Современное производство, с его высоким уровнем механизации, широкой автоматизацией контроля и управления технологическими процессами, применением электронно-вычислительных машин, все более и более требует от рабочих инженерно-технических знаний, понимания научных принципов производства, высокого уровня развития мышления, творческих способностей. Начинать развивать эти качества нужно в период обучения в школе, когда формируется личность с ее взглядами, убеждениями, знаниями, умениями и способностями. В наших учебных программах, как правило, сохраняется традиционная разобщенность предметов. Поэтому вопрос интеграции привлек наше внимание. Межпредметные связи мы рассматриваем, как дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся.
Интегрированный урок в 7 классе (алгебра + физика) «Степень на уроках математики и физики»
Пояснительная записка
Современное производство, с его высоким уровнем механизации, широкой автоматизацией контроля и управления технологическими процессами, применением электронно-вычислительных машин, все более и более требует от рабочих инженерно-технических знаний, понимания научных принципов производства, высокого уровня развития мышления, творческих способностей. Начинать развивать эти качества нужно в период обучения в школе, когда формируется личность с ее взглядами, убеждениями, знаниями, умениями и способностями. В наших учебных программах, как правило, сохраняется традиционная разобщенность предметов. Поэтому вопрос интеграции привлек наше внимание. Межпредметные связи мы рассматриваем, как дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся.
В 7-м классе важное значение имеют графические и расчетные задачи, отражающие межпредметные связи физики с математикой. В вычислительных задачах по курсу физики довольно часто используют знания о приближенных вычислениях и решении линейных уравнений, известных из курса математики. Межпредметные связи помогают нам добиться более высокого уровня умения оперировать знаниями, получаемыми на уроках физики и математики, в решении задач комплексного характера, умения осуществлять всесторонний подход к изучению явлений, протекающих в природе и технике.
Велико значение межпредметных связей в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании учащихся межсистемных ассоциаций, а это приводит к серьезным изменениям психологии мышления: мышление становится более гибким, подвижным, что очень важно для решения задач творческого характера.
Цели урока:
1.Обучающая:
формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности при выявлении связей физики и математики;
учить применять свойства при решении физических задач
2. Воспитательная:
привитие интереса к предмету;
сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания.
3. Развивающая:
развивать умение использовать теоретические знания при решении практических задач;
развивать познавательный интерес к математике;
расширять кругозор;
Планируемые результаты:
Знать:
свойства степеней, используемые при решении физических задач;
правила оформления задач по физике.
Уметь:
применять свойства степеней на практике;
решать задачи физического содержания.
Система оценки:
На протяжении всего урока, за каждое задание учащиеся могут набрать определенное количество баллов. Все набранные баллы заносятся в оценочный лист (приложение 4). Критерии оценивания будут озвучиваться перед каждым заданием. Количество набранных баллов «экипажем», озвучивается в конце каждого задания.
Тип урока: интегрированный урок
Ход урока:
Слайд №1
1.Организационный момент. (1 минута)
Здравствуйте, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие по физико-математической галактике. Вы разделены на экипажи и каждому экипажу нужно выбрать командира, который назначает отвечающих на вопросы, обеспечивает своевременную сдачу карточек, следит за дисциплиной в группе.
2.Постановка цели урока. (1 минута)
Сегодня мы продолжим работу над степенями. Повторим свойства степеней, а также покажем применение этих свойств при решении физических задач, вспомним этапы решения задач по физике, перевод единиц в систему СИ.
В ходе урока все набранные баллы будут заноситься в оценочный лист. Критерии оценивания будут озвучиваться перед каждым заданием. Перед вами, на столах находятся листы, на которых вы будете производить все вычисления, но итоговое решение вы должны записать в общую карточку.
3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся (работа в группах)
Слайд №2
Задание1: Найди ошибку (2 минуты письменно + 2 минуты разбор заданий)
- Ученик, выполняя преобразования выражений, допустил ошибки. Исправьте ошибки и объясните, какие определения, свойства и правила не знает ученик. На данное задание вам отводится 2 минуты. По истечении времени один представитель от группы (1 поднявшая руку группа) объясняет решение всех примеров. Если группа отвечает неправильно, то ход переходит к другой группе. За каждый правильно решенный пример, группа получает 1 балл.
5 • 5 • 5 • 5 = 4 5; 2 3 • 2 7 = 4 10;
71 = 1; 2 30 : 2 10 = 2 3;
4 0 = 4; (2х) 3 = 2х 3;
3 • 2 7 = 2 21; (а 3) 2 = а 5.
Задание 2: Совершенствование интеллектуальных и практических умений учащихся.
(работа по карточкам 4 минуты+ 1 минута разбор)
Решили задание: теперь проверяем ответы на доске, цветными карандашами вы должны аккуратно зачеркнуть неверное решение и сверху подписать правильное. Те, у кого были ошибки поднимают руки и объясняют в чем была ошибка. Ответственный от группы собирает карточки и сдает учителю на проверку.
4. В этом году вы начали изучать новый предмет- физику. И тут вам не обойтись без математики при подсчетах по физическим формулам.
Задание 3: (1 минута)
Давайте вспомним, какие знания нам могут понадобиться при решении задач по физике. С чего мы начинаем решение задачи?
1) Составить Дано по условию задачи
2) Необходимо выразить единицы измерения в системе СИ (система единиц физических величин). Перед тем как решить задачу, вспомним, как мы переводим из одной единицы измерения в другую. (по группам, задание на экране, группа которая первая дает правильный ответ получает 1 балл)
Слайд №3-4
(2 минуты)
72 км/ч=20м/с
120 км/ч=33м/с
А теперь давайте, переведем единицы измерения в систему СИ, а затем приведем к выражению, содержащему степень.
Слайд №5-6
8 г =... кг (8*10-3 кг)
30кН = …Н (3*103Н)
3) Выражение компонентов из формул (2 минуты)
Слайд №7
Задание: Выразить компоненты из формул:
ρ=m/V (плотность)
P=m∙g (вес тела)
Ответ:
m=pV V=m/p
m=P/g. g=P/m (g=9.8 Н/кг)
Итак, мы с вами вспомнили некоторые этапы, которые могут понадобиться при решении физических задач. А теперь давайте решим задачу: (Каждой группе раздается карточка с задачей. На решение задач отводится 3 минуты. В это время у доски оформляет задачу представитель экипажа. По истечении 3-х минут, каждый экипаж сверяет с доской решение задачи и, если есть исправляют ошибки. Оценивается правильное и аккуратное оформление задачи и решение. За правильное решение команда получает 1 балл)
Слайд №8
Задача: (3 минуты письменно+ 2 минуты исправление и проверка на доске) приложение 1
№1. Скорость первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР в 1975 г., составляла примерно 28 080 км/ч. Определите путь, пройденный этим спутником за 5 минут. (вызываются по одному участнику от команды, первый – составляет дано, второй – переводит в систему СИ, третий – выражает компонент из нужной формулы и решает задачу)
Решение:
№2
За какое время солнечный свет достигает Земли, если расстояние от Земли до Солнца составляет примерно 150∙106 км?
№3
К 17 ч 12 сентября 1959 г. Вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101 000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152 000 км от Земли. Определите среднюю скорость удаления ракеты от Земли.
Молодцы! Без математических навыков вычисления, мы бы не смогли решать задачи по физике.
Слайд №9-10
Задание: (1 минута)
В следующем задании Вам необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифровано имя великого древнегреческого ученого математика и физика, ключевое слово – расположено в столбике по вертикали. Сейчас мы проверим ваши знания, полученные на уроках математики и физики. (На столах находятся карточки с кроссвордом, на разгадывание кроссворда отводится 4 минуты, после этого на экране появляются ответы, учащиеся подсчитывают баллы, максимум 7 баллов). Приложение 2
По горизонтали:
1) Единица времени.
2) Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
3) Приспособление для преобразования силы.
4) Причина изменения скорости тела.
5) Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороной.
6) Выражение, в виде произведения одинаковых множителей, называется….
7) Величина, которая бывает правильной и неправильной.
Слайд №11
Сообщение: (3 минуты) Мы с вами разгадали имя ученого, а узнать больше об этом ученом нам поможет ____________________________ (рассказывает ученик) Приложение 3
Вывод: Больше информации, об открытиях Архимеда и других ученых, вы узнаете при дальнейшем изучении алгебры, геометрии и физики. Наш урок является своеобразным “мостиком” между предметами математики и физики.
Теперь вы можете посмотреть на физику и математику совсем другими глазами. А теперь скажите почему Физика без математики невозможна?
(Математика при изучении физики вооружает нас математическим аппаратом, который прошел через все этапы нашего урока:
Вычисления
Перевод единиц
Выражение компонентов)
Подведение итогов урока (рефлексия)
Карточки:
А теперь мы попросим поднять желтую карточку тех, кто уже сталкивался в своей жизни с физико-математическими явлениями (с интеграцией физики и математики)
Те, кому из вас захотелось больше узнать о взаимосвязи между математикой и физикой, поднимите зеленую карточку.
Выставление оценок по «оценочному листу» Приложение 4
Материально – техническое обеспечение:
Телевизор (экран + проектор)
Презентация (Приложение 5)
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Решение задач
№1. Скорость первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР в 1975 г., составляла примерно 28 080 км/ч. Определите путь, пройденный этим спутником за 5 минут.
Дано: |
Си: |
Решение: |
|
Решение задач
№2
За какое время солнечный свет достигает Земли, если расстояние от Земли до Солнца составляет примерно 150∙106 км? (подсказка: скорость света C ≈ 3• 108 м/c)
Дано: |
Си: |
Решение: |
|
Решение задач
№3
К 17 ч 12 сентября 1959 г. Вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101 000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152 000 км от Земли. Определите среднюю скорость удаления ракеты от Земли.
Дано: |
Си: |
Решение: |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Кроссворд
По горизонтали:
1) Единица времени.
2) Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
3) Приспособление для преобразования силы ...
4) Причина изменения скорости тела.
5) Отрезок в треугольнике, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороной.
6) Выражение, в виде произведения одинаковых множителей, называется ….
7) Величина, которая бывает правильной и неправильной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сообщение: Архимед
Несомненно, Архимед — самый гениальный учёный Древней Греции. Он стоит в одном ряду с Ньютоном, Гауссом, Эйлером, Лобачевским и другими величайшими математиками всех времён. Его труды посвящены не только математике. Архимед сделал замечательные открытия в механике, хорошо знал астрономию, оптику, гидравлику и был поистине легендарной личностью. Он проживал с 287-212г до нашей эры. Во время службы у царя Герона II, Архимед определил чистоту состава золотого венца царя при помощи найденного им закона выталкивающей силы, тогда он воскликнул «ЭВРИКА», что означало нашел.
Хорошо известен рассказ о жертвенном венце Герона. Архимеду поручили проверить честность ювелира и определить, сделан венец из чистого золота или с примесями других металлов и нет ли внутри него пустот. Однажды, размышляя об этом, Архимед погрузился в ванну, и заметил, что вытесненная его телом вода пролилась через край. Гениального учёного тут же осенила яркая идея, и с криком “Эврика, эврика!” он, как был нагой, бросился проводить эксперимент. Идея Архимеда очень проста. Тело, погружённое в воду, вытесняет столько жидкости, каков объём самого тела. Поместив венец в цилиндрический сосуд с водой, можно определить, какое количество жидкости он вытеснит, т.е. узнать его объём. А, зная объём и взвесив венец, легко вычислить удельную массу. Это и даст возможность установить истину: ведь золото — очень тяжёлый металл, а более лёгкие примеси, и тем более пустоты, уменьшают удельную массу изделия. Но Архимед на этом не остановился. В труде “О плавающих телах” он сформулировал закон.
Другая легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль. Крылатыми стали тогда произнесенные Архимедом слова: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю»
Его конструкторские способности использовались в военных целях при защите стен города. Огромен вклад Архимеда и в развитие математики. Ученый вычислил отношение длины окружности к диаметру. Используя принцип интегрирования, Архимед открыл число пи.