Опорная лекция для учащихся 7 класса к уроку русского языка на тему "Вид глагола"

Про матеріал

В лекции к уроку русского языка для учащихся 7 класса систематизирован теоретический материал по теме "Вид глагола", который сопровождается примерами и выводами.

Перегляд файлу

Материалы к уроку русского языка на тему: «Вид глагола»,

М. Д. Левтерова, учитель русского языка и литературы Великоновоселковской гимназии с ош I ступени, Донецкая область

 

Опорная лекция для учащихся

1. На этом уроке познакомимся с глагольной категорией – видом, узнаем, на какие виды делятся глаголы по вопросу и назначению и научимся распознавать глаголы разного вида.

2. У глагола есть два вида,  а различаются они по значению и вопросам.  Поэтому необходимо повторить, что называется глаголом.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, лица и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.   А теперь поработаем над текстом  скороговорки и проведём наблюдение. Прочитаем её, найдём глаголы и  определим их значение, поставим к ним вопросы.

Совёнку Соня сказанула:

«Сова, скорее слезь со стула!»

Совёнок с Соней согласился,

 

Собрался с силами и смылся.

 

Глаголы сказанула , слезь, согласился , собрался, смылся отвечают на вопросы что сделала ? что сделай? что сделал ? и обозначают завершённость действия.

 

4.Это глаголы совершенного вида.

 

5.Глаголы совершенного вида    

обозначают законченное действие и указывают на его результат:     СОВЕРШИЛ ( значит -- закончил, завершил) :

 

что сделал? -- посмотрел

что сделать? -- выучить

что сделаю? – расскажу

 

 

6. Обратимся к другому тексту. Сравним значение и вопросы глаголов первой скороговорки со значением и вопросами глаголов второй скороговорки.            

 

    У медведя на макушке
             Куковали три кукушки ,
             Самый смелый – выходи ,
             На кукушечек гляди !
 

 Глаголы куковали, выходи, гляди отвечают на вопросы что делали? что делай? И обозначают незаконченное действие, однократное.

 

7. Такие глаголы относятся к несовершенному виду.

 

8.Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое (не совершилось, началось и не закончилось, не завершилось ), они отвечают на вопросы:

Что делать? – учить

Что делал? – исследовал

Что делаю? – сравниваю

 

9.Итак, как определить вид глагола?

 

  Первый способ – по  вопросу..

Легко запомнить:  глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-:

 

   что сделать? -- избаловать

                               что сделаешь? -- позвонишь

                               что сделала?  -- поняла,                                                 

 и название вида тоже начинается  на букву ссовершенный.

           Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы, в которых нет приставки с-:

 что делать? – мечтать

     что делал? – перечитывал.  

 

Второй способ --  с помощью слов-сигналов.

 

Значение несовершенного вида глагола – действие длительное, повторяющееся – выражается в значении наречий

   долго                                        

   всегда                                       

   обычно                                      

   часто                                         

   иногда  

Например:     Он регулярно убирается в своей комнате ( то есть всегда). 

  

 Для определения значения совершенного вида --  единичного, однократного действия – можно использовать наречия      

    однажды

    вдруг

    неожиданно

    наконец

    тотчас   

Например:   Сегодня утром он наконец убрался. 

 

  Третий способ – при помощи использования слова «буду».

                            

  •  К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: думать – буду думать (несовершенный вид).
  • К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: подумать (совершенный вид) – нельзя сказать: буду подумать.

 

         10. А  теперь обратимся к такому понятию, как видовые пары глаголов.  

Глаголы, имеющие одинаковое лексическое значение, но относящиеся к разным видам, образуют видовую пару, например: готовить --   приготовить.

Не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением.

 11.  Образование глаголов одного вида от глаголов другого вида  происходит с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, при помощи замены слова, основ, перемещения ударения.

 

 12. Глаголы несовершенного вида образуются при помощи  суффиксов –ыва- ,-ива- ,-ва- ,-а-,-я - от глаголов совершенного вида; например: показывать , рассматривать , прыгать , швырять.

 Глаголы совершенного вида образуются  с помощью суффиксов (а, е, и, ну). Обратите внимание: суффикс –ну- имеет значение одноразовости действия: прыгнуть, швырнуть , то есть такое же значение, как и глаголы совершенного вида!

 13. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида при помощи приставок ( по-, на-, раз-, вы-, под-, с-,

про-, над-, до- и других)

НАПРИМЕР:

Что делать?                              что сделать?

Играть                                         поиграть

Писать                                         написать

Рисовать                                      разрисовать

Красить                                       выкрасить

Помнить                                      вспомнить

Готовить                                      подготовить

Лить                                              слить

 

 

       14. Кроме того, образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных в корне, например:

Что делать?                              Что сделать?

Опаздывать                               опоздать

Стирать                                      стереть

Занимать                                    занять

Начинать                                    начать

Вздыхать                                    вздохнуть

 

       15. А также с помощью чередования согласных в корне:

 

Чтоделать?                             Чтосделать?

Побеждать                                победить (жд ll д)

Приглашать                             пригласить (ш ll c)

Добавлять                                 добавить (вл  ll в)

Угощать                                    угостить (щ ll  ст)

Наряжать                                  нарядить (ж llд)

Искажать                                   исказить (ж ll з)

Освещать                                   осветить (щ ll т) 

 

 

       16.   Некоторые видовые пары представляют собой  разные слова, так называемые супплетивные глаголы, имеющие одинаковое лексическое значение, но разный корень.

 

Понаблюдаем:

 

Что делать?                         Что сделать?

брать                                            взять

говорить                                     сказать

класть                                         положить

ловить                                         поймать

       

искать       найти

 

        17.Видовые пары могут иметь разные основы, например:

 

Что делать?                            Что сделать?

ложиться                                     лечь

садиться                                      сесть

становиться                                стать

 

 

         18.  Необходимо правильно употреблять в речи разнокорневые глаголы.

 

     Запомните!

 

Нельзя говорить!  Поклал,  покласть,  ложил,  ложи,  ложите.

 

 

 

               Надо говорить!
Клал                                                                                        Положил
Клади                                                                                      Положи        
Кладёте                                                                                  Положите
Кладите                                                                                                                                                    _________________________
Эти глаголы не употребляются                                                                                                                                                                                                                                                      с приставкой.

 

      19. Отдельные видовые пары могут различаться ударением. Послушайте:

                                 

        высыпа'ть                вы'сыпать

        рассыпа'ть               рассы'пать

        отреза'ть                  отре'зать

        разреза'ть                 разре'зать

узнаю' (наст. время)      узна'ю (буд. время)

 

        20. Кроме того, в   русском языке есть ряд глаголов, например, 

   Атаковать

велеть

   казнить

   обещать

    ранить

    родить

 

которые меняют своё видовое значение в зависимости от контекста, совмещая в одном и том же слове значения обоих видов.

 

            21. Сравните предложения:

В первом из них -- Не вели казнить, вели миловать.  -- Глагол казнить отвечает на вопрос что делать? и относится к несовершенному виду.

 А в предложении -- Если его сегодня найдут, то обязательно (что сделают? ) казнят.    Глагол казнят употреблён уже в значении совершенного вида.

 Это двувидовые глаголы. Их значение зависит от контекста.

          22. В русском языке много и одновидовых глаголов.

 Они могут быть только совершенного или только несовершенного вида, например:

 

глаголы несовершенного вида

 

что делать?
бороться
путешествовать
зависеть
сопротивляться
ожидать
уважать  -- не имеют видовой пары.
 

И глаголы совершенноговида

 
      что сделать?
Встрепенуться

Очутиться

Опомниться
Рухнуть
Очнуться
Хлынуть – тоже относятся только к одному виду -- совершенному.

 

       23.  А теперь подведём итоги:
 Мы должны помнить, что категория вида присуща всем глаголам русского языка.

 Мы узнали, что она показывает,  как действие распределяется во времени.

 Различают глаголы совершенного и несовершенного вида.
 Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать ? и обозначают процесс в своем развитии, действие, происходящее много раз.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ?  и указывают на результат, обозначают завершённое, однократное действие.
 Между собой глаголы образуют видовые пары, но встречаются одновидовые и двувидовые глаголы.

 


 

 

docx
Додано
30 грудня 2018
Переглядів
740
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку