Методическая разработка этической беседы «Правила вежливости и культуры общения»

Про матеріал
Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям. Цель данной беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся. Это подборка материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.
Перегляд файлу

Методическая разработка этической беседы

«Правила вежливости и культуры общения»

 

Цель. Формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть    вежливым.

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей правил этикета и культуры общения.

2. Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

3. Предложить практические ситуации проявления этикета в обыденной жизни.

4. Воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам и взрослым людям.

Форма проведения: этическая беседа с элементами театрализации.

 

Ход беседы

 

 Наслаждение общением –

главный признак дружбы.

Аристотель

 

  1. Вступительное слово классного руководителя:
  1. Сегодня у нас беседа, но начнем мы её с вами необычно, не так, как всегда. Послушайте внимательно и скажите, о чём мы будем говорить сегодня.

                                       Мы все научились когда-то

                                       Ходить, рисовать, говорить.

                                       Давайте-ка вспомним, ребята,

                                       Как добрым и вежливым быть.

 

  1. Работа с эпиграфом.

 

II. Cитуации

Ситуация 1. Мама: Лёшенька! Вставай! Пора в школу! Лёшенька: Не хочу! Не пойду! Отстань! Надоела!

Ситуация 2. Старушка: Мальчик! Мальчик! Помоги мне, пожалуйста! Подскажи, где находится остановка троллейбуса № 3? Мальчик: А я откуда знаю! Что, я езжу на нем?

Ситуация 3. Бабушка: Ой, кто это конфеты все съел? Я ведь приготовила всем по конфетке? Внучка: Ну, я. Подумаешь, конфеты тебе жалко. Ты ведь уже старая, тебе их есть нельзя.

Учитель: Можно ли считать детей, которых вы только что услышали, невежливыми? Почему?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о вежливости. Как вы думаете, что означает слово «вежливость?» А что означает слово «добро»?

      - Поработайте в группах ,

1 группа.   Дайте  понятие « добро» (вы воспользуетесь справочными  материалами)

 -Доброе слово и кошке приятно 

 - Делаешь добро — делай до конца.

 -Добро не лихо: бродит по миру тихо.

 -Добро не умрет, а зло пропадет.

 -Доброе слово доходит до сердца.

-Добрый друг лучше ста родственников.

Какого человека можно назвать добрым?( приведите  пример)

 

 2 группа.  Вспомните  пословицы и поговорки о вежливости (вы воспользуйтесь справочными материалами)

-Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

-Спеси боятся, а вежливости чтут.

-Спроси громом - ответят ливнем.

-Как аукнется, так и откликнется.

-Хочешь быть хорошим гостем - хвали хозяйку.

-Ласковое теля две матки сосет, а угрюмое - ни одной

Какого человека можно назвать вежливым?( приведите  пример)

    - Давайте проверим работу наших групп

 

III. Игра «Как работает слово»

Учитель: Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Давайте, ребята, закончим предложенные фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

 

 Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)

Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)

Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты, сказать поспешите.
Прошу вас, пожалуйста -(извините).

В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).

 

-Давайте попробуем представить себе вежливого человека и написать на доске его качества, по которым мы можем сразу это определить.

-Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

 

IV. Игра «Колесо истории»

Составление ассоциограммы  «вежливый человек»

Учитель: Как вы думаете, ребята, всегда ли существовали правила проявления вежливости и когда, по вашему мнению, они появились?

(Ответы учащихся)

Чтобы ответить правильно на этот вопрос, давайте обратимся к профессору Вежливых наук, который откроет нам тайну этого вопроса.

Выходит ученик, одетый в мантию, с указкой в руке (показ презентации)

Профессор Вежливых наук:  Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно быть сегодня вашим гостем и, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я приглашаю вас к экрану, который поможет нам отправиться в древние времена и посмотреть, как развивалась наука о Вежливости.

Слайд № 1. На экране — Древний Египет.

Профессор Вежливых наук: Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте.

Слайд № 2.

Профессор Вежливых наук: В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

Слайд № 3. Церемония встречи послов в средние века.

Профессор Вежливых наук: Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

Учитель: Уважаемый профессор! А когда  у нас появились правила поведения, и какие из них сохранились по сегодняшний день?

Профессор Вежливых наук: Написанные правила вежливости появились во времена Петра I. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом.

Учитель: Подумайте и скажите, как можно отличить вежливого человека от невежливого? Приведите примеры.

V. Культура общения (элементы театрализации)

Учитель: Сегодня у нас в гостях герои одного произведения.

Сейчас мы вам об Эллочке расскажем. Написали о ней Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Двенадцать стульев».

(Дети разыгрывают сценку. На сцену выходит Эллочка. Она садится за стол, смотрит в зеркало, поправляет прическу, затем, небрежно листает журнал.)

Голос автора за сценой. Словарь Вильяма Шек­спира, по подсчету исследователей, составляет 12 ООО слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо состав­ляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридца­тью. Рост Эллочки льстил мужчинам. Она была маленькая, и даже самые плюгавые представители сильного пола рядом с ней выглядели большими и могучими мужами.

Что же касается особых примет, то их не было. Эллочка и не нуждалась в них. Она была красива.

На аукционе Эллочка купила два стула. Она с шиком привезла их домой. Мужа дома не было. Впрочем, он скоро явился, таща портфель-сундук.

Эллочка. Мрачный муж пришел.

Автор. Все слова произносились ею отчетливо, «выска­кивали» бойко, как горошины.

Эрнест Павлович (устало). Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

Эллочка  (полуудивленно, полурадостно). Хо-хо!

Эрнест Павлович (удивленно). Нет, в самом деле?

Э л л о ч к а  (радостно). Кр-расота!

Эрнест Павлович (устало). Да, стулья хорошие. Эллочка, Зна-ме-ни-тые!

Эрнест Павлович,опаской). Подарил кто-нибудь?

Эллочка  (обиженно, надув губы). Ого!

Эрнест Павлович (отчаянно, почти заламывая руки). Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...

Эллочка  (обиженно). Эрнестуля! Хамишь!

Эрнест Павлович (отчаянно). Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

Эллочка  (равнодушно). Подумаешь!

Эрнест Павлович. Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!

 Эллочка  (обиженно). Не учите меня жить!

 Эрнест Павлович (Ходит взад вперед, нервно сжи­мая и разжимая ладони). Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...

 Э л л о ч к а. Мрак!

    Эрнест   Павлович отчаянии). Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею...

    Эллочка. Жуть!

 Эрнест Павлович (устало). Вот что, так жить нельзя!

 Эллочка  (садится на стул). Хо-хо.

 Эрнест  Павлович. Нам надо разойтись.

 Эллочка  (пожимает плечами). Подумаешь!

 Эрнест Павлович (отчаянно). Мы не сходимся характерами. Я...

 Эллочка (почти весело). Ты толстый и красивый парниша.

    Эрнест  Павлович. Сколько раз я просил не назы­вать меня парнишей!

   Эллочка. Шутишь!

Эрнест Павлович (отчаянно). И откуда у тебя этот идиотский жаргон!

Эллочка. Не учите меня жить!

Эрнест Павлович (схватившись за голову, быстро ходит по сцене). О, черт!

Эллочка (обиженно, но равнодушно). Хамишь, Эрнестуля.

Эрнест Павлович. Мебель мы делим поровну. Ты бу­дешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комна­та останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...

Эллочка  (громко и презрительно). Знаменито.

Автор. Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям.

Эллочка (громко, отчетливо). У тебя вся спина белая.

Эрнест  Павлович. До свидания, Елена.

Автор. Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержит­ся от обычных «металлических» словечек. Эллочка также почувствовала всю важность момента. Она напряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они нашлись быстро.

Эллочка. Поедешь в таксо? Кр-расота!...

VІ. Работа в группах. 

   Обсуждение  ситуаций  о культуре общения. Ребятам предлагается обсудить ситуацию, приведенную выше и определить, в чем выражается невежливость персонажей.

   Затем ребята зачитывают ситуации и называют действия, которые можно назвать невежливыми.

VII. Подведение итогов этической беседы.

Учитель: Ребята, о каких правилах  культуры поведения, общения вы  узнали? Обратите внимание на то, что слова вежливости только тогда становятся «добрыми» словами, когда говорятся приветливым тоном. Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении. И очень важно знать о культуре общения.

 VIIІ.Рефлексия.

-Какую оценку вы бы себе поставили и почему?

-Оцените свою собственную деятельность на сегодняшнем занятии.

-Если ты узнал что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит

 

 

 

Если ты не извлек никакой нужной информации, то пусть ненадолго выйдет

 

 

 

 

 


Учитель:  Дорогие, ребята! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые и вежливые люди.
Наша беседа окончена. Всем спасибо.

 

 

docx
Додано
6 лютого 2019
Переглядів
1106
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку