Урок на тему « НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ
Вирусы, вироиды, прионы» 10 класс
Цели:
Образовательные: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни; изучить гипотезы и историю их происхождения; более детально рассмотреть неклеточную форму жизни- вирусы, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения, химического состава и жизнедеятельности вирусов; описать жизненный цикл вирусов
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с дополнительными литературными источниками; умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные: формирование бережное отношение к своему здоровью и здоровью других живых организмов, экологическое воспитание
Ожидаемые результаты: ученики называют неклеточные формы жизни, гипотезы возникновения и историю происхождения неклеточных форм жизни; характеризуют химический состав, строение и жизненный цикл вирусов; белки и нуклеиновые кислоты, которые входят в состав вирусов,
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: презентация , дидактический материал, учебник.
Ход урока
«Мозговой штурм» ( слайд 1-4)
(слайд 5-7)
Это скриншоты из новостей января этого года, эпидемия гриппа имела угрожающие последствия, наша школа тоже была под угрозой закрытия, а виной стал вирус Н1N1. Сколько еще подобных вирусов ходит, и какое последствие они принесут человечеству, животным, растениям.
Оспа, грипп, энцефалит, СПИД, другие болезни. Что же это за коварный враг? Сегодня я хочу вам помочь разобраться с этим. Итак, О чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах).
Вирусы, их химический состав, строение, жизненный цикл. ( слайд8)
Но кроме вирусов, есть и другие неклеточные формы жизни и мы о них будем говорить и на этом уроке и на следующих, все эти уроки входят в одну большую тему
Неклеточные формы жизни. Запишите полную тему урока.
Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? обратилась к слайду с темой и что мы может глядя на тему урока поставить себе за цель ИЗУЧИТЬ неклеточные формы жизни, вирусы, их строение, жизнедеятельность, хим состав, размножение.
Как мы будем достигать цели?
-изучим новые термины,
-поработаем с карточками,
-заслушаем и оценим выступления одноклассников,
-будем выдвигать гипотезы,
-сравнивать, описывать, характеризовать ( слайд 9)
3. Изучение нового материала.
Кластер.
Подумайте, пожалуйста, что Вы уже знаете о вирусах. (запись на доске)
1. Общие сведения о неклеточных формах жизни
Дополнить кластер
Существование неклеточных форм жизни является предметом научного спора, в связи с тем, что четкого и однозначного определения понятия «жизнь» до сих пор нет.
Многие ученые считают, что только клеточные организмы можно считать живыми
Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого. ( слайд 20-21)
.
Споры ученых о том “Вирус – кто или что?”
- Существо или вещество
- Живое или
Можно ли вирусы назвать живыми? (ответ)
Давайте изучим предмет спора и определимся его место в природе.
Свои доклады они предоставят в виде презентаций. Напоминаю, их выступление оценивается по следующим критериям (на доске):
1.Полнота учебного материала от0до3
2.доступность изложение материала - от0-3
3.Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). 0-3
4.научность 0-3 ( слайд 22, 23)
3.История открытия вирусов. ( слайд
Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и всего живого мира? Расскажет нам Павленко София. ( слайд 24-39)
На столах у вас лежит карточка № 1.Ваша задача слушать внимательно выступление и заполнить карточку.
Признаки живых организмов |
Признаки неживых тел |
Особые признаки |
Самовоспроизведение |
Во внешней среде имеют форму кристаллов |
Очень мелких размеров |
Наследственность |
Не имеют клеточного строения |
Содержат только один тип нуклеиновой кислоты |
Изменчивость |
Не растут, не питаются |
Свойства живого проявляют только в клетке |
Приспособляемость |
Отсутствует обмен веществ |
Высокая скорость размножения |
5. Рефлексия (слайд 81)
6. Оценивание
7. Домашнее задание ( слайд 82, 83)