Урок "Закон Кулона" (рус)

Про матеріал

Вид урока: проектирование и разработка страницы соцсети.

Интеграция с информатикой, русский языком (молодежный сленг, неологизмы).

Вызвать у учащихся интерес к изучению физики через современные социальные сети, поощрять сотрудничество детей.




Перегляд файлу

Тема урока. Закон Кулона

Цель урока:

Учебная

• сформировать знания учащихся о точечном заряде, о силе взаимодействия между зарядами;

  разъяснить физический смысл закона Кулона;

• формировать умение применять закон при решении качественных и вычислительных задач;

• формировать научное мировоззрение учащихся;

• продолжить работу по формированию умений работать с текстом

учебника.

Развивающая. Формировать ключевые компетентности, а именно:

- «Математическая компетентность» через осознание важности математического аппарата для описания и решения физических проблем и задач;

- «Основные компетентности в естественных науках и технологиях» умение использовать знания по физике для решения задач, связанных с реальными объектами природы и техники;

- «Информационно-цифровую компетентность»  способности определять возможные источники информации, отбирать необходимую информацию, оценивать, анализировать, перекодировать информацию;

- «Умение учиться на протяжении жизни» через применение приобретенных знаний для овладения новыми, для их систематизации и обобщения;

- «Социальная и гражданскую компетентность» через умения принимать взвешенные решения, которые будут способствовать решению исследуемой проблемы или задачи.

развивать у учащихся умения наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательная:

пробудить познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

формировать умение критически, но объективно оценивать явления;

способствовать развитию личности (внимательность, наблюдательность и творчество)

Вызвать у учащихся интерес к изучению физики через современные социальные сети, поощрять сотрудничество детей.

 

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Вид урока: проектирование и разработка страницы соцсети.

Интеграция с информатикой, русский языком (молодежный сленг, неологизмы).

Оборудование: учебная презентация, компьютер, видео.

План урока:

І. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

ІІІ. Изучение нового материала.

ІV. Закрепление новых знаний и умений.

V. Домашнее задание.

VІ. Подведение итогов урока.

VІІ. Рефлексия.

Ход урока

І. Организационный этап (2 мин)

- Здравствуйте, дети и уважаемые жюри!

Татьяна Николаевна, учитель физики Бахмутской школы №10, сегодня на 45 минут вы станете моими ученикам, а я, при вашей искренней и теплой поддержке - вашим учителем.

Я сразу попрошу вас быть внимательными. Если вы услышите, что действия, которые я называю касаются вас, хлопните в ладоши.

- Солнышко ярко светит тем, кто …

… сегодня рано встал,

… умеет заразительно смеяться,

… умеет взаимодействовать,

… хочет узнать новое,

… имеет заряд бодрости,

… готов работать на уроке…

II. Актуализация опорных знаний и умений (7 мин)

 Заряд бодрости получили. Как выяснилось, взаимодействовать вы умеете… Кстати, а как вы, современные дети, взаимодействуете со своими друзьями? (Общаетесь в соцсетях)

 Я тоже состою в социальной сети. Совсем недавно я попала на страничку, макет которой вы видите. Помочь мне ее восстановить я приглашаю и вас. Имя автора странички вам уже известно, но сейчас не о нем. На его страничке я нашла интересный тест «Кто вы?», который предлагаю вашему вниманию.

(Тест вы видите на столах. Дети выполняют тестирование. Самопроверка. Выставление балла на чек-листе)

- У вас на партах оценочные чек-листы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

І вариант

1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке

 Силы два заряда

A. только А

B. только Б

C. только В

D. Б и В

E. А и В

 

2. Если две заряженные материальные точки притягиваются, то обязательно

A. обе имеют положительный заряд

B. обе имеют отрицательный заряд

C. одна имеет положительный заряд, а другая - отрицательный

D. или обе имеют положительный заряд, или обе имеют отрицательный заряд

 

3. Если две заряженные материальные точки отталкиваются, то обязательно

A. обе имеют положительный заряд

B. обе имеют отрицательный заряд

C. или обе имеют положительный заряд, или обе имеют отрицательный заряд

D. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

 

4. Единица измерения электрического заряда (в СИ)

       А. Вольт

       В. Ватт

       С. Кулон

D. Ом

E. Ампер

5. Водяная капля с электрическим зарядом + 2*10-8 Кл соединилась с другой каплей, обладающий зарядом + 2*10-8 Кл. Заряд капли, которая  образовалась равен

A. + 4*10-8 Кл

B. + 2*10-8 Кл

C. 0

D. - 2*10-8 Кл

E. – 4*10-8 Кл

6. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом + 2е, отделилась маленькая капля с зарядом  - 3e. Электрический заряд оставшейся части на капли равен

A.  -5е

B.  -3е

C.   е

D. + 3е

E. + 5е

 

2 вариант

1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?

 07-06

A. только А

B. только Б

C. только В

D. Б и В

E. А и В

2. Известно, что натиранием о мех заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом мех?

A. Да, потому что в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба;

B. Хотя в электризации трением принимают участие два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки.

3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шелк?

A. будут притягиваться

B. будут отталкиваться

C. не будут взаимодействовать

4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом + q. Каким зарядом обладает вторая капля?

A. + 2q

B. - q

C. + q

5. Можно создать или уничтожить электрический заряд?

A. Нельзя создать или уничтожить электрический заряд.

B. Создать можно, уничтожить нельзя.

C. Создать нельзя, уничтожить можно.

6. Алгебраическая сумма электрических зарядов атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он:

A. заряжен отрицательно

B. электрически нейтральный

C. заряжен положительно

 

Ответы:

1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е

2 вариант: 1.С; 2.А; 3.А; 4.В; 5.А; 6.В

 

- Если вы набрали 1-2 балла – вы мудрец… живущий в Древней Греции, 3-4 бала – вы ученый-физик 17-18 столетия, 5-6 баллов – вы ученик 8-М класса Славянской школы №12, кроме 6 баллов в чек-листе вы получаете лайки за свою работу.

Активные дети получают лайки

Получив такие результаты, юные веб-серферы, подскажите мне, на странице какого ученого вы могли встретить этот тест? (С какой новой физической величиной, единица измерения которой названа в честь этого ученого вы уже знакомы?). Правильно, это Шарль Огюстен Кулон. Теперь мы знаем, чью страничку мы будем пополнять.

ІІІ.Изучение нового материала (13 мин)

Но для начала запишите число – Восемнадцатое января. Классная работа. Тема урока «Закон Кулона». (написать на  доске)

Наша задача наполнить контент данной странички.

Что именно исходя из темы урока мы можем на ней разместить? Как вы считаете, какие вопросы мы сегодня должны проработать? Какая информация будет интересна посетителям нашей страницы? Знания о каких явлениях можем расширить? Итак, другими словами сегодня.(слайд )

 Взаимодействия заряженных тел, как и механические взаимодействия зависят от многих фак­торов. Поэтому для описания законов используются физические модели. Например, вы уже знакомы с такой моделью, как материальная точка.

 На страничке у Шарля Кулона появилась новая информация. Среди высказываний найдите фейковые. Аргументируйте ответ:

Примером материальной точки есть

- космический корабль на орбите;

- космонавт, который проводит ремонт космического корабля;

- комар, летающий по классу.

(Метод ПРЕС на обратной стороне доски). Лайки  Кто поможет нам подытожить, что такое материальная точка? (Это тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь).

Для изучения взаимодействия заряженных частиц также используют физическую модель -….., которая, как и материальная точ­ка, не является реальным объектом.

Ребята, случилось непредвиденное. Наша страничка подверглась хакерской атаке. Некоторые слова в определении заменились на противоположные:

Запятой разряд – это разряженное тело, объем которого можно ценить по единству с расстоянием от него до других скрытых разряженных тел.

Точечный заряд - это заряженное тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстоянием от него до других рассматриваемых заряженных тел.

Впервые закон взаимодействия неподвижных зарядов был установлен французским физиком Шарлем Кулоном (1785 г.). В своих опытах Кулон измерял силы притяжения и отталкивания заряженных шариков с помощью сконструированного им прибора - крутильных весов. Давайте рассмотрим на с.120 строение крутильных весов. Какие основные состовляющие?

Пока мы искали фейковую информацию и знакомились с понятием точечного заряда на странице появились видео. Давайте их внимательно просмотрим и прокоментируем. Можно делать пометки в тетради. (видео) Что мы можем написать в комментариях?

Видео 1 Сила взаимодействия………..зависит от……

Видео 2  Сила взаимодействия………..зависит от……

Сила F взаимодействия двух точечных зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними:

F ~ 1 / r 2

Сила F взаимодействия двух точечных зарядов q1 и q2, прямо пропорциональна произведению модулей этих зарядов:

F ~ | q1 | ∙ | q2 |

На основании проведенных опытов Кулон установил закон, который впоследствии получил его имя.

Закон Кулона

Сила F взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов q1 и q2 прямо пропорциональна произведению модулей этих зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния r между ними:

F = k (| q1 | ∙ | q2 |) / r  2

k - коэффициент пропорциональности.

k = 9 ∙ 109 (Н ∙ м2) / Кл2

 «Перепостите» закон Кулона из учебника в тетради. Запишите единицы измерения всех величнин. (Один ученик записывает формулу доске).

Таким образом сегодня мы познакомились с законом Шарля Кулона.

Физкультминутка. Работая за компьютером - надо отдыхать. (2 мин)

- Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вверх, посмотрите вниз ...

- Посмотрите на что-то белое, посмотрите на то темное,

- Посмотрите на что-то приятное, посмотрите на что-то красивое

- Коснитесь чего-то теплого,

- Улыбнитесь соседу.

ІV. Закрепление новых знаний и умений (15 мин)

Решение задач.

Для продвижения страницы необходимо, чтобы пользователи заходили на нее почаще. Для этого мы расположим на ней задачи:

Устно.

Два заряда взаимодействуют с силой F.

  1. Как изменится сила, если один из зарядов увеличить в 2 раза? (Увеличится в 2 раза)
  2. Как изменится сила если оба заряда увеличатся в 2 раза? (Увеличится в 4 раза)
  3. Как изменится сила, если один увеличился, а другой уменьшился в 2 раза? (Не изменится)
  4. Как изменится сила, если расстояние между зарядами увеличится в 2 раза? (Уменьшится в 4 раза)
  5. *Как изменится сила, если один заряд увеличился в 8 раз, другой уменьшился в 2 раза, а расстояние увеличилось в 2 раза? (не изменится)
  6. 1. Два заряда -3 нКл и 5 нКл расположены на расстоянии 3 см друг от друга. Определите силу притяжения между ними.

Дано:

Решение

 

Ответ:

  1.  
  2. 2. На каком расстоянии нужно расположить два точечных заряда 5 нКл и 6 нКл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой, равной 12 ∙ 10-4 Н?

Дано:

Решение

 

Ответ:

  1. 3. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза.

Дано:

Решение

 

Ответ: сила взаимодействия уменшилась в 9 раз

V. Домашнее задание (2 мин)
Домой запишите: проработать п. 22. Упражнение 22 (3,5) 

* 22 (6) -переформулируйте вопрос таким образом, чтобы он звучал, как фейковая новость, а на дополнительную оценку для нашей  страницы подготовьте сообщение о Шарле Кулоне.

VІ.  Подведение итогов урока (2 мин)

Запишите количество полученных лайков в ваш чек-лист.

По какому хэштегу можно найти нашу страницу? Какой хештег определяет наш урок?

Допишите один или несколько хештегов ...

VІІ. Рефлексия (2 мин)
- А мне бы хотелось получить информацию по таким хэштегом:
# менязаинтересовало
# менязарядило
# меняудивило
 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Ходєєва Тетяна Павлівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика 8 клас (Бар’яхтар В. Г., Божинова Ф. Я., Довгий С. О., Кі-рюхіна О.О. (за ред. Бар’яхтар В. Г., Довгого С.О.))
До уроку
§ 22. Закон Кулона
Додано
11 липня 2018
Переглядів
2995
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку