. Берингов мост — ворота в Америку
Как же предки индейцев попали в Америку? Они перешли сюда из Азии. посуху. Это случилось в самом конце ледникового периода — до того как из-за таяния льдов уровень моря поднялся и полностью был затоплен «Берингов мост». Так назвали сухопутный перешеек, который некогда связывал Америку с Азией. Его протяженность достигала 60 километров. В доисторические времена именно он был «мостом», по которому люди переправлялись из холодной Чукотки в более теплую Америку. Первые ее жители происходили из Монголии и Сибири.
«Дверь», ведущая из Азии в Америку, открывалась для них дважды. Они могли переправиться посуху, когда уровень моря из-за оледенения заметно падал. В обозримом прошлом это случалось в следующие сроки: 60— 45 тысяч лет до нашей эры, а также 25—10 тысяч лет до нашей эры. По оценкам советского ученого А. В. Шера, за последние 3,5 миллиона лет сухопутный мост между Азией и Америкой возникал не менее пяти раз. Как метко сказано им, эта земля, «словно птица феникс, то исчезала, то возрождалась вновь». Берингов мост изобиловал живностью, сильно маня к себе древних охотников. Судя по найденным костям, здесь водились дикие лошади, яки, степные бизоны, снежные овцы, олени, мамонты, овцебыки, львы, а также множество мелких животных. По этому «мосту» из Америки в Евразию переселились крупные копытные — верблюды и лошади.
Вот только не удалось найти никаких свидетельств пребывания здесь людей: разлившееся море поглотило следы их стоянок. Поэтому точное время заселения Берингова моста — а значит, и Америки — неизвестно. Ученым приходится проводить сравнения, привлекая артефакты (то есть предметы, сделанные человеком), встречающиеся по обеим сторонам бывшего перешейка.
Итак, люди проникли в Америку около 11 500 лет назад? Некоторые археологи продолжали сомневаться в этом.
Перенесемся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Еще в семидесятые годы ХХ ст. американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего в послеледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно, сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетеные изделия. Он очистил фундамент довольно вместительного дома, в котором могло проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него ученый обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка — подобного он еще не видел.
Больше всего поразил Диллехея возраст этих памятников 12 500—12 800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в южном Чили? Эта дата опровергала привычную схему заселения Америки, расшатывала барьер Кловиса. Неужели за какую-то тысячу лет потомки первых племен, ступивших на землю Аляски, расселились по обоим огромным континентам? Что заставляло их без устали мчаться вперед, изнывая от ударов неведомой стихии, от нападений незнакомых живот - ных и приступов непонятных болезней? Может быть, привычная схема «продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли» неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?
(501 сл.) (Из энциклопедии «Я познаю мир»)
Вопросы к тексту.
1. Каким образом предки индейцев попали в Америку?
а) На лодках;
б) посуху;
в) на плотах.
2. Какова протяженность «Берингова моста»?
а) 15 километров;
б) 50 километров;
в) 60 километров.
3. Чем Америка привлекала переселенцев?
а) Это была богатая страна;
б) там можно было найти работу;
в) жителей Чукотки, Сибири, Монголии привлекали теплый климат.
4. Сколько раз возникал сухопутный мост между Азией и Америкой?
а) Не менее 7 раз;
б) не менее 3 раз;
в) не менее 5 раз.
5. С какой птицей можно сравнить эту землю?
а) С фениксом;
б) с орлом;
в) с Жар-птицей.
6. Какие крупные копытные переселились из Америки в Евразию?
а) Коровы и буйволы;
б) верблюды и лошади;
в) зубры и олени.
7. Когда люди проникли в Америку?
а) Около 11 600 лет назад;
б) около 11 700 лет назад;
в) около 11 500 лет назад.
8. Останки какого животного обнаружил антрополог Том Диллехей?
а) Мастодонта;
б) динозавра;
в) зубра.
9. Что было обнаружено на костях животного?
а) Следы надрезов;
б) некоторые хранили следы ударов;
в) они хранили следы огня.
10. Фундамент чего очистил Диллехей?
а) Старых печей;
б) вместительного дома;
в) нежилых помещений.
11. Каков был возраст найденного ученым сооружения?
а) 11 500—11 800 лет;
б) 12 000—12 100 лет;
в) 12 500—12 800 лет.
12. К какому стилю принадлежит этот текст?
а) К художественному;
б) публицистическому;
в) научно-популярному.
2. Какова протяженность «Берингова моста»?
3. Чем Америка привлекала переселенцев?
а) Это была богатая страна;
б) там можно было найти работу;
в) жителей Чукотки, Сибири, Монголии привлекали теплый климат.
4. Сколько раз возникал сухопутный мост между Азией и Америкой?
а) Не менее 7 раз;
б) не менее 3 раз;
в) не менее 5 раз.
5. С какой птицей можно сравнить эту землю?
а) С фениксом;
б) с орлом;
в) с Жар-птицей.
6. Какие крупные копытные переселились из Америки в Евразию?
а) Коровы и буйволы;
б) верблюды и лошади;
в) зубры и олени.
7. Когда люди проникли в Америку?
а) Около 11 600 лет назад;
б) около 11 700 лет назад;
в) около 11 500 лет назад.
8. Останки какого животного обнаружил антрополог Том Диллехей?
а) Мастодонта;
б) динозавра;
в) зубра.
9. Что было обнаружено на костях животного?
а) Следы надрезов;
б) некоторые хранили следы ударов;
в) они хранили следы огня.
10. Фундамент чего очистил Диллехей?
а) Старых печей;
б) вместительного дома;
в) нежилых помещений.
11. Каков был возраст найденного ученым сооружения?
а) 11 500—11 800 лет;
б) 12 000—12 100 лет;
в) 12 500—12 800 лет.
12. К какому стилю принадлежит этот текст?
а) К художественному;
б) публицистическому;
в) научно-популярному.
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома