МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА (С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ) "Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи" (8 класс)

Про матеріал
Аннотация Данный урок охватывает тему программы «Электрические явления. Электрический ток» Во время урока «"Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи" проводятся кратковременные демонстрационные опыты с помощью виртуальной лаборатории, которые вводятся на разных этапах урока с целью систематизации знаний и решение задач, иллюстрации к объяснению учителя, отработка практических умений. Уровень сложности отвечает действующей программе по физике для детей 8 классов с тяжелыми нарушениями речи. Создана презентация к уроку, которая раскрывает тему на доступном уровне для детей с нарушением речи. Урок направлен на повышение качества современного обучения, умение владеть информационными технологиями, использовать их на практике, решать определенные задачи .
Перегляд файлу

Черноморский учебно-воспитательный комплекс

«специальная общеобразовательная школа І-ІІ ступеней,

дошкольное учебное учреждение компенсирующего типа»

Черноморского горотского совета, Одесской области 

 

 

 

 

     МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   ОТКРЫТОГО   УРОКА

               (С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

 

 

"Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи"

(8 класс)

 

 

 

 

 

Учитель физики

І категории

Пулова Елена Петровна

 

2018 г.

 

Аннотация

 

           Данный урок  охватывает тему программы «Электрические явления. Электрический ток»

 

          Во время урока «"Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи" проводятся кратковременные демонстрационные опыты с помощью виртуальной лаборатории, которые

вводятся на разных этапах урока с целью систематизации знаний и решение задач, иллюстрации к объяснению учителя, отработка практических умений.

       Уровень сложности отвечает действующей программе по физике для детей 8 классов  с тяжелыми нарушениями речи. Создана презентация к уроку, которая раскрывает тему на доступном уровне для детей с нарушением речи.

      Урок направлен на повышение качества современного обучения, умение владеть информационными технологиями, использовать их на практике, решать определенные задачи .

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Тема урока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи

 

Цель урока

Образовательная: Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;

Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;

Знать закон Ома для участка цепи;

Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;

Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;

Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;

Отрабатывать навыки проверки размерности;

Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи, сформировать знания учащихся о электрическом сопротивлении, добиться понимания и усвоения учащимися алгоритма решения задач на закон Ома.

Коррекционная: учить анализировать полученные данные и делать выводы, способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся.

Воспитательная: воспитать аккуратность при работе с физическими приборами, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, опорный конспект,

карточки с задания, виртуальная лаборатория, раздаточный материал (опорный конспект).

Методы: объяснительно - иллюстративный.

 

Тип урока: усвоения новых знаний, формирование первичных умений.

            Вид урока: беседа, рассказ, практический эксперимент.

 

 

ХОД УРОКА

План урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Актуализация знаний.

ІV. Изучение нового материала.

V. Физминутка.

VІ. Закрепление изученного материала.

VІІ. Домашнее задание.

VІІІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

ІХ. Рефлексия.

І. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня, на уроке физики, надеюсь, наша работа будет плодотворной.

ІІ. Проверка домашнего задания.

 ІІІ.Актуализация знаний.

 Но, чтобы узнать новое необходимо вспомнить изученное. Перед вами расположены карточки индивидуального опроса. Подпишите её: ФИ. Ответьте на её вопросы. На работу 3 минуты (играет легкая музыка)

Готовы? А теперь давайте посмотрим, кто на какой ступени. Поменяйтесь с соседом

карточками  для проверки ответов.

Выставили карандашиком оценки. .Молодцы.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

Мы сегодня познакомимся с электрическим сопротивлением  и изучим закон Ома для участка цепи. Установим зависимость силы тока от напряжения и сопротивления и закрепим полученные знания.

               Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. Но этого недостаточно знать, физические величины надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.

Чтобы рассмотреть зависимость между силой тока, напряжением , нужно обратиться к опыту. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так:

“Все наше знание начинается с опыта”.

ІІІ. Изучение нового материала.

Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах..

Опыт 1. – Откройте карточку №2- экспериментальную. Верхнюю часть листа мы заполним вместе, а нижнюю - заполните самостоятельно. Внимание на экран

 Через хххххх минут вы должны ответить на вопросы:

  1.  Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
  2. Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?

Внимательно следите за правильностью  измерительных приборов!

Для начало давайте определим цэну деления амперметра и вольтметра.

 

Послушаем выводы   С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает ,  т.е. сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Эту зависимость впервые вывел теоретически и подтвердил на опыте немецкий физик Георг Ом. Еще с курса математики вам извесно чтотакая зависимость выражается и графически в виде прямой проходящей через начало координат. Построим график.

R = const, I~ U.

 С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, I ~ 1/R.

R – это электрическое сопротивление проводника, то есть чем больше сопротивление проводника - тем сильнее проводник  оказывает противодействие прохождению тока по проводнику.

Сопротивление - Характеризует сам проводник (или цепь)

Обозначается буквой   R

Единица измерения 1   Ом

Измеряется   омметром

 

img8Тогда сможем записать:

 

 

Это выражение называется законом Ома для участка цепи.

Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

img5

Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.

- Было сложно? Не привычно? Устали? Предлагаю провести физкультминутку -Располагаемся удобно, можно остаться в сидячем положении. Физкультминутка юмористическая. Самые спортивные, добавят балл к своей отметке.

-Здорово! Отдохнули?

ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.

-

Давайте закрепим, полученные знания с помощью задач, на основе закона Ома 10            11

12

V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.

Подведем итог нашего урока:

- Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?

- В какой формуле выражена эта взаимозависимость?

VI. Домашнее задание: § 29. Ст. 153 упр.29 (5), Историческая справка

Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин: напряжение, сила тока, сопротивление.

по плану:

  1. Назвать величину;
  2. Что характеризует данная величина?;
  3. Как обозначается?;
  4. В каких единицах измеряется?

 оценка работ учащихся.

Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.

 

ІХ. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Тест:

Вариант 1

1.  Как зависит сила тока от сопротивления проводника?

     А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.

     В.. Сила тока равна сопротивлению

     Г. Этой зависимости нет

2.  Математическая запись закона Ома

      А.              Б.             В.  I= UR         Г.

3.  В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр  6 В. Чему равно сопротивление резистора?

       А. 2 Ом.              Б. 0,5 Ом.            В. 18 Ом         Г. 3 Ом.

4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?

      А. Уменьшилась в 2 раза               В. Увеличилась в 2 раза

      Б. Не изменилась                            Г. Уменьшилась в 1,5 раза

5. Можно ли электрическую лампу, рассчитанную на напряжение

127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?

    А. Нельзя.  Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит

    Б. Можно. Ничего не произойдет

    В. Можно, но только в цепях с постоянным током.

Вариант 2

1.  Как зависит сила тока от напряжения проводника?

     А. Сила тока пропорциональна напряжению.

     Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.

     В. Этой зависимости нет.        Г. Сила тока равна напряжению

2.  Формулировка закона Ома.

А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротив лению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.

Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и  обратно пропорциональна его сопротивлению.

    В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.

     Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.

3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.

     А. 8,5 В             Б. 20 В.                 В. 0,05 В              Г. 5 В.             

4.   Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?

 А. Увеличить напряжение в 2 раза 

 Б. Вдвое уменьшить сопротивление.

 В. Уменьшить напряжение в 2раза            Г. Ничего не делать.

5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?

 

   А. Сопротивление зависит от силы тока и  напряжения

   Б.  Зависит от напряжения.

   В.  Не зависит.    

   Г.  Зависит от силы тока.

 

 Историческая справка:

http://festival.1september.ru/articles/212529/img1.jpg

Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась в деньгах, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
Інкл
До підручника
Фізика 8 клас (Бар’яхтар В. Г., Божинова Ф. Я., Довгий С. О., Кі-рюхіна О.О. (за ред. Бар’яхтар В. Г., Довгого С.О.))
До уроку
§ 29. Електричний опір. Закон Ома
Додано
11 грудня 2019
Переглядів
2079
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку