами, которые обрабатывали вместе операционные карты проекта), перечитывают письменные работы друг друга, путем конкурсного отбора выбирают лучший проект, готовятся к его защите.

5. Учащиеся сдают письменные работы.

6. Учитель проверяет ученические работы в соответствии с требованиями программы.

7. Учитель проводит урок анализа письменной работы ..

8. Учитель назначает срок защиты (презентации) проектов.

9. На одном из следующих уроков выделяется время (часть урока) для защиты (презентации) ученических проектов.

         10. Ученики защищают отобранный проект. В презентации одного проекта участвует вся группа.

 11. Учитель осуществляет внешнюю оценку проекта.


         Проект 1.

         Встреча с  прекрасным

         Тема: Сложное предложение

         Цель: повторить и обобщить изученное о видах сложных предложений (СП), особенности использования различных видов СП в стилях речи, вспомнить особенности построения сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений, знаки препинания в СП различных видов; делать синтаксический анализ СП, развивать коммуникативную (Р.р.), социальную (работа в группах) и информационную (подбор и анализ материала) компетенции;

воспитывать ценностное отношение к прекрасному в природе, повседневной жизни и в искусстве.

       Форма проведения: урок-окно, защита проекта (создание коллажа «Встреча с  прекрасным»).

        План проведения:

- пресс-конференция;

- толковый диктант;

- лингвистическое наблюдение;

- синтаксическое конструирование;

- диктант-диспут (работа в парах)

- игра «Я - редактор»;

- защита проектов (работа в группах);

- создание коллажа «Встреча с  прекрасным».

       Благодаря проектированию на уроках русского языка и литературы ученики учатся:

- осознавать цель;

- планировать свою работу, предвидеть возможные результаты;

- использовать источники информации (материалы прессы, литературы, исследования литературоведов, языковедов);

- самостоятельно искать и накапливать материал;

- анализировать и сопоставлять различные факты;

- доказывать свои взгляды; принимать собственные решения;

- подтверждать или опровергать идею; активизировать социальные контакты (распределять поручения, работать совместно)

- создавать материальные носители проектной деятельности (газета, сценарий, журнал).

         Комплексное внедрение педагогической технологии проектов в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет сформировать у учащихся жизненную компетентность.

Педагогическая технология проектов предполагает наличие у учащихся критического творческого мышления - этот тандем является основой формирования в них жизненной компетентности.

Критическое творческое мышление:

- помогает личности осознать процессы развития, которые о происходят  в психике;

- пробуждает мотивацию к развитию личности;

- позволяет осознанно ставить цели развития и управлять ими;

- выступает фактором формирования аналитических умений, которые, в свою очередь, позволяют применять знания и пробуждают стремление к новым знаниям;

- выступает основанием для формирования опыта (в том числе продуктивной  деятельности);

- способствует развитию творческих способностей;

- является условием творческой самореализации личности.

    Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  Главное – продумать  способы введения метода проектов в структуру уроков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Современность предъявляет серьезные проблемы развития и совершенствования образования. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит прогресс общества.
        Неоспоримым является тот факт, что в современной школе, кроме сугубо традиционного обучения, все больше практикуются методы, приемы, задачи, формы занятий, позволяющие ученику не репродуктивно воспринимать новое, а побуждают, развивая приобретенные ранее умения и навыки, самостоятельно приобретать новые знания, информацию, творчески все это обрабатывать.

        Поэтому цель, которая была поставлена ​​в работе, трансформируется и ведет к переосмыслению содержания и задач образования. И заключается в том, чтобы воспитать личность, способную к взаимодействию со средой.

        Поставленные мною во время раскрытия проблемы метода проектов и его компетентностного  потенциала на уроках русского языка и литературы,  цель и задачи: раскрыть понятие «проектная технология»; выяснить ее особенности; осветить методику использования метода проектов в работе учителя-словесника; раскрыть жизненно компетентностный потенциал были достигнуты в полной мере.

         С помощью использования следующих методов исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы, самоанализа уроков, практической работы по внедрению метода проектов, изучение передового педагогического опыта, мной доказано, что использование метода проектов способствует реализации творческого потенциала учащихся, лучшему усвоению знаний у школьников, а также выработке у них умений самостоятельно искать и пользоваться различными источниками информации.

        Учебный  проект по русскому языку и литературе  для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение  интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

       Учебный  проект  для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации,   целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности [18,4].   
      В работе по формированию творческих способностей учащихся нужно использовать разнообразные задания. Строить уроки так, чтобы каждый ученик чувствовал себя исследователем, который самостоятельно приобретает знания, имеет возможность сопоставлять, сравнивать, искать и находить истину, доказывать выдвинутые гипотезы во время общения со своими одноклассниками и с учителем.

Такой подход к процессу обучения и воспитания детей способствует развитию их интеллектуально-творческих задатков и формированию исследовательско-поисковых способностей, которое обеспечивается альтернативными формами обучения: индивидуальная работа, фронтальная, кооперативная, работа в парах, в малых и больших группах.

Как уже было отмечено выше, в педагогической технологии проектов на первый план урока выдвигается воспитательная цель. Планируя урок, учитель определяет ожидаемые результаты работы по проектированию (конкретные качества характера, компетенции личности, способности учеников).

Анализ приведенных проектов показал реализацию ожидаемых результатов уроков. Комплексное внедрение педагогической технологии проектов в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет сформировать у учащихся жизненную компетентность. Педагогическая технология проектов предполагает наличие у учащихся критического творческого мышления - этот тандем является основой формирования в них жизненной компетентности.

Таким образом, проектная технология создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостийности, ответственности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Время сегодня требует идти не путем усовершенствования методов, в которых принцип подражания является ведущим и приводит к интеллектуальной и физической перегрузки учеников, а путем поиска новых, более эффективных методов учебно-познавательной деятельности.

В проекте ученики становятся основными действующими лицами образовательного процесса, они являются равноправными участниками творческого коллектива. Это позволяет им объединяться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности. Метод проектов позволяет привлекать к учебному процессу не только действия и мысли школьников, но и их чувства.

Рассмотрев принципы, методы и приемы проектной деятельности в воспитательном процессе в школе, я пришла к выводу: метод проектов усиливает и поощряет искреннее стремление учащихся к обучению, а, следовательно, на практике есть чрезвычайно эффективным. Проектирование всегда личностно ориентированное и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других участников в конкретном деле; такая форма деятельности гораздо лучше помогает создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, подготовленность к жизни в современном мире. Введение таких видов деятельности в современное учебное заведение является решением педагогических проблем, помогает достижению учебной цели, потому что образование - процесс и результат взаимодействия между учителем и учениками.

Поэтому образование должно быть направлено на будущее, на решение проблем века, развитие творческих способностей учащихся.

Итак, освещая принципы и формы организации проектной деятельности, мы призываем учителей не забывать, что главная задача, которую решает проектная деятельность - это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала молодого человека, потому что школа третьего тысячелетия - школа с творчески одаренными педагогами, воспитывающими творчески развитых детей.

Какой бы вид проектной технологии не применил бы учитель - групповой,  парный, или индивидуальный, он обязательно должен убедиться, что получить успешный педагогический результат.

Если у ученика проснулась жажда к проектной деятельности, если он, достигнув определенной вершины, связанной с реальной проектной работой, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если у него возникло стремление двигаться дальше по пути новых поисков, это и означает, что главная цель организации проектной работы учителем достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

        1. Активные методы обучения // http: // users.kpi.kharkov.ua/ lre / bde /  ukr/ pedde / active.htm

        2. Баранов, М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1979. - № 4. - С. 22.

3. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в обучении родному языку [Текст] / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - №1. - С. 5.

        4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

5.  Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.

6. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии // Директор школы. - 1996. - №4. - с. 61-70.

         7. Золототрубова Н.Н. Методика преподавания литературы. Учебное пособие для вузов. Воронеж, 2007.

         8. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003. – с. 6.

          9. Кратком толковом словаре лингвистических терминов под редакцией С. Єрмоленко, 2001:93).

         10. Крымский С.Б. Человек - проект мира и смысла // Метод проектов: традиции перспективы, жизненные результаты: Практико-ориентированный сборник / С.Н. Шевцова, И.Г.Ермаков. - М.: Департамент, 2003. - с. 260-261.

         11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалификаци. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М .: Академия, 2000. - 272 с.

        12.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

        13. Полат Е.С. Метод проектов// http: //nsk. fio. ru /festival / docs / polat.htm

       14. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

        15.  Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. - М. : Высшая школа, 2004. - С. 66.

        16. Примерная  образовательная программа по русскому языку для 5-9 классов для образовательных учебных учреждений / Волкова О.В., Вылеток С.В., и другие, под общей редакцией Студеникиной В.П., Луганск, 2016. (базовый уровень).

        17. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

       18. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

        19. Сысоева С. Личностно-ориентированные технологии: метод проектов // Учебник для директора. - 2005. - № 9-10. - с.25-31.

       20. Фатеева, И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6113/ (дата обращения: 30.09.2020).

       21. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

       22. Чанова М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения // Сибирский учитель. - 2003. - № 1. // http: // www.ioso.ru/distant/ project / meth% 20 project /metod%20pro.htm

23.  Шацкий С.Т. Мой педагогический путь//Соч. в 4 тт. Т.1. М. 1962. С.25.     

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
29 листопада 2020
Переглядів
405
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку