Программа самореализации личности «Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства»9 класс

Про матеріал

Работа способствует формированию коммуникативной, речевой, деятельностной компетенций учащихся, разрешению проблемы личной ответственности человека за свой жизненный выбор, что поможет в жизненных поисках и в становлении личности.

Перегляд файлу

 

             Константиновский городской методический  кабинет

 

 

Программа самореализации личности

 

«Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства»

 

                  Литература, 9 класс C:\Users\User\Desktop\imgpreview.jpg

Комплексная система заданий

по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 

                                                                 Подготовила учитель

                                                                  русского языка и литературы

                                                                  Константиновской общеобразовательной

                                                                  школы I-III ступеней

                                                                  города Константиновки Донецкой обл.

                                                                  Бербенец Наталья Ивановна

 

 

                                                 2017                     

 

       Программа самореализации личности «Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства»

         (комплексная система заданий по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

                                                           Дорогой друг!

Я приглашаю тебя в путь по страницам комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и прошу понять основу авторской позиции – активная жизненная позиция. Попытайся вместе с автором разрешить проблему личной ответственности человека за свой жизненный выбор. Надеюсь, это поможет тебе в твоих жизненных поисках, в становлении твоей личности.

    Магистральной проблемой русской литературы является проблема «Личность и общество», а также поиски путей переустройства общества на более гуманных, демократических началах, того «как может человек достичь счастья и благоденствия» (Л.Н. Толстой) и почему он его не достигает.

     Впервые как главную эту проблему поставили комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Их герои оказываются невостребованными обществом, «лишними». Почему так происходит? Почему одну и ту же проблему почти в одно и то же время рассматривают три разных автора? Только ли веку XIX принадлежит эта проблема? И, наконец, каков главный путь решения этой проблемы?

   "Горе от ума"- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

    Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца" (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес "Горе от ума-2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев. Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний". Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.

    Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы ты постараеьясся ответить в ходе работы над программой самореализации.

Я желаю тебе терпения в этом пути, прозрения через напряжённый труд твоей мысли вослед великому  труду автора. Не бойся трудностей: твой учитель с тобой.

                                                   В добрый путь!

                 Предлагаю тебе выполнить разные виды заданий, высказать своё отношение к каждому из них. Чтобы успешно справиться с заданиями, познакомься с алгоритмом выполнения работы.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Внимательно прочитай комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  2. Познакомься с целевым банком темы.
  3. Прочитав каждое задание, определи степень твоего интереса:

                         ! – задание нравится;

                      ? – задание нравится, но оно сложное для выполнения;

                       О – задание не нравится.

  1. Из предложенных заданий выбери те, по которым будешь работать.
  2. Ориентируясь на структурно-часовую модель темы, спланируй время подготовки.
  3. Выполнив работу, оцени её сам: ---------------------------------------------------------------
  4. Сопоставь свою работу с оценкой учителя: -------------------------------------------------

 

Цель работы: понять глубину миропонимания А.С. Грибоедова, нравственную проблематику комедии «Горе от ума», его полемическую направленность.

Знать:  позицию А.С. Грибоедова по многим нравственным вопросам.

Уметь:    вести конспект прочитанного и прослушанного; выявлять авторское отношение к событиям и героям; раскрывать сложный мир чувств и переживаний героя; разъяснять роль социальных причин  в поступках героев; находить причину «жизненных тупиков»; высказывать личное отношение к проблемам, поднятым автором в романе; аргументировать свою точку зрения примерами и цитатами из текста; использовать возможности ассоциативного мышления в связи собственным жизненным опытом.

Ценить:  творчество А.С. Грибоедова.

 

Задания программы самореализации личности «Вечные ценности»

 

                                             Виды заданий

Моё отношение

 

    1

Учимся использовать дополнительную литературу.

 

   2

Развиваем умение давать характеристику  основному конфликту комедии (столкновение "века нынешнего" и "века минувшего")

 

 

   3

Находим художественные средства и учимся объяснять замысел автора.

 

   4

Совершенствуем умение работы над идейным содержанием  комедии.

 

   5

Учимся сравнивать героев литературных произведений.

 

   6

Развиваем творческие способности.

 

   7

Учимся анализировать высказывания критиков

 

 

Задание 1. Учимся использовать дополнительную литературу.

  1. Прочитай критическую статью И. Гончарова «Мильон терзаний». Составь тезисы этой статьи с целью определить своё отношение к комедии. Удачно ли название этой статьи? Ответ аргументируй.
  2. Прочитайте статью Белинского "Горе от ума". Комедия в четырех действиях. Сочинение А. С. Грибоедова",подчеркните или выпишите   ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
  3. сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод по проблеме оценки "ума" Чацкого в критической литературе.
  4. Выбери эпиграф к теме самообразования из предложенных вариантов и обоснуй собственный выбор. Как данный эпиграф связан с темой?
  • В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
  • Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
  • В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. (В. Белинский)
  • Умный любит учиться, а дурак учить. (А. Чехов)
  • Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
  • От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
  • Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
  • Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)
  1. составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний).

 

Задание 2.  Давать характеристику  основному конфликту комедии (столкновение "века нынешнего" и "века минувшего")

  Основной конфликт в комедии общественный: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего".

  • Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов. Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года. Декабрист И. Якушкин отмечал в своих "Записках": "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд". То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

 

Задание 3. Находим художественные средства и учимся объяснять замысел автора.

  • Дать объяснение терминам: "литературный герой", "антигерой", "лишний человек".

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

          Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

  • Вспомни, что такое композиция произведения, обрати внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подбери соответствующие примеры из текста:
  •       прием "кривого зеркала"
  •       прием "разговор глухих"
  • Докажи, что композиционный прием "открытый финал" является     логически обоснованной частью авторского замысла и "финал в отсутствии финала" непосредственно связан с названием комедии.

 

Задание 4. Совершенствуем умение работы над идейным содержанием  комедии.

ЧТЕНИЕ 2-го, 3-го и 4-го ЯВЛЕНИЙ.

  • Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?
  • Это люди одной эпохи или разных?
  • Что важно для "века минувшего"?
  • А что важно для Чацкого?
  • Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: "Ах! Боже мой! он карбонарии!", "Опасный человек!", "Да он властей не признаёт!" и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название "qwi pro qwo" – "кто про что").

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

Чтение монолога Фамусова "Вкус, батюшка…" учащимися.

  • В каких словах заключена главная мысль монолога?

Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого "А судьи кто?".

  • Чем вызван этот протест?
  • Почему Чацкий говорит о "душевной нищете" поколения Фамусовых?
  • Перечислите « подлейшие черты прошедшего житья».
  • Выберите цитаты из текста, иллюстрирующие пункты таблицы. Сделайте вывод о взглядах "века нынешнего" и "века минувшего".

"ВЕК НЫНЕШНИЙ"

"ВЕК МИНУВШИЙ"

отношение к богатству, к чинам

 

 

отношение к службе

 

 

отношение к иностранному

 

 

отношение к образованию

 

 

отношение к крепостному праву

 

 

отношение к московским нравам и времяпрепровождению

 

 

отношение к кумовству, протекции

 

 

отношение к свободе суждений

 

 

отношение к любви

 

 

идеалы

 

 

  • Как ты думаешь, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"?

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

  • И всё-таки, на чьей стороне автор?

 

Задание 5. Совершенствуем умение сравнивать героев литературных произведений.

1). Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.

Опираясь на текст, сравните:

  •                  возраст;
  •                  происхождение;
  •                  положение в обществе;
  •                  общественные взгляды и идеалы;
  •                  личные качества;
  •                  проявление в любви…

2). Герой и антигерой своего времени.

При подготовке учесть:

  •                  время создания комедии;
  •                  общественно-историческую обстановку в России первой трети XIX  века;
  •                  общественные взгляды самого Грибоедова;
  •                  сильные и слабые стороны обоих героев;
  •                  неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А. С. Пушкина);
  •                  симпатии современного читателя.

Оценивать главного героя нужно исходя из жанровых особенностей произведения!

Герой – Чацкий. Антигерой – Молчалин. Но Чацкий не “лишний человек”. Он только предтеча “лишних людей”. Подтверждает это, прежде всего, оптимистическое звучание финала комедии, где Чацкий остаётся с данным ему автором правом исторического выбора. Следовательно, грибоедовский герой может найти (в перспективе) свое место в жизни, об этом мы ещё будем говорить.

 

Задание 6.  Развиваем творческие способности.

  • Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии Грибоедова "Горе от ума". Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог "от" в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии. "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?" - спрашивали в Одессе."Если ты такой умный, покажи свои деньги", - предлагают в Америке."Если ты такой умный, почему несчастлив?"- возникает вопрос после  прочтения комедии.
  • Поразмышляй над последним вопросом и напиши эссе на тему: "Ум подготавливает счастье:" (Гельвеций)

 

  • Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает", - писал Гельвеций. Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний".
  • Напиши сочинение "Письмо Чацкому из 21 века".

Задача: в эпистолярном жанре вырази свое отношение к главному герою комедии. Включи выражения: мне импонирует в Вас:, я восхищаюсь:, удивительно то, что:; хочу поделиться:, хочу поспорить с Вами:, мне не совсем понятно:и т. д.

 

Задание 7. Учимся понимать высказывания критиков

Критики о Чацком

   A. С. Пушкин: «Кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый 
малый, проведший несколько времени с очень умным человеком 
(именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами 
и сатирическими замечаниями. Первый признак умного человека - 
с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед 
репетиловыми и ему подобными». 
   B. А. Ушаков: «Чацкий - это Дон Кихот». 
   A. А. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно 
героическое лицо нашей литературы. Возвышенна натура Чацкого, 
который ненавидит ложь, зло и тупоумие как человек вообще, а не 
как условный "порядочный человек", и смело обличает всякую ложь, 
хотя бы его и не слушали. Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий 
- Дон Кихот». 
   B. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, 
идеальный шут, драма Чацкого - буря в стакане воды». 
   А. И. Герцен: «Чацкий - идеальный герой, взятый автором из 
смой жизни.. .реальный положительный герой русской литературы. 
   Энтузиаст Чацкий - декабрист в глубине души». 
   А. А. Лебедев: «Чацкий не сходит, а выходит со сцены. В бесконечность. 
   Его роль не завершена, а начата». 
   М. М. Дунаев: «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии 
системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается 
в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И

у него - изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". 
   А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума. 
   Точнее: от своеобразия его ума».

А.А. Бестужев: «Горе от ума» феномен, какого не видели мы от времен «Недоросли»…Человек с сердцем не прочтет ее не смеявшись, не тронувшись до слез.
-Какое высказывание тебе ближе? Почему?

 

 

 

 

Дорогой друг!

Прими мою благодарность за проявленное терпение, за  добросовестный труд в решении предложенных  заданий.

Надеюсь, что страницы комедии «Горе от ума» затронули твоё сердце,  судьба главного героя не оставила тебя равнодушным, твои раздумья и выводы помогут тебе не оставаться в «жизненных тупиках», а сделать достойный выбор жизненного пути и быть благодарным мудрости А.С.Грибоедова.

 

docx
Додано
30 грудня 2017
Переглядів
2325
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку