Дружбу ищут или ждут

Про матеріал
Разработка мероприятие ко Дню дружбы для воспитанников пришкольного лагеря отдыха «Росинка».
Перегляд файлу

Зарянская специализированная школа І-ІІІ ступеней

имени Героя Советского Союза Дубривного Петра Савельевича

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружбу ищут или ждут

 

 

                                                 Разработка мероприятие 

                                          для  воспитанников 

                                                                         пришкольного лагеря

                                                                         отдыха «Росинка»  

 

 

 

 

                                                                                Подготовила:

                                                          Панченко П.Н.

                                                                       учитель русского языка

                                                                      и мировой литературы

 

                                                            

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Зоря

2014     

Цели: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывать качества, необходимые для укрепления межличностных отношений.

Задачи:

Развивающие: научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании  влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

Проблемный вопрос:

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Форма: деловая игра

Оборудование:

- мультимедийный проектор, компьютер, экран;

- цветные карандаши или фломастеры;

- белые листы бумаги А-4;

- записи детских песен:

- записи классической музыки:

- маленькие рисунки для каждой группы (3 вида: 1- одна штука, 2-3 по количеству детей).

 

Методы: словесный, наглядный, практические, когнитивные (сравнение, обобщение, классификация, синтез, анализ).

 

 

                                                  Дружба – главное чудо всегда,

                                                 Сто открытий для всех нас таящее,

                                                 И любая беда – не беда,

                                                Если рядом друзья настоящие!

 

Ход мероприятия

 

І. Эмоциональный настрой. Звучит песня «Облака»(тихо)

Сядьте удобно. Закройте глазки, вспомните самый хороший день в своей жизни. Вспомните чувства, которые вы испытывали: радость, восхищение, удовольствие. Представьте, как солнышко касается вас своим теплым лучиком, настроение улучшается, вы чувствуете себя хорошо и комфортно. Откройте глазки. Расскажите, что вы почувствовали.

 

1.Игровое упражнение. Звучит музыка

Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

Шаг 1. Дети встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут. Обмазуются 2 группы.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

 

 

ІІ. Мотивация

      Международный день друзей - всемирный праздник - отмечают 9 июня.

 

     Еще с детства человек остро понимает, как важны и необходимы для него друзья. С годами приходит осознание того, что друг это не просто товарищ для игр, а близкий и родной человек. Ему можно доверить секреты и поделится страхами, можно вместил с ним разделить радость от победы и искренне порадоваться за него, если восторгу успеха придается он. В дружбе нет места зависти и ненависти, зато всегда есть рядом надежное плечо.

     Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать  какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем  учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести правила дружбы.

     О дружбе люди задумывались с самых древних времен. Ей посвящали стихи и поэмы, пословицы и поговорки, песни и романсы, рассказы и повести… О ней говорится в самых древних книгах. В Библии, например, есть такая притча:

     «Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.   Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

     Вскоре вся округа знала о том, какая беде приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

-Как вы понимаете смысл данной притчи.

-Давайте вспомним пословицы  о дружбе.

  • Друга иметь – себя не жалеть;
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться
  • Друг познается в беде.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  • Без друга в жизни туго.
  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  • Для дружбы нет расстояний.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

-Выберите пословицу к этой притче.

IІІ. Тренинг.

- А сейчас, мы с вами потренируемся. (Работа в парах).

- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (учебе, спорте, изучении языков…)

- Утешьте в связи с какой-то неудачей… Поддержите.

Закончить можно словами С.Михалкова:

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

ІV. Анализ ситуаций.

- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.

1. Послушайте рассказ “Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

 

 

2. Послушайте рассказ “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

3. Рассказ “До первого дождя”

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.

  • Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
  • Почему обе девочки густо покраснели?

4. Рассказ “Так или не так?”

     Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.

      В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

      Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

- Ты еще ни с кем не дружишь?

- Нет, - ответила Нюра.

- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. – Плохие у нас классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира.

     Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

- Не волнуйся, - ответила Нюра. – С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

- Так или не так?

  • Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?
  • Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
  • Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?

 

 

 

 

 

5. Стихотворение  «Дружба навсегда».

-Послушайте его  и подумайте, о дружбе ли оно?

 

Я с Петровой подружилась!

Я с ней сушкой поделилась.

Мы с Петровой после чтенья

Съели всё моё печенье!

Конфеты – после математики

И даже облизали фантики.

Но вот Петрова убежала,

Когда закончилась еда.

А на уроке нам сказали,

Что дружба – это навсегда!

 

V. Беседа

1.Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2.Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие? Имеешь ли ты право требовать от него этого?

3.Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

4.Какие проступки ты смог бы простить другу?

5.Чего не смог бы простить ему?

6.Всегда ли ты говоришь другу правду?

7.Что мешает дружбе?

8.Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9.На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?

10.Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

11.В чем, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

12.Почему дружбу можно назвать школой любви?

VI. Мимическая гимнастика.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?

VII. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- С какими животными можно связать слово дружба?

- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

 

VIIІ. Рисунки дружбы. (фломастеры, карандаши, краски)

- А теперь, ребята, нарисуйте то, какой вы видите дружбу

 

ІХ. Работа над терминами.

Звучит музика, а каждой группе детей предлагается на плакате написать:

І . «Дружба – это…» 

ІІ. «Настоящий друг – это…»

Каждая группа представляет свой плакат.

Х.Итог


И к тому, что похвалят,

И к тому, что ругают,

Ко всему постепенно

Человек привыкает:

К ежедневной заботе,

К еженощному бденью,

К напряженью при взлете,

К пустоте при паденье;

Привыкает к сраженьям,

К тишине и порядку,

Привыкает к лишеньям,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что вдали возникает.

Словом, к аду и раю

Человек привыкает,

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий…

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может.


 

Давайте составим с вами Правила дружбы

 

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

  •       Не выдавать чужие секреты.
  •       Всегда быть откровенным с другом.
  •       Не бояться попросить прощения.
  •       Не грубить.
  •       Быть порядочным во всём
  •       Не надо менять друзей.
  •       Надо быть постоянным в дружбе.
  •       Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
  •       Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  •       Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  •       Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
  •       Мальчикам не бить девочек, пропускать их вперед при входе в

 класс, помогать нести тяжелые вещи.

  •       Никогда не обзывать одноклассников и одноклассниц.
  •       Уважать мнение другого, мнение друга и товарища.
  •       Быть терпеливым и внимательным по отношению к другим.

 

                                                      Люди, я прошу Вас, ради Бога,

                                                      Не стесняйтесь доброты своей.

                                                         На земле друзей не так уж много

                                                    Опасайтесь потерять друзей.