7кл. Контрольное чтение молча

Додано: 27 травня 2020
Предмет: Мови національних меншин, 7 клас
Копія з тесту: Чтение молча 7 класс
Тест виконано: 577 разів
13 запитань
Запитання 1

Прочитать текст, подобрать название к тексту.


В конце мая зацветает кувшинка или белая водяная лилия, обитающая в стоячих и медленно текущих водах, в прудах, старицах, реках. Ещё в древние времена народ отметил, что появление листьев кувшинки на поверхности водоёмов означает конец весенних заморозков. Цветки её, достигающие в диаметре 16 сантиметров, очень красивы. Они раскрываются в семь-восемь часов утра, а закрываются в пять-шесть часов вечера.

        Люди очень давно подметили эту особенность кувшинки и, не понимая подлинных причин такого «поведения», давали ему фантастические объяснения.

        Современная наука объяснила причину такого поведения цветков белой водяной лилии. Дело в том, что живые организмы обладают внутренним ритмом физиологических процессов. Суточные и годичные ритмы, которые сформировались у растений в ходе длительной эволюции, имеют для них важное значение, помогают им приспособиться к условиям существования.

        Установлено, что у многих растений, особенно у произрастающих в воде, на болотах, цветки имеют более высокую температуру по сравнению с температурой окружающей среды. Это способствует успешному протеканию процесса оплодотворения и образования семян. Закрывая свои цветки с наступлением вечера, кувшинка помогает сохранить в них тепло. В противном случае сильное охлаждение в течение ночи отрицательно сказалось бы на продуктивности семян. Суточные ритмы являются объектом пристального внимания ученых-физиологов растений.

        Древние греки считали кувшинку символом красоты и красноречия. Её цветками молодые гречанки украшали свои головы и туники. Согласно преданию, в день свадьбы знаменитой героини греческого эпоса Елены Прекрасной с царём Менелаем венок из кувшинок украшал вход в их опочивальню.

        Множество легенд и поверий, связанных с этим растением, есть и у славян.

        Славяне называли кувшинку одолень-травой, т.е. травой, якобы одолевающей нечистую силу, любые болезни и несчастья. С корневищем кувшинки в руках пастух в старину обходил стадо, чтобы отогнать прочь нечистую силу и предохранить скот от пропажи.

        В старину славяне верили также, что одолень-трава обладает способностью привораживать. Корневище кувшинки являлось важной составной частью так называемого приворотного зелья, к помощи которого прибегали, добиваясь ответной любви.

        Думается, что именно благодаря яркой красоте кувшинки, а также тому, что она произрастает в водоёмах, с которыми всегда было связано много легенд и поверий, это растение заняло такое видное место у самых разных народов.

(432слова)

варіанти відповідей

Символы наших предков

Одолень-трава

Растение-символ

Запитання 2

Являются ли названия «кувшинка», «белая водяная лилия», «одолень-трава» разными названиями одного и того же растения?

варіанти відповідей

Нет, «кувшинка» и «белая водяная лилия» - не одно и тоже растение.

Нет, «одолень-травой» называют белую водяную лилию, а не кувшинку.

Все три названия относятся к одному и тому же растению

Запитання 3

Где растет кувшинка или белая водяная лилия?

варіанти відповідей

В медленно текущих или стоячих водоёмах.

В быстро текущих водах.

По берегам рек, прудов, стариц.

Запитання 4

Когда появляются на воде листья кувшинки?

варіанти відповідей

Как только сойдет лёд.

В середине лета.

В конце весны.

Запитання 5

Когда зацветает белая водяная лилия?

варіанти відповідей

Ранней весной

В середине мая

В середине лета

Запитання 6

Как ведут себя цветы кувшинки?

варіанти відповідей

Утром раскрываются, а вечером закрываются до утра.

Поворачиваются вслед за солнцем.

В середине дня раскрываются, а вечером закрываются.

Запитання 7

Как современная  наука объясняет «поведение» цветков кувшинки?

варіанти відповідей

В закрытых цветках лучше сохраняется тепло.

Днём цветки должны быть открыты для опыления, а ночью в этом нет необходимости, и они закрываются.

Закрытые цветки менее заметны и ночью находятся в большей безопасности.

Запитання 8

Как древние греки относились к белой водяной лилии?

варіанти відповідей

Считали её символом красоты и здоровья.

Считали её символом красоты и красноречия.

Ценили её красоту, но считали опасным её дурманящий запах.

Запитання 9

Почему славяне называли кувшинку одолень-травой?

варіанти відповідей

Считалось, что она может одолеть любые несчастья.

Название происходит от слова «дол» - низкое место.

Происхождение слова «одолень» остается не совсем ясным.

Запитання 10

Как пастухи отгоняли нечистую силу с помощью одолень-травы?

варіанти відповідей

Обходили стадо с корневищем кувшинки

Обходили стадо с букетом кувшинок

Обкуривали стадо дымом тлеющего корневища кувшинки

Запитання 11

Считалось, что с помощью кувшинок можно приворожить человека. Что для этого нужно было приготовить?

варіанти відповідей

Порошок из высушенного корневища кувшинки.

Настойку из корневища кувшинок

Настойку, в состав которой обязательно входило корневище кувшинки.

Запитання 12

Как автор объясняет существование множества поверий, легенд о кувшинке у разных народов?

варіанти відповідей

Причиной является яркая красота кувшинки.

Причиной является суеверие, необразованность людей.

Причиной является не только яркая красота кувшинки, но и то, что она растет в водоёмах.

Запитання 13

В какой из данных групп все три слова являются синонимами?

варіанти відповідей

Одолеть, победить, ободрить.

Одолеть, осилить, победить.

Одолеть, побороть, ободрить.

Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома

Створити тест