Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.
Прочитать текст и определить его тему:
«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».
Прочитай текст и определи, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.
«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».
Прочитай текст и из предложенных предложений и выбери то, которое называет тему данного текста.
«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».
У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.
Определить тему и основную мысль текста:
«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».
Определить предложение, в котором заключена основная мысль:
«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».
Прочитай текст, назови его тему :
«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».
Прочитай текст, определи какой из заголовков отражает тему текста, а какой – основную мысль.
«Каждый слабый сам для кого-то сильный. Филин сильнее ежа, ежик сильнее гадюки, гадюка сильнее землеройки, землеройка сильнее ящерицы, ящерица сильнее жужелицы, а жужелица сильнее червяка. Кто тут вредный и кто полезный? Для меня все равны, все в лесу нужны. И даже необходимы».
Н. Сладков
Заголовки
1.Обитатели леса.
2.Лесу необходимы все его обитатели.
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома