19 липня о 18:00Вебінар: Реалізація національно-патріотичного проекту в закладах дошкільної та середньої освіти

Урок–детектив "Агентство Шерлока Холмса"

Про матеріал

Конспект урока по русскому языку по теме "Фонетика" 5 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика».

Задачи:

  1. Закрепить знания о звуковой системе русского языка, навык характеристики звуков.
  2. Повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове.
  3. Развивать коммуникативно-речевые умения, формировать правила речевого поведения.
  4. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: расследование.

Перегляд файлу

Урок–детектив "Агентство Шерлока Холмса"

(повторение и обобщение знаний по теме "Фонетика" в 5-м классе)

 

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Фонетика».

Задачи:

  1. Закрепить знания о звуковой системе русского языка, навык характеристики звуков.
  2. Повторить основные фонетические процессы, происходящие в слове.
  3. Развивать коммуникативно-речевые умения, формировать правила речевого поведения.
  4. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: расследование.

Оборудование:

  • интерактивная доска , медиапроектор,
  • набор раздаточного материала 
  • тренажёр, выполненный в редакторе PowerPoint
  • карточки.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю - каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

От вас ответы, взгляды, мненья,

И вместе проведем урок!

Пускай сегодня наша встреча

Оставит след в душе у вас.

Общенье, радость и познанье

Пусть вам запомниться сейчас.

За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу:

 - Тема нашего урока : «Проверка  знаний  и языковых умений по теме «Фонетика»(слайд №1)

II. Актуализация знаний.

 

 

                               Эпиграф:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

И повсюду славятся. (Буквы)

 

 

Сколько на свете звуков?

Сколько в снегу снежинок,

Сколько в дожде дождинок,

Сколько в песке песчинок.

Сколько струек у речки?

Сколько звуков у речи?

- Действительно,на эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много. Даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Поэтому «одежда» для звуков, т.е. буквы, есть не для всех звуков речи, а только для тех, которые различают слова. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о буквах и звуках речи

 

   Прийом « Открытый микрофон»(слайд2)

 

  • Что такое буква?
  • Чем отличается буква от звука?
  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Чем отличаются гласные от согласных?
  • Что изучает фонетика?

 

III. Обобщение и систематизация знаний.

Творческий прием «Отзвучивание»

А сейчас , дети, мы с вами увидим и услышим необычную сказку, а лингвистическую, а ваши одноклассники, помогут мне озвучить, они побудут в роли актеров…И так , сели поудобнее - смотрим и слушаем….

Лингвистическая сказка ( слайд №3):

 Давно это было. Так давно, что много воды утекло с тех пор, неисчислимое количество лет и зим прошло-пробежало. Случилось это в маленькой стране Фонетике, где жили-были гласные и согласные. Звуки очень дружили между собой. Согласные во всём соглашались с гласными. ( слайд №4)

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока звук [А] не заявил: "Я буду в стране самый главный!"

Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум.

- Почему это ты будешь главный?

- Потому что я самый первый.

Тут каждый звук стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный: я самый круглый, меня очень легко произносить, - заявил звук [О].

- Нет, я важнее тебя, - перебил звук [К]. – Я красивый, аккуратный!

- Подумаешь - красивый! Подумаешь - аккуратный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук [У].

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались вконец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось? Опустели улицы. Не стало слышно пения птиц, звуков травы, завывания ветра, журчания ручейка. А в некоторых губерниях страны стали происходить престранные вещи…

 

Слайд 5

-Может быть, нам позвать сыщика?

- Добрый день, леди и джентльмены! Тайны и загадки – моя специальность.

- Как Вы вовремя! Громкое дело. Исчезли буквы и звуки.

- Я помогу их  вернуть, если мне будут помогать коллеги.

- Сыскными агентами любезно согласились стать ребята 5 класса.  Они отлично разбираются в буквах и звуках и с удовольствием помогут Вам.

- Тогда разделимся на команды и … в путь!

Творческая мастерская «Агенство Шерлока Холмса».

 Деление на команды

 

( слайд №6)

Учитель  - Ребята, вы стали работниками «Агенства Шерлока Холмса». А,кстати,вы знаете кто такой Шерлок Холмс?  Это литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем,английским списателем.

 

Его произведания, посвященные приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного сыщика, считаются классикой детективного жанра .(Картинки на доске)

Детектив — агент сыскной полиции, сыщик

( слайд №7)

-  Мы будем расследовать  дело об исчезновении букв и звуков. Для этого мы организовали две сыскные группы: «Звукосыщики» и «Букводетективы».

( слайд №8)

- А я вам раздам вот такие «карточки-протоколы» самооценивания на уроке. Вы должны будете записать все свои результаты расследования .

Я знаю тему «Фонетика» на _________ баллов.

Моя работа на уроке

Баллы

1

На месте преступления

 

2

Фонетический портрет

 

3

Следственный эксперимент

 

4

Вещественные доказательства

 

0 баллов – не работал,

1 балл-  работал плохо

2 балла – мог бы работать лучше

3 балла – работал отлично                                      

 Оценка за урок ________

 

- И ,так, мы начинаем наше расследование

 Для этого мы с вами отправляемся на место преступления….

 

«На месте преступления» (слайд № 9).

 

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (слайд №10)

 

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (слайд №11)

 

Синеет море перед нами

Летают майки над волнами. (слайд №12)

 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом! (слайд №13)

 

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села. (слайд №14)

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к папе:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами! (слайд №15)

                                              А. Шибаев

 

- Что произошло? Почему получилась такая путаница? (слайд №16)

 

Учитель: 

-Ребята, выяснить подлинную сущность пока не удается. Требуются знатоки для проведения тщательного следствия, вы таковыми и являетесь. Нам надо установить  личность  незнакомца!
Она   пока не известна .  Мы должны составить «Фонетический портрет».Я хочу отметить, что успех расследования будет зависеть от внимательного анализа всех характерных признаков «личности – незнакомца», начинаем "оперативную летучку" формулируем  - задачи следствия

 Задача 1- фонетический портрет

 

«Фонетический портрет» (слайд №17)

 

Задание № 1. (слайды №18-21)

 Найдите звук, соответствующий определенной характеристике:

  • всегда твёрдый: [Д], [Ж], [М], [j’], [К], [Ф]
  • всегда мягкий: [Л], [К], [Ч], [П], [Ц], [Ф]
  • всегда глухой: [Т], [П], [С], [Ш], [Ф], [Ц]
  • всегда звонкий: [Д], [j’], [Ц], [Ж], [Г], [В]

Задание №2. (слайд №22)

Дано «цветное» слово, в котором каждый цвет – это звук:

 

- мягкий;

 

- твёрдый согласный;

 

- гласный.

По данной модели цветного слова за 2 минуты подберите наибольшее количество слов.

 

Задание №3 (слайд23)

-Догадайся, какая буква пропущена и дай характеристику звука, который она обозначает?

Задание №4 Игра «Редактор»(слайд24)  

Што(что),осеннева(осеннего),счасливый(счастливый),цыфра(цифра),большова(боль-шого),серце(сердце),сонце(солнце),жывот(живот),печька(печка),чяй(чай),вада(вода),подьезд(подьезд)

«Следственный эксперимент» (слайд №25)

 

Задание № 1. (слайд №26)

Попробуйте прочитать слова. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод.

 

к-р-нд-ш
гл-б-с

л-ш-дь

-о-а-а (собака)

-е- -а (зебра)
-и-а- (жираф)

 

 

 Задание № 2. (слайд №27)

 

Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки у них устали ножки –

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку.
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвезти?!

                                                                                               (Ответ: 30)

 

 

Задание № 4

- Дети, Шерлок Холмс нашел ,какую-то загадочную записку….вот ее содержание.

Лабиринт слайд№28-30

 

« Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь – только один. Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!    Е,Ё, Ю, Я

 

 

Задание № 5(слайд №31)

-Буквы я, е, ю, е. нашли, а теперь определите в каких словах находятся рядом

 2 гласных звука: союз, струя, боец, шпион, театр, какао, каёмка, сиять, дуэт, оазис, пианино, каучук.

 

 «Вещественные доказательства» (слайд №32)

 

Задание № 1. (слайд №33)

Напишите звук на месте буквы с в словах:

1) просьба; (Ответ: [ з’])

2) сшить; (Ответ: [ ш])

3) сжечь; (Ответ: [ ж])

4) слушать; (Ответ: [ с])

5) синий. (Ответ: [ с’])

- Назовите слово, где есть звук [с] ? (Ответ: слушать)

 

Задание № 2. (слайд №34-35)

Иногда и вымышленные слова могут обладать определенной фонетической значимостью. Перед вами животные: жаваруга и мамалына. Нрав у них разный. Какое из них ласковое, а какое  - злое? Что в названиях животного помогло вам определить их нрав? Кто, по-вашему, из этих зверей аксолотль, а кто щурх? Мы с вами видим, что не только по рисунку , мы можем определить нрав животного, но и звуки помогают нам в этом разобраться.

 

 

Задание № 3. (слайд №36).

 

 Игра «Кто быстрее?»

 

 

Задание № 4(слайд №37).

- Помните, что

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением

Пускай запомнит стар и млад:

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

под удар.

 

Поставьте ударение в словах:

АЛФАВИТ, ШОФЕР, САНТИМЕТР, ПРЕДМЕТ, КИЛОМЕТР, ПОРТФЕЛЬ, СВЕКЛА, МАГАЗИН, ТОРТЫ, ТУФЛЯ, ЦЫГАН, НАМЕРЕНИЕ,ЩАВЕЛЬ,ГАЗОПРОВОД,КАТАЛОГ,РАКУШКА,

ЖАЛЮЗИ. (

Орфоэпическая минутка(вслух произнеси слова)

Вывод:

- Итак, дело раскрыто. Я поздравляю вас с успешным его завершением.

Все звуки и буквы на месте. Давайте будем  к ним относиться бережно. Все они важны, иначе мы не имели  бы возможности общаться. Спасибо Вам за помощь!

 Вот мы и доказали звукам, что все они главные, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь

Ель, топор и руки -
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные -
Гласные, согласные.
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
«Ссс», - змеиный слышен свист.
«Шшш», - шумит опавший лист.
«Жжж», - шмели в саду жужжат.
«Рр», - моторы тарахтят.
В общем, тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог,
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.

 

 

Рефлексия.

Игра «Звонок маме»

Позвоните маме и расскажите, чем запомнился вам наш урок-расследование, что особенно понравилось, что удалось, чему научились?

 

Подведение итогов.

 

Домашнее задание:

  • сочинить  лингвистическую сказку «Путешествие в страну Фонетика».
  • составить веселые задания для своих одноклассников по темам «Фонетика» и «Графика»

 

 

1

 

doc
Додано
8 жовтня 2018
Переглядів
221
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку