Тема: «Заочное путешествие – прошлое, настоящие и будущее Запорожской Сечи»
Цель: способствовать формированию национальной сознательности каждого ученика; формировать у детей знания про традиции и обряды украинского народа; развивать умение работать самостоятельно с различными источниками информации, работать в группах4 воспитывать интерес к изучению истории Украины.
Оборудование: иллюстрации по теме, ватманы, фломастеры, карточки с пословицами, «дерево жизни», снаряжение казаков (шашка, булава, довбня, нагайка, копьё)
Ход занятия
С древних времён людям известно «дерево жизни» - это веточка, на которой растут три листочка: 1-й – символ прошлого времени, 2-й – настоящего, 3-й – будущего времени. Изображение 2дерева жизни» встречается на камнях и свидетельствует о том, что происходит сейчас, рождается будущее.
Много веков создаёт свою собственную историю и культуру украинский народ. Он выстоял в тяжёлой борьбе за своё существование с кочевыми племенами, монголо-татарским игом, вторжением татарских и турецких завоевателей и сохранил свой язык и культуру во время пребывания под властью соседних государств.
Сквозь века идёт слава украинских казаков, достойных сынов вольнолюбивого народа. Вольнолюбивое казачество не только показало всему миру доблесть, но и способность создать государство, которое около 300 лет было неприступным на Днепре – Запорожская Сечь.
Казачеству принадлежало одно из главных мест в формировании украинской народности. Казачество создало традиции, которые украинский народ пронёс сквозь века и тяжёлые испытания судьбы до современности. Про историю Запорожской Сечи вы будете учить на уроках истории Украины в старших классах. Сегодня, во время нашего заочного путешествия, мы поговорим про интересные факты из жизни казаков, про современную Запорожскую Сечь и представим, на минутку, что же ожидает её в будущем. Также узнаем про известного кошевого атамана – нашего земляка.
Ну что же, приступим к самой интересной части нашего путешествия.
На Запорожской Сечи жили не только украинцы, но и русские, поляки, молдаване, белорусы и выходцы из многих других народов.
Во время существования Запорожской сечи казаков никогда не называли украинскими - только запорожскими или днепровскими. Термин «украинское казачество» появился только в двадцатом веке. Казаки были очень искусными воинами, отличались хитростью, сноровкой, умели незаметно подкрадываться, часто побеждали противников, значительно превосходящих в численности. Основным оружием запорожских казаков была сабля, алебарда и ружьё. (демонстрация выставки снаряжения казака).
Существуют легенды о казаках-характерниках, которые якобы умели проходить сквозь стены, слышать и видеть на большом расстоянии, превращаться в животных, становиться невидимыми и много чего другого.
Военные трофеи были не единственными источником для существования. Казаки также пасли лошадей, разводили скот, держали пасеки, занимались охотой и рыбной ловлей. Хотя на остров Хортица женщинам путь был заказан, у многих казаков были подруги и даже семьи за пределами острова. В мирное время запорожцы периодически навещали жен и детей. Во время походов все хозяйственные дела ложились на хрупкие женские плечи.
Я думаю, что всем будет интересно узнать, почему казаки носили такую причёску, а самое главное – кто имел право носить её.
Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это ещё и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороху, имели право на длинный чуб. Такая причёска было под запретом для молодых воинов. Это не говорит о том, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду» . В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправдивые поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.
Теперь немного фактов о том, как же удавалось большинству казаков миновать плен.
Речная и морская стихии были родными для казаков. «Казак с водою, что рыбак с удою», - говорили в народе. Запорожцы часто устраивали соревнования, проныривая плавневые протоки, подныривая под скалы. Нередко они бросались с высоких круч прямо в бурный днепровский поток. Казалось, что человеку невозможно выбраться из этого кипящего котла. Однако казаки смело ныряли в пучину, точно попадая в водные завихрения, старые запорожцы бросали в реку свои трубки – «люльки». Ныряльщики кидались за ними в воду и в целости и сохранности возвращали владельцам. В истории немало и легендарных, и летописных, и конкретных хроникальных событий о казацких боевых пловцах и подводниках. Вспоминали, например, о казаках, которые скрываясь от неприятеля, ныряли в воду и замирали на дне, дыша через длинную тростину. Один из исследователей казацкого быта писал, что достаточно было добежать казаку до какой-нибудь степной речки или озерца – и уже он спасся, так как вырежет себе камышинку, пробьёт в колене её дырочку и, взяв в рот, ныряет в воду с головой. Кончик камышинки, который торчал между очеретом и осокой, совсем был незаметный, однако казак через него дышал и мог просидеть под водой, пока татары не удалялись. Вместо камышинки запорожцы могли использовать полые трости и даже ножны.
Ходили слухи об отчаянных запорожцах, которые неожиданно исчезали под водой чуть ли не на целый день. Любопытные ныряли за ними и обнаруживали, что их товарищи похрапывали себе спокойно под воздушным пузырём в холодке возле коряги, так как на поверхности им, видите ли, было очень жарко.
А как же жили казаки?
Жильё казаков было весьма примитивным, жили в шалашах – хижинах из камыша. Председательствовал в шалаше атаман. Все казаки, жившие в одном шалаше, питались вместе. Казаки не были капризными в еде, поэтому вполне довольствовались кашей приготовленной из муки, воды и соли – это блюдо называлось саламаха. Другим повседневным блюдом для казаков был тетерев – смесь муки, крупы и пшена, к которой добавляли слабое пиво или уху.
Сейчас я хочу вам рассказать про нашего земляка из г.Мерефа, который был кошевым атаманом Запорожской Сечи 8 раз! Это Иван Дмитриевич Сирко. Когда родился этот младенец, повитухи заголосили, а мать потеряла сознание. Дьяк, который зашел окрестить ребёнка, отказался брать его на руки! Перекрестил издалека и убежал. А тот, кто всех испугал, не заплакал. Мальчик родился с зубами!
По поверьям появление зубного младенца означало – родился будущий убийца. Напуганные крестьяне советовали родителям избавиться от ребёнка! Но мальчика спасает отец. Он выносит ребёнка к толпе и торжественно провозглашает – этими зубами малыш будет грызть врагов! Никто тогда не знал – это родился украинский дьявол!
За несколько лет он научится останавливать время, ловить пули руками и убивать врага одним взглядом. О нём будут говорить – ночью он оборотень. Днём – знаменитый полководец Иван Сирко!
Существует множество преданий, связанных с именем легендарного «характерника» кошевого атамана Ивана Сирко. Мол, родившись, он сразу стал на ноги и начал грызть лежавший на столе пирог. Сирка «не брали» ни пуля, ни меч. Он умел «усыпить» противника, забравшись в его лагерь под личиной зверя. И даже после смерти атамана его правая рука «помогала» казакам в бою. Ореолом таинственности окутана могила кошевого, которая находится в селе Капуловка на Днепропетровщине. Тот, кто будет щедро поливать ее водой до восхода солнца, обретет исключительные способности… (Сирко в изображении И.Репина)
Летопись жизни Ивана Сирко – это головокружительная одиссея, в хитросплетениях которой можно и запутаться. Даже год и место его рождения доподлинно не известны. Похоронили Ивана Сирка в селе Копуловка. В 1967г. его перезахоронили на другом конце села, потому что воды Каховского водохранилища приблизились к могиле. Прискорбно, но Сирко лежит в земле без головы: череп некоторое время «путешествовал» - в Москву в антропологическую лабораторию, в Никополь и наконец оказался в Днепропетровском историческом музее.
Физкульминутка
Ну теперь пора поговорить и о соврменной Запорожской сечи. В данный момент на о.Хортица – заповедная зона, которая охраняется Законами нашего государства. На этом острове находится историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь»
Остров Хортица – уникальный природный и исторический комплекс. В 2007 году он был назван одним из «Семи чудес Украины» (работа с фотографиями Запорожской Сечи в современности)
В 1985 году эти земли получили статус памятника природы местного значения. Позже, в 1963 году – республиканского значения. С получением Украины независимости остров стал Национальным заповедником.
Целинных участков, где растут травы, на Хортице осталось совсем немного. Большая часть острова покрыта молодым искусственным лесом из сосны и клена, высаженным Хортицким лесничеством. Когда-то на острове Хортица «сплошной стеной» росли дубовые леса.
В байраках, но главным образом – в плавневом лесу на юге острова, обитают свыше 30 видов животных, 120 видов птиц, десять видов пресмыкающихся, пять видов земноводных.
Заложена эта Запорожская Сечь на знаменитой Хортице в праздник покровы Пресвятой Богородицы – 14 октября 2004 года. Справа на Днепр смотрят пушки. В церкви можно и покрестить ребёнка, и обвенчаться.
А сейчас мы объединимся в группы. Для этого по очереди называем такие слова «слива» и «яблоко». К этой парте идут «сливы», а к этой – «яблоки». Такое задание – вам надо нарисовать казака будущего. На эту роботу вам даётся 5 минут. Презентация рисунка «яблок».
На этой весёлой ноте мы с вами и закончим наше путешествие.
Красноградський багатопрофільний ліцей
Година спілкування
(заочна подорож)
«Минуле, теперішнє та майбутнє Запорізьської Січі»
Підготувала:
класний керівник 4 – А класу
Сотнікова Тетяна Михайлівна
2013