Разработка урока "Основные религии в странах Европы" для учащихся 8-9 классов

Про матеріал

Занятие евроклуба "Основные религии в странах Европы" социально-реабилитационного направления для воспитанников 14-15 лет учреждений внешкольного образования

Перегляд файлу

Разработка занятия

Основные религии в странах Европы

 

Цели:

сформировать у учащихся представление об основных религиях Европы; познакомить с основами вероучений в религиях, с их основоположниками; показать сходства и различия религий.

Задачи:

определить значения термина «религия», дать знания о мировых религиях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни; сформировать  чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Оборудование:

  • Карта Европы, фотографии храмов, соборов.

 

Ход занятия

 

 

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения. Садитесь.

  1. Актуализация

Прежде чем приступить к тематике нашего занятия ответьте на вопросПо каким признакам можно различить людей? (язык, страна, в которой живет человек, одежда, внешность, расовая принадлежность, традиции, религия и т.д.)

  1. Определение темы занятия, целей и задач

Сегодня мы будем говорить об одном из важных признаков, которые вы только что назвали,посмотрите на доску (изображения соборов)

- Как вы считаете, какой теме будет посвящен нашезанятие? (религия)

Верно ребята, мы будем говорить с вами о распространенных в Европе религиях, об истории их возникновения, особенностях и их роли в жизни человека.

  1. Основная часть

План:

  1. Религия: понятие и возникновение.
  2. Ислам, христианство, иудаизм – характеристика мировым религиям
  3. Обсуждение цитат из священных книг
  4. Разбор ситуации. Понятие «терпимость»

Что вы понимаете под словом религия? Когда она появилась? (ответы детей)

Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– верования людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, например, в единого Бога, или во многих богов, или вдухов и других сверхъестественных существ;

– особое мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил и традиций;

– участие людей в ритуалах. Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с потусторонним миром. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам, позднее это стали молитвы. Религия существовала с глубокой древности. У древних людей религии называются первобытными верованиями (язычество). Мы знаем об этом из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Свидетельствуют об этом и захоронения древних людей, которые сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их. Верили они и в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными.

- Какие религии, существующие в настоящее время вам известны? (ислам, христианство, буддизм, иудаизм, конфуцианство и т.д.)

Постепенно первобытные племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммеда и Будду, они создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм, которые считаются сейчас мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. Познакомимся поближе с данными религиями.

 

Сообщение 1

Христианство

Наиболее распространенной из мировых религий является христианство, последователями которого считаются 1,6 млрд. человек. Наиболее прочные позиции христианство сохраняет в странах Европы.

Основные ветви христианства — католицизм, православие и протестантизм. Наиболее распространенной из них является католицизм, приверженцами которого стали итальянцы, испанцы, португальцы, часть французов, большая часть бельгийцев, часть австралийцев и немцев (преимущественно в южных землях ФРГ), поляки, литовцы, хорваты, словенцы, большая часть венгров, ирландцы, некоторая часть украинцев (преимущественно в виде униатства или греко-католичества).

Современная католическая церковь — крупная организационная структура, центр которой — государство Ватикан, где находится постоянная резиденция главы церкви — римского папы. В странах, где широко распространен католицизм, папа имеет своих дипломатических представителей — нунциев.

Православие исповедуют в основном народы Восточной Европы и Ближнего Востока. Наибольшее число приверженцев этой религии сейчас составляют русские, украинцы, белорусы, греки, румыны, сербы, македонцы, молдаване, Протестантизм отличается ярко вы

раженной "полиструктурностью". Протестантизм, возникший в Германии в форме лютеранства, в дальнейшем разделился на несколько направлений: лютеранство, кальвинизм, методизм, баптизм, евангелием, англиканство, адвентизм, пятидесятничество, иеговизм и др. Приверженцы различных направлений протестантизма живут в Германии (преимущественно Северной и Центральной), Швейцарии, частично в Великобритании, Скандинавских странах, Нидерландах, во Франции, Эстонии, Латвии и других евразийских странах.Кроме того, отдельные формы этой ветви христианства (особенно баптизм и адвентизм) распространены в России и на Украине

Сообщение 2

Ислам

Что означает «предание себя Богу», зародился в Аравии в VII веке н. э. Основателем религии был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Книга делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Сунна, Шариат - мусульманское законодательство. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны); что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Пять столпов ислама: 1.Верить в Аллаха, 2.Читать пятикратный намаз, 3.Держать уразу (пост), 4.Помогать слабым, бедным подаянием. 5.Совершать хадж, паломничество в Мекку. Возглавляет верующих муфти.

 

Сообщение 3

Иудаизм

Принято считать, что основатель иудаизма – это Моисей («тот, кого спасли из воды»). Пророку иудаизма удалось собрать разрозненные израильские колена в единый народ. Также знаменит он тем, что осуществил исход евреев из Египта, где они жили на положении рабов. Во времена Моисея израильский народ настолько увеличился в численности, что владыка Египта отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Мать будущего пророка спасла младенца от гибели. Она поместила ребенка в плетеную корзину и доверила ее водам Нила. Дочь фараона обнаружила эту корзину и захотела усыновить спящего малыша.

Моисей рос и замечал, как его соплеменников всячески притесняют. Однажды в порыве гнева он убил египтянина-надсмотрщика, а затем сбежал из страны на землю мадианитян.

 Здесь его призвал Бог, явившийся Моисею в образе объятого пламенем, но несгорающего кустарника. Бог открыл Моисею его миссию. 

Священной книгой в иудаизме является Тора, которую также называют Моисеево Пятикнижие. Текст Торы очень труден для понимания, поэтому богословы и теософы на протяжении многих веков создавали комментарии к основной книге иудеев.

Догматы веры

Если изложить основные идеи иудаизма кратко, то получится следующий список:

  1. Человек сотворен Богом, по образу и подобию своего Творца
  2. Бог есть источник Любви, Благодати и Высшей Справедливости, он обладает абсолютным Разумом и Всемогуществом
  3. Жизнь представляет собой диалог между Господом и отдельно взятым человеком (либо целым народом)
  4. Человек есть бессмертное духовное существо, способное бесконечно развиваться исамосовершенствоваться
  5. Люди, вне зависимости от расы, равны перед Господом, каждому дана свободная воля
  6. Еврейский народ имеет особую миссию – донести Божественные истины до остального человечества
  7. Не евреям следует соблюдать только семь законов Ноевых сынов, а евреи должны исполнять мицвот, состоящий из 613-ти предписаний
  8. Духовное начало господствует над материей, но и к миру материальному нужно относиться с уважением
  9. После прихода Мессии наступит новое царство и мир на всей земле
  10. На исходе дней мертвые воскреснут и вновь будут жить на земле во плоти

Главные символы

Звезда Давида. Это древний символ, изображаемый в виде гексаграммы – шестиконечной звезды. Есть мнение, что он символизирует форму щитов, которыми пользовались войны царя Давида. Знак гексаграммы традиционно считают еврейским символом, но его также знают в Индии как обозначение Анахата-чакры. 

Менора. Золотой подсвечник, рассчитанный на семь свечей. Согласно легенде, во время скитания евреев по пустыне такой предмет находился в Скинии Собрания, затем его перенесли в Иерусалимский храм. Считается, что предписание об изготовлении подобного подсвечника Моисей получил во время беседы с Господом на горе Синай.

Ермолка или кипа. Это традиционный головной убор для благочестивого мужчины-еврея. Ермолку можно носить под шляпой или в качестве самостоятельного головного убора. В некоторых случаях шапочку прикрепляют к волосам с помощью заколки. Еврейки, исповедующие ортодоксальный иудаизм, также должны покрывать голову. Но женщины используют для этого не кипу, а парик или платок.

 

3)Обсуждение цитат из священных книг. Ребята прочитайте внимательно эти цитаты и сделайте выводы, чему они учат? Есть ли общий смысл  этих высказываний?

Употребляй лишь добрые слова”

“Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним”

“Не судите, да не судимы будете”

“Поистине, Бог любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям”

«Не делай другому того, от чего больно тебе»

«Считайте успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»

«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся сами к себе».

 

Выводы учащихся: можно улучшить свою участь, если всё время стремиться к добру и ни кому не чувствовать злобы и зависти; люди должны быть снисходительны друг к другу, терпимее, с любовью, уважать мнение других).

4) Анализ ситуации. А сейчас я предлагаю обсудить письмо одного мальчика о том, какой случай он наблюдал в электричке, и ответить на вопрос: какие правила нарушили люди?

«…Мы с родителями ехали на дачу в электричке, когда в вагон вошли две девушки и начали раздавать книги о единственном правильном Боге со сложным именем, которое я не запомнил. Они долго уговаривали пассажиров и говорили всем, кто не возьмёт книги, что их Бог нашлёт на них болезни. Разве можно навязывать людям свою веру? Как я должен был поступить в этом случае?»(Ответы детей.)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры? (Ожидаемые ответы: доброта, доброжелательность, уважение, миролюбие, чуткость и т.п.)

Вы правы, но существует ещё одно важное качество, которое называется «терпимость». Попробуйте объяснить значение этого слова. (ответы учащихся)

Терпимость - умение терпимо относиться к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям.

Руководитель кружка (систематизирует ответы детей): Нужно уважать других людей вне зависимости от того, какого цвета у них кожа, какие глаза или волосы, русские они или являются людьми другой национальности, верят ли они в Иисуса Христа, в Аллаха. Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру. Во что верить, а во что нет, человек может решать только сам. Подсказчиками ему должны служить его разум и совесть. Это право каждого человека называется свободой совести и записано в главном Законе нашей страны – Конституции.

  1. Викторина А теперь давайте проверим, что вы узнали о религиях.

Религия, в которой почитается много богов (язычество)

– Священная книга христиан? (Библия)

- Основные ветви христианства

- Кто является основателем ислама (Мухамед)

- Священная книга мусульман (Коран)

––Глава церкви у христиан? (патриарх, папа римский)

––Священная книга иудеев

- В каком образе явился Бог Моисею

  1. Подведение итогов. Вопросы учащимся:

––Какие выводы можно сделать по сегодняшнему занятию?

––Все религии одинаковы? В чём их различия? (христианство – почитание икон, ислам – пятикратная молитва каждый день, иудаизм– Бог в иудаизме не имеет облика , различия в одеждах, ритуалах).

––А есть ли в них общее? Чему учат? Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? (Единобожие; Бог всемогущ и первая обязанность верующих следовать его заповедям в повседневной жизни; Существование жизни после смерти. Все религии отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек.главным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Человеку предписывается никогда не делать своему ближнему того, что он не хотел бы, чтобы сделали ему самому. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммед любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал необходимость особого почитания матери. Добро, любовь к окружающим приветствуют. Ложь, предательство, кражу, убийство и другие неправедные поступки осуждают).

––Какую роль и функции религия выполняет? (Сплочение людей – люди, имеющие общий язык, культуру, традиции являются приверженцами одной и той же религии. Регулирует поведение человека в семье, обществе, государстве. Развивает культуру. В каждой религии была необходимость специального места для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания – церкви, мечети, ступы. В ряде религий во время ритуальных обрядов используется музыка, поэтому первые музыкальные произведения тоже были связаны с религией. В культуре мусульманских стран большое значение имеет каллиграфия – искусство красивого и изящного письма). ––Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

Руководитель кружка: Мы живём на планете, население которой более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. Человек должен сам решать в какого Бога верить. В этом заключается суть религиозной терпимости, толерантности. Умение принимать чужой выбор позволило бы всем жителям Земли жить в мире, любви и спокойствии.

 

docx
Додано
9 лютого 2018
Переглядів
1600
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку