С помощью какой части речи могут присоединяться части сложного предложения?
С помощью какой части речи слова могут объединяться в словосочетания?
Обозначают ли предлоги, союзы, частицы предметы, признаки, действия?
Из серебряного горла раздаются звуки горна, и гимнасты на лугу гнутся в лёгкую дугу.
Во второй части предложения есть такие словосочетания ...
Запишите правильно словосочетания, вставив нужные по смыслу предлоги:
скучать ... дом, скучать ... театр, заботиться ... больной, приехать ... Киев, прийти ... школа, рассказывать ... герои.
(В)следствие дождей река вышла из берегов. (В)виду дождя экскурсия не состоялась. Соорудили что-то (в)роде плота. Условились (на)счёт экскурсии.
Как правильно записать слова, раскрыв скобки?
Какова роль союзов в предложении?
Сочинительные союзы делятся на ...
Союзы ни-ни, как - так и, тоже, также по значению относятся к ...
Соедините части пословиц:
1) Невелика птичка... а) ...да круты берега.
2) При солнце тепло... б) ...да не по две ложки в рот.
3) Мелка река... в) ... да коготок остёр.
4) Сладок мёд... г) ... а при матери добро.
При помощи каких союзов связываются части пословиц?
Раскройте скобки и запишите слова:
Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. Учиться и жить есть одно и то(же). Всё те(же) берега, и поля, и холмы.
Как вы их запишете?
В каком предложении союз и связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.
б) Он вдруг поднялся и пробормотав невнятные слова вышел.
в) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.
Служебная часть речи, которая придаёт дополнительные смысловые оттенки словам или служит для образования форм слова - это ...
Есть ли в данных предложениях частицы? Назовите их.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.
Где-то молодой пастух учился играть на берестяной трубе.
Раскрой-ка первый том.
Расскажи-ка мне сказку.
Укажите предложение с частицей НЕ:
1) Как н... старался, не мог выполнить задания.
2) Куда н... посмотрю, всюду радостные лица.
3) Нас н... может не волновать красота бушующего моря.
Укажите предложение с частицей НИ:
1) Нас н... может не волновать красота бушующего моря.
2) У меня нет н… минуты свободного времени.
3) Н... могу н... говорить об этом.
1.Неужели вы пришли к нам в гости?
2.Разве сегодня пятница?
3.Кстати , а вот поглядите на эту картину !
К какому разряду относятся частицы, которые употреблены в данных предложениях?
. Укажите формообразующую частицу:
1) как красиво
2) едва ли вернется
3) приехал бы
Створюйте онлайн-тести
для контролю знань і залучення учнів
до активної роботи у класі та вдома