Історія Бесарабії.Генерал Інзов.Дослідницький проект.

Про матеріал

Дослідницький проект про маленьку Батьківщину Бесарабію , відомого покровителя жителів - генерала Інзова.

Перегляд файлу

      Проект «Возвращение к истокам».

                              Содержание

Введение

  1. Роль памятников в обществе
  2. И.Н.Инзов «отец» колонистов Бессарабии

2.1Биографичные эпизоды из жизни Попечителя

2.2Инзушка и А.С.Пушкин

2.3Благотворительность генерала

2.4 Уникальные факты захоронения

 3.История создания памятника в п, Тарутине

4.Памятник И.Н.Инзову –символ дружбы и укрепления связей между народами

5. Роль памятника в воспитании молодого поколения

 Выводы

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота на примере Ивана Никитовича Инзова. Проект  выполнен ученицей 10 класса Черниогло Марией под руководством учителя математики Димитровой Анны Дмитриевны.

  Актуальность.

Проект необходим для нашего общества в целом.    .  Дети -  будущее нашего общества. Если   хотим вырасти  достойными гражданами, патриотами Отечества, мы должны воспитывать  в себе  духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у  молодежи  ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя  уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. 

Сегодня компьютер заполнил все наше жизненное пространство,   даже общаемся с друзьями с его помощью. Многие ценности уходят из поля нашего зрения и история родного края в том числе .Мало кто может рассказать об образовании своего родного села, достопримечательностей на его территории ,знаменитых людях.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, края, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

  Основные цели  проекта:

1.    Сохранение исторической памяти и наследия

  • Развитие интереса к истории родного края, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю, к родному селу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия.
  • Воспитание Патриота и Гражданина.

2.   Использование материала наследия и традиций  для использования на уроках истории родного края, классных часах.

3.   Организация обмена опытом, историческими знаниями  с представителями Союза Бессарабских немцев , других сел района с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4.    Новое осмысление исторического наследия и возвращение его в культурный оборот.

5.   Воспитание у молодого поколения стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

   Основные  задачи  проекта:

1. Через краеведческий материал  осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному селу, своему району.

2.  На конкретном, близком школьникам материале развивать  :

  • интерес к историческим знаниям;
  • интерес к изучению и сохранению как  собственных культуры и языка, так и народов, живущих рядом;
  • чувство уважения, толерантности по отношению к другим народам, формирование отчетливых представлений о неразрывной связи   исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

3. Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, а  также организовать шефство над могилами уважаемых земляков, участников и ветеранов войны и труда.

4. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. 

     Обоснование необходимости проекта.

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков , необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот ,для установления дружеских отношений с Сообществом Бессарабских немцев и укрепления понимания и дружбы между народами Украины и Германии.

 Направления и механизм достижения поставленных целей.

Основные направления:

  1.  Анкетирование учащихся 9-11 классов
  2.   Изучение интернет-ресурсов.
  3.   Сбор материалов  ,воспоминаний жителей села.
  4.     Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.
  5.  .   Создание мультимедийных презентаций, фотоматериалов, видеороликов о памятниках  Тарутинского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Знания учащихся о прошлом родного края — важная составляющая школьного исторического и гражданского образования.
Особое внимание важно обратить на историю, культуру своей «Малой Родины» - села, района, города. Очень важно  не только любить свой родной край, но и научиться  беречь и охранять его красоту, и неповторимость облика,    ценить его историю, быть хорошо информированными о проблемах, связанных с защитой исторического наследия, стать  истинными патриотами своей малой Родины. На решение всех этих вопросов и направлен проект «Возвращение к истокам».

1 . Роль памятников в обществе

 Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать   чувство гордости за предков.   людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет   время, и не останется в живых очевидцев  тех событий Наличие же памятника  позволит потомкам не забывать об этих годах . Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов   в обществе.

 Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением.  Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Я. Ученица 10 класса ,как   и многие мои сверстники, огромное количество раз проходила мимо бюста генерала  Инзова  в парке  нашего райцентра,но почему-то мне не хотелось узнать кто это ,чем прославился этот человек, почему память о нем жива спустя многие годы.

И сейчас мне стыдно за это!

А узнать об этом человеке меня подтолкнул конкурс ,который был объявлен Диаспорой Бессарабских немцев среди учащихся  школ Тарутинского района.

 

 

 

2.И.Н.Инзов-«отец «колонистов Бессарабии

  2.1  Эпизоды биографии.

 Благодаря указу 1819года, после удачной для России Русско-турецкой войны 1828-1829г.г. в Бессарабию переехали 25 тыс. болгар и гагаузов.

Это переселение стало самым многочисленным во всей истории их заселения новых российских земель.Велика и неоценима заслуга в этом благородном деле главного попечителя иностранных колонистов Новороссийского края генерал –лейтенанта Ивана Никитовича Инзова.  Какова же биография этого великого сына России, который сыграл огромную роль и в становлении  болгарских а гагаузских поселений и жизни в них.

Иван Никитович Инзов, генерал от инфантерии, попечитель болгарских колонистов, который в генетической памяти народов разных национальностей бывшей Бессарабии остался родным отцом.

Я долго подбирала материал об этом человеке, чтобы как можно полнее рассказать о его жизни и роли в истории моей Бессарабии.

Да, моей , потому что я родилась на этой земле, люблю и уважаю ее традиции ,и хочу быть полезной людям, оставить свой след на земле.

Пусть я не буду знаменитой личностью для миллионов моих земляков, но

Я  хочу построить дом , посадить сад ,. вырастить детей, чтобы через много лет плоды в саду ели мои правнуки и вспоминали обо мне. Хочу своими руками все это сделать ,как некогда Иван Инзов.

Своими руками вбивал колышки разметок будущих улиц  ,основанного им города Болграда. Он побывал практически во всех селах Бессарабии ,заходил непосредственно в дома болгар, молдаван, албанцев, русских, украинцев и гагаузов, интересовался их проблемами. Когда в селе появлялись новые дома, он радовался как ребенок. И как-то воскликнул: «Здесь для вас, переселенцев, мы построим новую Болгарию!..»

Я уверена, он был бы счастлив, если бы узнал ,что у нас в селах есть газ ,свет, течет по трубам  в дом вода, но   сохранились и в порядке еще колодцы немецких колонистов, в каждом доме высажены плодовые деревья и плантации винограда. (Приложение с )

Я представляю себе, как бы он огорчился, если бы сегодня заехал в села Бессарабии    и увидел заколоченные окна домов в Буджакской степи, которую он возрождал, обустраивал… А как бы он удивился, узнав, что правнуки переселенцев сегодня – в поисках работы в Турции и России, Португалии и Италии… Иван Инзов создавал этот край для будущих поколений, которые, как он часто говорил, должны жить в благополучии, добре и радости…

Инзов обращал внимание на свободолюбивый нрав переселенцев, затем следовало перечисление льгот и привилегий, которые, как считал генерал должны быть предоставлены задунайцам в Бессарабской области по подобию льгот, установленных ещё Екатериной   для иностранных колонистов.  Новоприбывшие колонисты освобождались от уплаты налогов в течение семи лет, а те кто прибыл раньше на три года, на каждого человека выделялось по 60 десятин земли бесплатно.

Обещалась беспошлинная продажа вина, табака, освобождение от военной службы, свобода вероисповедания. Таким образом переселенцы из Болгарии в Бессарабию наконец-то после долгих страданий получили возможность свободно жить и развиваться

 

  2.2  Инзушка и А.С.Пушкин

Он,  образованный человек, хорошо знавший биологию, литературу и историю, умел ценить таланты. Мы, современники, должны быть благодарны Инзову: ведь именно он спас для нас великого Пушкина, за которого перед царем нес ответственность во время пребывания поэта в южной ссылке.   Вспоминается достоверный эпизод о том, как молодой Пушкин, увидев в центре Кишинева цыганку, влюбившись, укатил с ней и ее отцом в Долину Роз, в табор.     Инзов, невзирая на свой высокий чин, сам нашел и забрал  Александра Сергеевича у цыганской четы, которая, по цыганским законам, могла оставить его у себя навсегда. А что потом? Он отправил поэта в карцер. Чтобы не сбежал, сам лично снял с него сапоги. А через несколько минут велел накормить поэта, принес ему бумагу, чтобы писал стихи, погладил его по кудрявым черным волосам и по-отечески тихо сказал: «Головушка ты моя золотая…» Вот так чиновник ценил божий дар .( Приложение Д)

А что же происходит сегодня? Очень мало талантливых молодых людей могут добиться успеха, потому что нужны либо связи либо деньги. Где их взять ,если мама и папа работают честно  в селе простыми рабочими, если нет богатых родственников или депутатов? И вынуждены эти « золотые головушки» работать продавцами на 7 километре или официантами .Представьте ,сколько не издано книг, не совершено открытий, не сделано уникальных операций!

Его мечта – превратить Буджакскую степь в цветущий край. Он сам распределял каждому селу количество саженцев деревьев и винограда. И тогда  на телеге, ездил из села в село, интересовался, сколько гектаров виноградных плантаций посажено. Всегда трепетно пробовал первый виноград на новой земле переселенцев.(Приложение Е)

Знал бы Иван Никитович, что сегодня, огромное  количество виноградных плантаций в области, а это в основном в южных районах, выкорчевано.  

  Не раз бывал на празднике виноградной лозы – празднике Трифона Зарезана, который переселенцы из Балкан привнесли сюда, в безводную засушливую степь. Он отмечается и по сей день в селах Буджакских степей  по народной традиции 14 февраля   воспевали виноградную лозу ,именно в этот день делали обрезку виноградной лозы, чтобы урожай был богатым.

Эта традиция сберегается и по сей день у нас в семье. Утром  14 февраля выходила в огород моя прабабушка Арикова Акулина ,потом моя бабушка Арикова Мария, а сейчас моя мама-Черниогло Анжела и обезают первые виноградные лозы.Я уверена, что когда у меня будет своя семя ,я сохраню эту старую традицию.

 Когда Попечитель навещал села, люди пытались общаться с ним на ломаном русском, а он просил их говорить на родном языке, прибегая к помощи переводчика. И упивался болгарским, молдавским, албанским, гагаузским и украинским... Он уже тогда открывал школы и боролся с безграмотностью.

 А что сейчас? Болгары ,молдоване ,гагаузы –молодежь моего поколения не знают своего родного языка! Когда я была маленькой, моя бабушка говорила со мной только на болгарском языке, я хорошо говорю. Понимаю, но не знаю письма.

 Один  знаток болгарской фольклористики скажет: «Языки должны объединять народы, а не разъединять». Как ценно это помнить современным политикам

 

  1.      Уникальные факты захоронения

 Инзов – поистине великий человек. Он любил людей, и поэтому люди к нему тянулись. Известен в истории    феноменальный случай захоронения. Первый раз Инзова похоронили на   Одесском городском кладбище. Хоронила вся Одесса, от мала до велика. Хоронили представители колонистов со всех сел Бессарабии. А спустя год, по просьбе болгарских колонистов, его перезахоронили в Болграде, в церквушке Святителя Митрофана. Деньги на ее сооружение собирали все крестьяне в знак признательности своему отцу, а тело с гробом пронесли пешком от Одессы до Болграда, отпевая в каждой встречавшейся по дороге церкви, по благословению которого они и были построены.  

                            И гроб в пыли белесой
                             к Болграду на руках
                             несли аж из Одессы!
                             Все триста верст. Вот так.
                                       Феликс ЧУЕВ
                               (Стихотворение «Попечитель»)
Есть  описанный эпизод прощания с генералом в Болграде. Кто-то из собравшихся с жалостью отметил, мол, жил одиноко, бездетный, без семьи, и никому не смог передать тепло своего щедрого сердца. А кто-то другой тихо возразил: «Свое тепло Иван Инзов передал всем детям Бессарабии, а мы будем передавать из поколения в поколение…»

Вот, как гром средь неба ясного,

Инзова постигла смерть,

Но нельзя и силой властною

В сердце дух любви стереть.

У любви нет кривотолков,

Коль во имя человечества,

Инзов жив в сердцах потомков,

В благодарность за Отечество.

 

  1.      Благотворительность генерала

 Действительно, Иван Инзов жил одиноко, может быть, даже аскетично. Но он не замыкался в своем одиночестве, а жил заботами соотечественников. Известно, что генерала его окружение считало набожным человеком. Каждый день он посещал церковную службу и всегда бедным, нищим раздавал булочки, деньги, вещи.

Для меня это было новым ,что благотворительность и тогда считалась богоугодным делом! Ведь сейчас занимаются ею только перед выборами или когда нужно  получить пост в верхах, пропиариться.

Наобещают много .прошли выборы , чиновники получили то ,что хотели , все и забылось! А Это неправильно ,ведь им поверили!

Меня в биографии Ивана Никитовича поразил такой эпизод  :на улице он подобрал сироту и привел его в дом .

Смышленый мальчик  в доме Инзова научился читать и писать… О перезахоронении генерала он с горечью узнал случайно. Сломя голову бежал по улицам Одессы и застал траурный кортеж на окраине города. Так пешком и дошел благодарный сирота до Болграда. А когда взрослые последние двести метров до погребения на коленях несли гроб Инзова, он тоже присоединился к ним, подставив свое хрупкое плечо…

Еще не успели до конца забить надгробную плиту  , как подросток тихо пробрался к ней и вслух прочитал: «Он дал переселенцам новую жизнь в новой Отчизне…»

Да, Иван Никитович Инзов в нашей генетической памяти остался великим   Добродетелем, Созидателем, Дипломатом, Военачальником, Политиком… И Попечителем. Он ушел из жизни в 77 лет  .А как будто бы живой… Воистину прав поэт, написавший: «Тот, кто жил для людей, после .смерти живет средь живых…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История создания памятника И.Н. Инзову в поселке Тарутине

  9 ноября 2012 года  в райцентре Тарутине был торжественно открыт памятник главному Попечителю бессарабских колонистов, генерал-лейтенанту Ивану Никитичу Инзову.  День открытия памятника был выбран не случайно. Именно 9 ноября, 166 лет назад, начала свой путь из Одессы в Болград похоронная процессия по перезахоронению праха легендарного генерала, управлявшего 83-мя болгарскими колониями и двумя городами.. Инициатором установки бюста выступил президент Ассоциации болгар Украины Антон Киссе.( Приложение И)

   «Мы должны следовать принципу Иван Никитича Инзова – помогать каждому, помогать семьям, нашим селам, нашему Тарутинскому району. Только помогая друг другу, мы сможем поддержать и возродить наш Бессарабский край Дай бог здоровья всем людям, которые чтят память наших предков и делают все возможное для того, чтобы о них знали потомки»,- сказал А. Киссе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4.Памятник  Попечителю-символ дружбы и укрепления связей между народами

  Открытие бюста значимое событие для бессарабцев, оно важно не только само по себе, в плане того, что мы отдаем дань почтения великому человеку, но и таким образом мы сегодня делаем еще один шаг в укреплении единства нашей страны, дружбы между народами нашей великой Родины – Украины, укреплению связей и понимания между народами  Германии. Этот памятник, я уверена,  есть и будет символом нашего братства и дружбы .

   Сегодя на землях моей Родины, к сожалению, происходят насилие, террор ,идут военные действия. Это явления, которые чужды украинцам, болгарам, албанцам ,немцам.   . Но, тем не менее, есть люди, которые пытаются внедрить путем насилия чужие ценности в наше общество. Они не уважают традиции, историю, великую культуру своей родины. Но у них ничего не получится, потому что мы все воспитаны на лучших традициях Украины, России, Германии: в духе единства, сплоченности ,,миролюбия.

Я хочу жить в единой и мирной Украине!

 Великий гений Инзова не нуждается в том, чтобы мы давали оценку его деятельности: оно бесценно и является достоянием всего мира . Посредством своих поступков всегда проповедовал принципы гуманизма, добра, ненасилия. Это то, что и сегодня актуально. Образ и и дела Ивана Никитовича объединяет нас, делает сильнее . И в наши дни Инзов вносит свой вклад в укрепление единства великой Украины и Германии ,ведь  переселенцы ее прошлое , а мы настоящее, наши дети – будущее.

 С возведением бюста  протянуты невидимые нити между Украиной ,Германией ,Болгарией ,Россией . Эти невидимые нити, олицетворяющие духовный мост дружбы народов, что сильнее мостов, возводимых между берегами реки. Мы с удовольствием будем   встречать наших гостей из Германии,  потому что , понравилось то радушие, простота в общении с которым приехали гости .

 Тяжелое время переживает Украина– и сейчас, как никогда, нужно вспомнить заслуги Попечителя, призывающего к любви и уважению. Инзов– это пример созидания и творчества .  Высокая правда   , его умение проникнуть в души переселенцев,   восхищала и восхищает по сей день! 

Он призывал людей к добру, созиданию и первым бросил клич: «Здесь для вас, переселенцев, мы построим новую Болгарию!..»

Попечитель  любил переселенцев в целом и даже сегодня он помогает нам лучше понять самих себя. Пусть памятник станет символом национального согласия в Украине  и в России, Германии и Болгарии.

 

 

 

 

 5.Роль памятника в воспитании молодого поколения

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эпох и государств, рост экстремистских и фашистских движений среди молодежи, роль воспитания молодых поколений только усиливается    Памятники   нужны и важны для всех слоев населения, и этот вопрос не вызывает сомнения. Однако, некоторые краеведческие материалы родного края неоправданно забыты и потеряны для юношей и девушек  , хотя и обладают огромным потенциалом для воспитания и развития у них чувства Родины, гордости за свой народ, край и страну, патриотизма и оптимизма Мы  помним о   наших предках и благодарим их за данное ими нам право жить .  Проблема патриотического воспитания и формирования бережного отношения к культуре своей страны и народа должна решаться ежедневно и постепенно, где не последнюю   роль играют памятники   истории. Для актуализации патриотического воспитания среди молодежи и развития мотивации, предлагаю   следующие мероприятия среди молодежи, а именно:

 1. совместное посещение культурно-исторических мест и памятников, всевозможных экскурсий;

 2.подготовка юношами и девушками, проектов и презентаций о важных истерических событиях нашей Родины и их защита;

3.  активизация научной и творческой деятельности (гранты, конференции, семинары и т. д.) среди молодежи, посвященной культурно-историческим местам и памятникам ;

 4. создание молодежных клубов направленных на организацию работ по культурно-историческим местам и памятникам  ;

5. развитие общественного интереса к проблемам культурно-исторических мест и памятников;

6. усиление престижа знания национальной культуры и истории.

 До реализации проекта  и после мы провели анкетирование среди учащихся 9-11 классов (.Приложение А,Б)

 

 

               Таблица результатов анкетирования

          вопросы

До проекта

После пректа

 

да

нет

воз-можно

да

нет

воз-можно

  1. Знаете вы что-то о бюсте Инзова в п.Тарутине?

 

14

27

--

41

-

-

  1. Почему ему поставлен памятник?

 

7

34

--

41

-

-

  1. Хотите ли вы знать лучше историю родного края?

 

 

37

1

3

39

1

1

  1.   Имеет памятник Ивану  Инзову значение для вас сегодня?

 

10

21

10

40

-

1

  1. Считаете ли вы ,что знание истории родного края является одной из форм  сближения  отношений  и понимания между народами ?

 

33

3

5

38

1

2

 

 

                   Результаты  реализации проекта налицо!

  Итак, общество можно называть единым целым только при наличии ряда условий, одним из которых является — общая история, историческая память, бережное отношение к национальной истории и культуре.

 

Выводы

  • Результат проекта   положительны для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повышает  жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
  •  Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для  потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
  • В школе  результаты в воспитании и формировании личности     (  сохранение исторической памяти и наследия,    развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе реализации  проекта привлечение к проекту  родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями).
  • Укрепление  понимания между народами  путем изучения истории края и обмена опытом ,встречами с бывшими потомками  колонистов из Германии.
  • Созданы видеопрезентации об историческом прошлом Бессарабии.
  • Материалы проекта используются на классных часах .

 

География проекта: Одесская область  ,Тарутинский район ,село Подгорное ,улица Ленина

 

Сроки реализации май-октябрь 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

https://ru.wikipedia.org/wik

http://feb-web.ru/feb/rosarc/default.asp?/feb/rosarc/rub1.html

Гагаузский историк: Степан Булгар,// АВТОНОМНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГЕ БЕССАРАБИИ В XIX ВЕКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ//    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\p43-6.jpg

                                                И.Н.Инзов

 

 

C:\Users\Анна\Desktop\picturepicture_8189748152421_56659.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\9631_3b1bf08656ff6d3071ef80108204f51c.jpg C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\1-54.jpg

1

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
2 січня
Переглядів
135
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку