Урок " Неклітинні форми життя. Віруси"

Про матеріал
Конспект уроку "Неклітинні форми життя,Віруси" Форма уроку : конференція Тип уроку: Формування навичок і вмінь Навчальний матеріал відповідає 9 та 10 класу
Перегляд файлу

  Урок на тему « НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ

Вирусы, вироиды, прионы» 10 класс

Цели:  

Образовательные: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни; изучить гипотезы и  историю их происхождения; более детально рассмотреть неклеточную форму жизни- вирусы, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения, химического  состава   и жизнедеятельности вирусов; описать  жизненный цикл вирусов

   Развивающие: продолжить формирование навыков работы  с дополнительными литературными  источниками; умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;   

     Воспитательные: формирование  бережное отношение к своему здоровью и здоровью других живых организмов,  экологическое воспитание

    Ожидаемые результаты: ученики называют неклеточные формы жизни, гипотезы   возникновения и историю происхождения  неклеточных форм жизни; характеризуют  химический состав, строение и жизненный цикл вирусов; белки и нуклеиновые кислоты, которые входят в состав вирусов, 

     Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Оборудование: презентация , дидактический материал, учебник.

 

                                  Ход урока

  1. организационный момент  

                                       

  1. Повторение опорных знаний. 

 «Мозговой штурм» ( слайд 1-4)

  • Эти картинки вы видели не раз. Вспомните, что объединяет эти организмы?
  • Это живые организмы
  • КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ  все ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?
  • Что такое клетка? 
  • Все ли  живые организмы имеют клеточное строение?  

 

  1. Мотивация обучающей деятельности. Сообщение темы и цели урока.

(слайд 5-7)

  Это скриншоты из новостей января этого года, эпидемия гриппа имела угрожающие последствия, наша школа тоже была под угрозой закрытия, а виной стал вирус Н1N1. Сколько еще подобных вирусов ходит, и какое последствие они принесут человечеству, животным, растениям.

Оспа, грипп, энцефалит, СПИД, другие болезни. Что же это за коварный враг? Сегодня я хочу вам помочь разобраться с этим. Итак, О чем  мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах).

 Вирусы, их химический состав, строение, жизненный цикл. ( слайд8)

Но кроме вирусов, есть и другие неклеточные формы жизни и мы о них будем говорить и на этом уроке и на следующих, все эти уроки входят в одну большую тему

Неклеточные формы жизни. Запишите полную тему урока.

   Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? обратилась    к слайду с темой и что мы может глядя на тему урока  поставить  себе за цель ИЗУЧИТЬ  неклеточные формы жизни, вирусы, их строение, жизнедеятельность, хим состав, размножение. 

Как мы будем достигать цели?

-изучим новые термины,

-поработаем с карточками,

-заслушаем и оценим выступления одноклассников,

-будем выдвигать гипотезы,

-сравнивать, описывать, характеризовать ( слайд 9)

 

 3. Изучение нового материала.

Кластер. 

Подумайте, пожалуйста, что Вы уже знаете о вирусах. (запись на доске)

1. Общие сведения о  неклеточных формах  жизни 

  • Вначале урока вы дали определение «клетке».  Клетка - это элементарная структурно-функциональная единица живого.
  • Но есть формы жизни, которые могут существовать  только внутри  клеток живых организмов. Такие формы  ученые назвали  неклеточными. К неклеточным относят: вирусы, вироиды, прионы.   Сегодня мы с   Вами будем  изучать вирусы.    Запишите опорную схему   

 

  • Откройте учебник на стр.184. Проработайте текст  и решите тест на соответствие, который у вас лежит на столах .
  • Проверяем: неклеточные формы жизни это…,вирусы…, вирионы и вирусология.  ( слайд 10-14)

  Дополнить кластер

 2. Гипотезы возникновения вирусов.  ( слайд 15-19)

 Как возникли неклеточные формы жизни? Мне кажется это нерешимая задача. Ее решают уже с давнего времени, но ответа конкретного нет. Есть только несколько гипотез.

 Я предлагаю познакомиться с этими гипотезами. И отдать предпочтение той, которая хотя бы немного отражает природу вирусов.( возьмите на столах приложение№1)

  Ребята гипотезы  пока не доказаны, но зато  имеют право на существование.

Существование неклеточных форм жизни является предметом научного спора, в связи с тем, что четкого и однозначного определения понятия «жизнь» до сих пор нет.

Многие ученые считают, что только клеточные организмы можно считать живыми  

 Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого. (  слайд 20-21)

.

Споры ученых о том “Вирус – кто или что?”

- Существо или вещество

- Живое или 

 Можно ли вирусы назвать живыми? (ответ)

Давайте изучим предмет спора и определимся  его  место в природе.

  Некоторые ученики  получили опережающее домашнее задание: 

Свои доклады они предоставят в виде презентаций. Напоминаю, их выступление оценивается по следующим критериям (на доске):

 1.Полнота учебного материала      от0до3

2.доступность  изложение материала -   от0-3

3.Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). 0-3

4.научность 0-3 ( слайд 22, 23)

 

3.История открытия вирусов. ( слайд

  Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и всего живого мира? Расскажет нам Павленко София.  ( слайд 24-39)

 На столах у вас лежит карточка № 1.Ваша задача слушать внимательно выступление и  заполнить карточку.

 Проверка «Микрофон» ( слайд 40-41)

        Кто открыл вирус?

        В каком году?

        Кто ввёл понятие вирус?

4.Строение  и химический состав вирусов.  ( слайд 42)

По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это? Вы ответите после выступления Овсянниковой Анастасии. ( слайд 44-53)

 Возьмите рабочую карточку №2,  вам необходимо будет поставить обозначения и дополнить схемы  ( слайд 43)

         Так почему П.Медавар называет вирусы упаковка из белка? Как устроен вирус? Какие обозначения вы поставили.?

        Правильно, вирусы состоят из двух частей: сердцевины её называют нуклеокапсид , в которой содержиться нуклеиновая кислота и капсида, состоящего из белка.

        Чем отличается сложный вирус от простого? Какие   записи сделали в схемах?

          Дополнить наш кластер  ( слайд 54-59)

 Учитель: Мы убедились, что вирусы не имеют клеточного строения.

 5.Жизненный цикл вирусов.  ( слайд 60-71)  

 А как же осуществляются  их процессы жизнедеятельности? Расскажет нам Ирина Чен. Внимательно слушаем, это поможет выполнить следующее задание.

        дополняем кластер  

        выполнить задание  на карточки №3   ( слайд 72-74)       

        Проверяем

4.    Обобщение и закрепление знаний  

Вот мы и рассмотрели все вопросы, осталось сделать  вывод, какое же место ви руса в природе. ( слайд 75)

        Возмите   карточку №4 и объединившись в пары заполните таблицу.

        Помощь вам составленный кластер.

        Проверяем ( слайд 76-78)

 Признаки живых организмов

Признаки неживых тел

Особые признаки

Самовоспроизведение

Во внешней среде имеют форму кристаллов

Очень мелких размеров

Наследственность

Не имеют клеточного строения

Содержат только один тип нуклеиновой кислоты

Изменчивость

Не растут, не питаются

Свойства живого проявляют только в клетке

Приспособляемость

Отсутствует обмен веществ

Высокая скорость размножения

  Какой же вывод можно сделать? Вирусы - переходная форма между неживой и живой природой. То есть «... вещество с признаками существа или существо с признаками вещества ...». ( слайд 79-80)

        Здесь становиться понятно почему спор между ученими продолжается

        Но, мы точно знаем, что вирусы- это неклеточная форма жизни.

        И именно потому, что он в себе сочетает признаки живого и неживого его выделили в отдельное царство  ВИРА

     5. Рефлексия   (слайд 81)

             6. Оценивание

    7. Домашнее задание    ( слайд 82, 83)

Изучить  параграф  30,31 Изучить схемы, таблицы, презентацию урока

 Уровень А  найти ответ на вопрос  на 189 стр  в рубрики Подумай

Уровень Б Подготовить  небольшое сообщение на тему “Польза бактериофага”.

 Уровень В Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

 

 

 

doc
Додав(-ла)
Наумова Оксана
Додано
30 грудня 2021
Переглядів
804
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку