Тема урока: «Алгоритмы с разветвлением» (5-Б класс)
Цели урока:
Тип урока: урок актуализация
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: проектор, экран.
Ход урока
Напоминаю: на прошлом уроке мы с вами начали рассматривали тему: Линейные алгоритмы, ознакомились с базовыми структурами алгоритма, его свойствами и формами представления. Сегодня мы с вами изучим алгоритм с разветвлением, научимся составлять такие алгоритмы и применять их на практике - реализовывать алгоритмы с повторением в программной среде Mblock.
Итак, тема нашего урока «Алгоритмы с разветвлением». Откройте тетради и запишите тему. Но перед тем, как мы начнем изучать новую тему, проверим, как вы усвоили параграф, заданный на дом и основные понятия, изученные на прошлых уроках.
Упражнение «Кот в мешке»
За номерами спрятаны вопросы, командам по очереди нужно называть номер и отвечать на вопросы. Если одна из команд не знает ответ на вопрос, ответить может другая команда.
Вопросы:
1. Какого способа представления алгоритма не существует:
c) Словесный
а) Графический
b) Конструкторский
d) Текстовый
2. Какой фигурой в блок-схеме алгоритма изображают действие?
3. Выберите ярлык программы, который не является средой для программирования?
4. Какие среды для визуального программирования вы знаете»?
5. Дайте определение слову Алгоритм.
6. Алгоритм какого типа изображён на рисунке?
7. Вид алгоритма, в процессе выполнения которого одно или несколько действий нужно повторить.
8. Циклические алгоритмы реализуются в MBlock с помощью команд:
Перед вами два алгоритма «Утро Маши» и «Утро Миши», сравните эти алгоритмы, чем они различаются.
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт; если жарко, надеваем лёгкую одежду.
Алгоритм, в котором команды выполняются в зависимости от истинности или ложности поставленного условия называют алгоритмом с разветвлением.
Различают два вида алгоритма с разветвлением
Задание. Составим алгоритм с разветвлением для кота из поэмы «Руслан и Людмила»
Рассмотрим, как реализовать алгоритмы с разветвлением в Mblocke. Для этого существуют 2 команды:
Эти команды находятся в группе Управление.
Сегодня на уроке вы будете работать в команде. В вашей команде будут программисты и инженеры, роли вы распределите сами. Мы напишем программу для 3-ёх проектов, где используем алгоритмическую структуру разветвления.
Команда 1. Проект с датчиком света. Создать и запрограммировать проект с датчиком света. Он необходим, если нужно определять отсутствие или наличие света, либо фиксацию значения интенсивности освещения. Таким примером служит автоматическая система включения освещения улиц. Эта система включает освещение улиц в автоматическом режиме, при наступлении темного времени суток, и отключает его при наступлении светлого времени.
Команда 2. Проект с датчиком уровня воды. Создать и запрограммировать проект с датчиком уровня воды, если уровень воды будет превышать некоторое граничное значение должна загораться лампочка.
Команда 3. Проект с датчиком расстояния. Создать и запрограммировать проект с датчиком расстояния, если расстояние до объекта будет меньше 30 см, должен быть звуковой сигнал(сигнализация).
Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Учитель. Итак, наш урок подходит к концу, какие впечатления у вас от урока, я считаю, что каждый и вас поработал сегодня на славу. Сегодня на уроке мы рассмотрели алгоритм с разветвлением и научились применять на практике полученные знания.
Домашнее задание
Составить блок схему к пословице и определить тип алгоритма: «Любишь кататься, люби и саночки возить»