УРОК 7 класс
Тема: Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: - сформировать представление об атмосферном давлении, как результат действия веса воздушной оболочки, о способах его измерения;
- показать практическое значение знаний об атмосферном давлении;
- продолжать расширять кругозор учащихся;
- развивать умения наблюдать и анализировать физические явления.;
- с целью формирования материалистического мировоззрения раскрыть причинно – следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний про атмосферное давление.
УРОК 7 класс
Тема: Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: - сформировать представление об атмосферном давлении, как результат действия веса воздушной оболочки, о способах его измерения;
- показать практическое значение знаний об атмосферном давлении;
- продолжать расширять кругозор учащихся;
- развивать умения наблюдать и анализировать физические явления.;
- с целью формирования материалистического мировоззрения раскрыть причинно – следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний про атмосферное давление.
Структура урока.
1. Организационный этап.
- проверка готовности учащихся к уроку;
- создание оптимально благоприятной атмосферы на уроке.
Слайд 1 («Смайлики»)
Чтобы на физике было не страшно, а страшно интересно, надо учиться познавать окружающий мир.
Слайд 2 («Интерес»)
2. Актуализация опорных знаний.
А) Блиц – опрос
Слайд 3
Б) Кратковременная самостоятельная работа по карточкам.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
А) Сообщение темы урока (проверка теоретического материала).
Тема урока на доске не записана. Учащимся предлагается разгадать кроссворд и самим определить тему урока
Слайд 4 («Кроссворд»)
Слайд 5 («Стихотворение»)
После того, как учащиеся определили тему урока.
Ребята, сегодня мы опять на протяжении всего урока работаем с опорным конспектом (ОК).
Слайд 6 (ОК)
4. Изучение нового материала.
Межпредметные связи.
А) Актуализация знаний, полученных учащимися на уроках географии и природоведения.
Вы уже знаете, что все мы живём на дне воздушного океана. «Глубина» его составляет 480 км. Только у этого океана нет чётких границ и берегов. Имя этому океану – атмосфера.
В) Постановка проблемной ситуации.
? Что такое атмосфера.
- Воздушная оболочка земли.
Слайд 7 («Воздушная оболочка Земли»)
? Почему же существует воздушная оболочка Земли.
Слайд 8 («Мы живём на дне воздушного океана»)
? Чем удерживается атмосфера вблизи поверхности Земли.
- Силами притяжения к Земле.
Слайд 9 (ОК)
? Почему существует воздушная оболочка Земли.
(Книга для чтения по физике стр.71)
Для того, чтобы совсем покинуть землю, молекула должна иметь скорость 11,2 км/с (2 космическая скорость). Средняя скорость молекул воздушной оболочки земли значительно меньше, следовательно большинство молекул «привязано» к Земле силой тяжести.
Само слово «атмосфера» было придумано М.В.Ломоносовым.
? Из чего состоит атмосфера.
- Это смесь газов: 78% - азот, 21% - кислород, а также присутствуют аргон, углекислый газ, гелий, неон, двуокись серы, аммиак, озон и водяной пар).
Слайд 10 («Атмосферное давление»)
? У всех ли планет Солнечной системы есть атмосфера.
- Нет.
? Какие слои различают в атмосфере.
Слайд 11 («Атмосфера»)
Слайд 12 («Этажи атмосферы»)
- Тропосфера – самый тёплый слой воздуха, в котором и происходит в основном формирование погоды на земле;
стратосфера – именно здесь находится озоновый слой, защищающий Землю от ультрафиолетового излучения;
Слайд 13
мезосфера – самый холодный слой атмосферы,;
термосфера – делится на ионосферу и магнитосферу, именно здесь происходят северные сияния.
Слайд 14
Именно благодаря атмосфере над нами голубое небо.
? Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты.
- Содержит кислород, необходимый для дыхания, поддерживает тепловой баланс на планете, защищает от ультрафиолетового излучения и от метеоритных дождей.
Известно, что воздух имеет вес. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха сжимают нижние, и это давление согласно закону Паскаля перелаётся по всем направлениям.
Слайд 15
? Как люди узнали о существовании атмосферного давления.
Слайд 16 («Магдебургские полушария»)
Слайд 17
Атмосферное давление обуславливает существование всасывания – поднятия жидкости за поршнем.
ДЕМОНСТРОЦИЯ.
О 1 («Шприц»)
При подъёме поршня под ним образуется безвоздушное пространство. Это пространство под давлением наружного воздуха (атмосферного) заполняется водой, которая поднимается за поршнем.
Долгое время поднятие жидкости за поршнем, движущимся вверх, приводилось как одно из доказательств известного принципа Аристотеля «Природа боится пустоты».
Слайд 18 («Принцип Аристотеля»)
Слайд 19 (Торричели)
Слайд 20 (Опыты Торричели)
Слайд 21
О 2
Стеклянную трубку, запаянную с одного конца, наполняют водой. Закрывая открытый конец трубки рукой, переворачивают её, опускают в резервуар с водой и там открывают. Вода из трубки не выливается – её удерживает внешнее атмосферное давление.
Постановка проблемной ситуации
ДЕМОНСТРАЦИЯ.
О 3
Стакан наполнен водой, его накрывают сверху листом бумаги, прижимают его рукой и переворачивают. Руку убирают – лист бумаги держится, вода не выливается.
? Почему.
- Лист бумаги удерживается атмосферным давлением, которое действует по всем направлениям.
Слайд 22 (Видео «Атмосферное давление»)
Измерение атмосферного давления.
Рассчитать атмосферное давление по формуле Р = ρ g h нельзя, т.к. атмосфера не имеет определённой границы, а плотность воздуха на разной высоте различна.
За единицу атмосферного давления принимают 1 мм.рт.ст. (ОК)
Слайд 23 (Нормальное атмосферное давление)
Нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст. (ОК)
Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 С0 наз. нормальным атмосферным давлением.
Выразим нормальное атмосферное давление в единицах СИ – паскалях (ОК)
Р = ρ g h
Р = 13600 кг/м3 · 9,8 Н/кг · 0,76 м = 101325 Н/м2 = 101325 Па ≈ 100 кПа ≈ 1013 гПа
Атмосферное давление изменяется с изменением высоты, т.к. меняется плотность атмосферы.
Зависимость давления от высоты.
Атмосферное давление уменьшается при увеличении высоты над поверхностью Земли.
Каждые 12м давление уменьшается на 1 мм.рт.ст.
Слайд 24 (Зависимость атмосферного давления от высоты)
Р, Па
Н,м
Слайд 25 (ОК)
Приборы для измерения давления.
Слайд 26 (Приборы для измерения давления)
Слайд 27 (Устройство барометра – анероида)
Слайд 28 (ОК)
5. Первоначальное закрепление материала.
А) Слайд 29 (Графическая задача)
Б) Ребята, у вас уже заполнен ОК. При помощи конспекта выполните предложенное задание.
Заполните пропущенные слова.
1. Воздушная оболочка Земли наз. ________________________
2. Давление, которое создаёт столб ртути высотой ___________ мм, наз. _________________
атмосферным давлением.
3. За единицу измерения атмосферного давления в единицах СИ принимают _________
4. Выразите давление 720 мм.рт.ст. в Па _______________________________________________
5. Выразите давление 120456 Па в кПа ____________________ в гПа _______________________
Слайд 30 (Задача) (если останется время)
5. Итог урока.
Слайд 31
? Что нового вы узнали об атмосферы земли и его давлении
Слайд 32
Комментарий работы класса на уроке.
§ 25 выучить. Ответы на вопросы в конце параграфа.
Упр 25 (5,7 –пис) (1,2,3,4,7 – уст) 8 – по желанию.