Классный час " День гражданской защиты"

Про матеріал
Познакомить учащихся с понятиями «гражданская защита», «чрезвычайная ситуация», «стихийные бедствия»,учить действовать в различных экстремальных ситуациях, возможных в мирное время
Перегляд файлу

Gerb mns.gif

Открытый урок  по гражданской защите населения

8 апреля  - День гражданской защиты в школе

ТЕМА: Основные мероприятия гражданской защиты по защите населения, проводимые в мирное время

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «гражданская защита», «чрезвычайная ситуация», «стихийные бедствия»,учить учащихся действовать в различных экстремальных ситуациях, возможных в мирное время .
  2. Развивать практические навыки по правилам поведения в экстремальных ситуациях.
  3. Сопутствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Оборудование:

  1. Плакаты по ГЗ,
  2. Номера телефонов служб спасения.
  3. Слайд-презентация

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Мотивация учебной деятельности

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

3.Сообщение темы и цели урока .

Ежегодно в апреле месяце в нашей школе проходит День гражданской защиты. Сегодня мы проведём классный   час  посвящённый этой теме. Узнаем что такое гражданская защита, какие службы приходят к нам на помощь, узнаем о чрезвычайных и экстримальных ситуациях и самое главное, что надо делать, чтобы нас не настигла беда.

4.Работа над  темой урока.

1)- А, знаете ли вы, что обозначает  гражданская защита?

(ответы детей)

Гражданская защита – система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций,  обеспечению пожарной безопасности, противодействию терроризму,

Гражданская защита направлена на предупреждение  и защиту каждого гражданина Украины от всего негативного и опасного, что окружает нас и может «коснуться» во время учебы, работы и даже отдыха.

  2)  Чтобы помочь нам обеспечить безопасность в  повседневной жизни,  существуют специальные службы спасения.

- Назовите их. ( пожарная охрана, милиция, скорая помощь, аварийная газовая служба)

- Назовите номера телефонов этих служб (101, 102,103,104)

Этот номер -101.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.

Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом

Двери держатся едва

Поскорей звони 102

Помощь скорая придёт

К тому, кто 103 наберёт.

Включай в квартире газ

За газом нужен глаз да глаз

Запах, чувствуя в квартире,

Позвони 104.

 

3)Учитель: Также  в Украине существует Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (Госслужба ЧС Украины) раньше называлось МЧС. (эмблема)

Вопросы:

- Что эта за служба? Чем она занимается?

Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (укр. Державна служба надзвичайних ситуацій України, ГСЧС Украины укр. Держслужба НС України, ДСНС України) обеспечивает защиту  населения и территорий от чрезвычайных ситуации, ликвидацию чрезвычайных ситуаций,

Именно эта служба  руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда, приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку...

4)Мы сказали, что это служба по чрезвычайным ситуациям.

- Давайте составим определение, что такое чрезвычайная ситуация.

Это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.

Информация учителя о чрезвычайных ситуациях.

- В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.

- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции.. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт

5)Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера.

- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.

- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

А какие стихийные бедствия вы знаете?

(землетрясения; оползни; бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы,  крупный град, ливень; сильные снегопад, гололед, мороз, метель, жара, туман; засуха, заморозки; тайфуны, цунами; наводнение, дождевые паводки, заторы пожары )

6)Поиграем в игру “Найди пару”.

Всем учащимся раздаются карточки. На одних карточках записаны определения, на других – термины. Один ученик встает, читает определение, встать в пару должен тот, у кого термин и т.д.

Временное затопление значительной части суши водой, вызывающееся увеличением уровня воды.

Наводнение

Сход снега с гор

Лавина

Подземные толчки и колебания земной поверхности.

Землетрясение

Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам

Пожар

Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести

Оползень

Перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей

Метель

Выброс паров, газов, магмы, горных пород

Извержение вулкана

7). Самостоятельная работа по карточкам.

Подумайте, продолжите предложения.

1) Во время грозы лучше оставаться ... (дома). Следует закрыть ... (дверь, окна и форточки), выключить ... (электрические приборы).

2) Если гроза застала тебя в лесу, попробуй... (как можно скорее выйти из него или хотя бы найти поляну).

3) Во время грозы нельзя ... (прятаться под деревьями, в особенности одиноко стоящими).

4) От урагана и смерча надо спасаться ... (за толстыми стенами домов, в погребах, подвалах или хотя бы в яме или овраге).

5) После урагана остерегайся ... (оборванных электрических проводов).

8)- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и мы не можем предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту нам самим придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске «Правила безопасного поведения»

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

И добавим ещё:

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

Чтение сказки.

Послушайте пословицу:

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал.

Как вы понимаете эту пословицу?

Согласны ли вы с таким мнением?

Послушайте сказку.

Как мышка спаслась

Две мышки играли и прыгали. И вот случайно упали в кувшин с молоком. Одна мышка попробовала выпрыгнуть, но это ей не удалось. Она сложила лапки и пошла ко дну. А вторая выпрыгивала, махала лапками, чтобы удержаться на поверхности и время от времени вдохнуть воздух. Она барахталась в молоке до тех пор, пока не получилась сметана, а потом

и комочек масла. Мышка вылезла на этот ком, отдышалась и выпрыгнула из кувшина. А тогда она промолвила:...

Как вы думаете, что именно сказала мышка? («Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал».)

9)В городах и районах существуют свои маленькие службы по чрезвычайным ситуациям. Об опасных ситуациях эти службы и городские власти  оповещают по сигналу «Внимание всем!»

Вопрос:

- Что такое оповещение ?

Ответ: Это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном или ином бедствии .

Вопрос: Какие приёмы используют для оповещения?

Ответ:  Для оповещения используют различные приемы:

- удары в рельс;
- удары колокола;
- завывание сирен;
- прерывистые гудки предприятий;
- гудки автомашин;
- спутниковая связь.

Вопрос: Что необходимо сделать, если вы услышали сигнал тревоги?

Ответ: Услышав завывание сирен, необходимо включить телевизор, радио и прослушать сообщение.

Вопрос: Что же делать если вы находитесь дома и услышали сообщение ?

Ответ: Собрать самые нужные вещи: документы, деньги, ценные вещи, одежду, продукты и воду на 3 дня.   Строго выполнять команды ГОЧС.

Вопрос: А что еще необходимо сделать?

Ответ: Сообщить соседям, родителям на работу ?

Вопрос: А как быть если вас сообщение застало на улице?

Ответ: Срочно проследовать домой, в школу и сообщить взрослым о полученном сообщении.

10). Практическая работа.

Учитель: Случается так, что ребенку самостоятельно приходится принимать решения, действовать в соответствии с возникшей ситуацией.

Вопрос: Как быть, если ребенок заметил, что возник пожар?

Ученик звонит по телефону и докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения) что случилось: называет адрес, где горит, свой номер телефона, свою фамилию, как лучше подъехать к дому, сколько подъездов в доме .

(сообщить нужно быстро, четко, без запинок)

Проводится игра-соревнование «Вызов»  /три команды получают карточки с указанием вида бедствия. Необходимо правильно определить телефон службы, набрать его и правильно сообщить о случившемся. Все вместе подсчитывают допущенные ошибки./

5. Закрепление изученного.

Вопросы:

1. Как осуществляется оповещение населения об опасности?

2. Какие стихийные бедствия существуют в природе? 

3. Что делать, если ты услышал завывание сирены?

4. Соедини стрелками номера телефонов и названия аварийных служб.

101       газовая служба
103       пожарная охрана
104       скорая помощь

5. Что нужно делать, если в квартире ты почувствовал запах газа?

6. Почему во время чрезвычайной ситуации нельзя прятаться под кроватью или в шкафу?

Загадки:

1.Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).

2. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)

3. Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)

4. При пожаре не сидим, набираем : (101)

6. Релаксация.

1)Учитель показывает рисунок человека с растрепанными волосами и испуганными глазами

- Дети посмотрите на рисунок. Что с этим человеком? (у него испуганные глаза, взъерошенные волосы…)

- Да, так выглядит человек, которого охватила паника. Паника – самое страшное бедствие человека, она самый злой враг в экстремальной ситуации. Нельзя поддаваться панике. Главное вовремя «взять себя в руки» и действовать уверено и быстро.

Паника (с греческого «безотчетный ужас») – один из самых опасных видов поведения толпы. Когда паника овладевает человеком, он уже не в состоянии контролировать собственное поведение, а тем более объективно оценивать обстановку. Паника – массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью. Страх очень быстро нарастает, поскольку люди «заражают» им друг друга. В такие моменты толпой управляет один закон: «Спасайся, кто может!». Люди, охваченные паникой, сами становятся частью разрушительной силы – толпа представляет опасность для тех, кто оказался на ее пути.

Если толпу, в которой вы оказались, охватила паника – постарайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию. Вспомните все, чему вас учили в области гражданской защиты, и «включайте» адекватную реакцию.

 

 

2)- Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Ира, Руслана, Саша?

- Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

- Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят?

- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце - наш советчик, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь - учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? В минуты опасности необходимо позаботиться не только о себе , но и своих близких.

6. Подведение итогов урока.

О чем важном узнали на уроке? Чему учились?

Зачем нужно знать правила поведения в опасных ситуациях?

Хватит ли в таких случаях только знания правил?

Что еще нужно человеку в опасных ситуациях?

 

 

 

Действия населения при обнаружении     

подозрительного предмета

 

 

В последнее время часто встречаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, у дверей квартир, в учреждениях и местах скопления людей.

 

    Как себя вести при этом?  Как Вам действовать?

   Если обнаруженный предмет не должен, как Вам кажется, находиться «в этом месте» и «в это время», не оставляйте этот факт без внимания.

   Если Вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить его владельца, или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту) транспортного средства.

   Если Вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владельца не установили ​​- немедленно сообщите о находке в дежурные службы СБУ МВД, МЧС, и в управление ЦБ и ЗН горсовета.

  Во всех перечисленных случаях: не трогайте, не вскрывайте и не перемещайте находку; зафиксируйте время обнаружения находки; постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли подальше от опасной находки; обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы; не забывайте, что Вы являетесь самым важным свидетелем; исключите использование мобильных телефонов, средств радиосвязи, которые способны вызвать срабатывание радиовзрывателя; после прибытия представителей правоохранительных органов - немедленно укажите место нахождения подозрительного предмета.

   Признаки наличия взрывных устройств: присутствие проводов, небольшой антенны, скотча; звуки из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки); наличие на найденном предмете источников питания (батареек, аккумуляторов); растяжки из проволоки, шпагата, веревки; необычное размещение предмета; специфический, не свойственный для окружающей местности,  запах; бесхозные портфели, чемоданы, сумки, пакеты, мешки, ящики, коробки и т.д.

   Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье Ваших детей: поэтому разъясняйте детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

 

    ВНИМАНИЕ! Обращение или обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения проводится только специалистами СБУ МВД, МЧС

 

 

ПАМЯТКА

Что нужно знать при нахождении подозрительных и взрывоопасных предметов

 1. Опросите окружающих, не принадлежит ли им этот предмет.

 2. Не сообщайте об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о происходящем, чтобы не вызвать панику.

 3. Не трогайте, не вскрывайте, не перемещайте, не подходите близко к предмету, зафиксируйте точное время, когда была обнаружена находка.

 4. Позвоните сами или попросите окружающих людей срочно сообщить об опасной находке в милицию, в МЧС, в СБУ, в управление ЦБ и ЗН горсовета

 5. Исключите пользование мобильными телефонами. средствами радиосвязи, которые способны вызвать срабатывание радиовзрывателя.

 6. Не курите, заглушите двигатели автомобилей, остановите технику. Если рядом проводятся какие-либо работы, либо живут люди, предупредите их.

 7. Никого не подпускайте близко к предмету (особенно детей) до прибытия милиции или саперов.

 8. Не позволяйте случайным людям прикасаться опасного предмета или пытаться его обезвредить.

 9. Отведите людей за границу рекомендуемой зоны эвакуации людей в случае его срабатывания:

 п / п

Взрывное устройство или подозрительный предмет

Зона эвакуации и

оцепления

1

Граната РГД-5

менее 50 метров

2

Граната Ф-1

Не менее 200 метров

3

Тротиловая шашка весом 200 граммов

45 метров

4

Тротиловая шашка весом 400 граммов

55 метров

5

Пивная банка емкостью 0,33 литра

60 метров

6

Мина МОН-50

85 метров

7

Чемодан (кейс)

230 метров

8

Дорожный чемодан

350 метров

9

Автомобиль типа «Жигули»

460 метров

10

Автомобиль типа «Волга»

580 метров

11

Микроавтобус

920 метров

12

Грузовая автомашина (фургон)

1240 метров

10. Обеспечьте охрану опасного предмета и опасной зоны.

11. Дождитесь прибытия сотрудников правоохранительных органов, укажите место нахождения подозрительного предмета и расскажите, когда и при каких обстоятельствах его обнаружили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 січня 2020
Переглядів
1021
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку