Ключевые компетентности и содержательные линии обучения соответствуют новой программе и составлены согласно концепций Новой украинской школы. Урок имеет компьютерное сопровождение, которое содержит видео-опыт реакции горения и интерактивные игры по теме.
Тема урока «Сгорание топлива. Расчет количества теплоты вследствие сгорания топлива».
Дата: 29.11.17 |
ФИО учителя: Прийменко И.А. |
Школа: Бахмутская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 24 с углублённым изучением отдельных предметов и курсов |
||||||||||
Предмет: физика |
Тема: «Сгорание топлива. Расчет количества теплоты вследствие сгорания топлива». |
|||||||||||
Класс: 8
|
Урок № 25 |
Количество присутствующих: 25 |
Количество отсутствующих: 0 |
|||||||||
Цель обучения, которую необходимо достичь на данном уроке |
Изучить вопросы использования внутренней энергии топлива, выделения тепла при сгорании топлива, научиться понимать и объяснять процессы горения веществ с физической точки зрения, производить расчет количества теплоты в следствии сгорания топлива. |
|||||||||||
Цели урока: |
Обучающая: рассмотреть процесс выделение энергии при сгорании топлива; ввести новую физическую величину – удельную теплоту сгорания топлива и её единицу; получить формулу для расчёта количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива; научить определять количество теплоты при сгорании топлива. |
|||||||||||
Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, навыков работы в группах, способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение, навыков самоконтроля и самооценивания, взаимооценивания, развивать наблюдательность и внимание. |
||||||||||||
Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени, видения необходимости охраны атмосферы от загрязнения, бережного отношения к использованию топливных ресурсов Украины, воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью. |
||||||||||||
Содержатель-ные линии обучения: |
Экологическая безопасность и постоянное развитие:
|
|||||||||||
Гражданская ответственность:
|
||||||||||||
Здоровье и безопасность:
|
||||||||||||
Предприимчивость и финансовая грамотность:
|
||||||||||||
Ключевые компетентно-сти: |
Общение на государственном (и родном — в случае отличия) языке: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
|||||||||||
Математическая компетентность: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Основные компетентности в естественных науках и технологиях: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Информационно-цифровая компетентность: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Умение учиться на протяжении жизни: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Инициативность и предприимчивость: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Социальная и гражданская компетентности: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Осведомленность и самовыражения в сфере культуры: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Экологическая грамотность и здоровая жизнь: Умения:
Отношение:
Учебные ресурсы:
|
||||||||||||
Задачи обучения: |
Все учащиеся смогут:
|
|||||||||||
Большинство учащихся будут уметь:
|
||||||||||||
Некоторые учащиеся смогут:
|
||||||||||||
Критерии успеха: |
Я знаю: виды топлива и их промышленное применение, формулу расчета количества теплоты при горении. Я понимаю: что при горении выделяется теплота; что количество теплоты при переходе от одного тела к другому сохраняется. Я применяю: полученные ЗУН при объяснении процесса горения топлива в жизненных ситуациях, в вопросах экологии. |
|||||||||||
Тип урока: |
Изучение нового материала. |
|||||||||||
Методы обучения: |
Частично-поисковый, исследовательский, наглядный, поисковый, взаимообмен информацией, словесный. |
|||||||||||
Методические приемы: |
Проведение эксперимента со свечей (постановка проблемы), самостоятельная работа, работа с источниками информации. |
|||||||||||
Оборудование: |
Постеры, стикеры, проектор, компьютер, презентация. Стакан, свеча, горелка, весы, вода, подвесной стаканчик для воды, термометр, гири, спиртовка со спиртом, спиртовка с керосином. |
|||||||||||
Технологии: |
ИКТ при изучении нового материала, проблемно-диалоговые. |
|||||||||||
Форма работы учащихся: |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
|||||||||||
Межпредмет-ные связи: |
Природознвство, география, химия, математика. |
|||||||||||
Языковая цель |
Учащиеся могут:
|
|||||||||||
Ключевые слова и фразы: количество теплоты, удельная теплота сгорания, виды топлива, внутренняя энергия тела. |
||||||||||||
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научный. |
||||||||||||
Вопросы для обсуждения:
|
||||||||||||
Можете ли Вы сказать почему …?
|
||||||||||||
Подсказки: учебник § 15, с. 72. |
||||||||||||
Учебник |
Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. Под редакцией В. Г. Барьяхтара, С. А. Довгого. Харьков: |
|||||||||||
Предыдущее обучение: |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередач в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. |
|||||||||||
Этапы урока: |
Время |
Планируемые действия |
Ресурсы |
Действия учащихся |
||||||||
I. Вводно-мотивацион-ный этап |
1 мин.
|
Олимп, пристанище Богов, Своею мощью поражает. Вздымаясь выше облаков, Покои Зевса охраняет. Дела людские, суета, С Олимпа их не замечают. Над Миром правит темнота, Лишь звёзды землю освещают… Однажды смелый Прометей С высот заоблачных спустился И стало в Мире вдруг светлей, Огнём с людьми он поделился. Но Зевс измены не простил, На Прометея гнев обрушил. Ему жестоко отомстил За то, что он запрет нарушил. Сковать цепями приказал, В горах навечно оставляя, И Птицу Чёрную послал, Летать к нему, в ночи терзая… Живёт в легендах Прометей, В потоке лет неисчезая, И дар его, в сердцах людей, Горит всю жизнь, не угасая… Александр Игнатов, 2012 г. |
Презентация. (Слайд 1-2)
|
Слушают. |
||||||||
II. Сообщение темы и целей урока
|
2 мин. |
Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню.
Давайте же с Вами сегодня выясним физический смысл сгорания топлива. И начнём с того, что обратимся к народной мудрости: «Горели дрова жарко - было в бане парко, дров не стало - и все пропало».
Какой физический смысл происшедщего? |
Презентация. (Слайд 3) Карточки-сорбонки
Презентация. (Слайд 4.1) |
Работают с карточками-сорбонками.
|
||||||||
IIІ. Повторение
|
2 мин. |
- Что называется внутренней энергией?
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
- Что называется количеством теплоты?
— Энергия может выделяться и поглощаться. Сегодня мы познакомимся с энергией, которая только выделяется.
— А приходилось ли вам задумываться, что такое топливо? Чем отличается одни вид топлива от другого? Какие требования необходимо предъявить к топливу?
— Как используется энергия, выделяющаяся при сгорании топлива? |
Презентация. (Слайд 4.2) Карточки-сорбонки
|
Работают с карточками-сорбонками и учебником.
|
||||||||
IV. Усвоение новых знаний |
15 мин. |
Нам часто требуется увеличить температуру какого-либо тела. Так, чтобы в комнате Топливо – сложное химическое вещество, которое способно гореть и выделять при этом тепло. В топливе содержится углерод. Не случайно, ископаемые виды горючего (нефть, уголь, газ, торф) называют углеводородами. Чем больше атомов углерода в молекуле вещества, тем топливо лучше. (Первое условие, которое необходимо для сгорания топлива)
—Давайте попытаемся выяснить, почему в результате сгорания топлива выделяется энергия? За счёт чего выделяется энергия? Для этого нужно вспомнить строение вещества. Все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки. Тогда почему вещества не распадаются на отдельные атомы, несмотря на то, что есть промежутки? Необходимо преодолеть силы притяжения то есть, совершить работу, а, значит, затратить энергию. При разделении молекулы на атомы, совершается работа по преодолению сил притяжения между атомами. Следовательно, затрачивается некоторая энергия. При соединении атомов в молекулу, наоборот, енергия будет выделяться. Использование топлива основано как раз на явлении выделения энергии при соединении атомов. Например: Рассмотрим химическую формулу реакции взаимодействия метана (который является основной составляющей природного газа) и кислорода. Она сопровождается выделением теплоты.
Итак, Горение – процесс соединения углерода с кислородом, при котором образуется углекислый газ и выделяется огромное количество теплоты.
— А что является обязательным условием горения? (Постановка проблемного вопроса)
— Наличие кислорода (О2).
Без доступа кислорода, воздуха горение невозможно. (Второе условие).
—Само же топливо необходимо поджечь и нагреть до определён-ной температуры. До температу-ры воспламенения. (Третье условие). Так, например, дерево воспламеняется при температуре около 270ºС, уголь – 350ºС, фосфор – 40 ºС.
Работа в группах. Прием «Проблемный эксперимент».
—Энергия, выделяющаяся при полном сгорании топлива называется теплотой сгорания топлива. При расчёте работы различных двигателей инженеру надо точно знать, какое количество теплоты может выделить сгораемое горючее, надолго ли хватит этого горючего при работе двигателя. Инженер проделывает опыты и находит, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива. При сгорании топлива энергия выделяется, поэтому разные виды топлива одинаковой массы m при полном сгорании выделяют разное количество теплоты. Физическая величина, показывающая какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива называется удельной теплотой сгорания топлива – q В учебнике на стр. 230 в таблице № 6 приведены значения удельной теплоты сгорания некоторых веществ. |
Презентация. (Слайд 4.3)
Презентация. (Слайд 4.4)
Видео-эксперимент. (Слайд 5)
Демонстрация эксперимента со свечей. (Стакан, свеча, горелка).
Спички появились сравнительно недавно, в 1855 году! (162 года).
Объяснение результатов эксперимента.
Запись формулы удельной теплоты сгорания топлива и количества теплоты сгорания топлива.
|
Составление опорного конспекта «Виды топлива».
Записи в тетради.
Просмотр демонстра-ции экспери-мента со свечей.
Выводы: обязатель-ные условия для горения. (Слайд 6)
Работают с инструк-цией по противопо-жарной безопаснос-ти. (Слайд 7)
Работа с учебником: § 15 (п.2), с. 73-74, рис. 15.5
Работа с учебником: § 15 (п.2), с. 75
Работа с таблицей № 6, с. 230 |
||||||||
V. Что может пригодиться в дальнейшей жизни |
5 мин. |
Человек использует топливо именно для того, чтобы потреблять выделяемую энергию. Говоря о сгорании топлива, нельзя не сказать о проблемах, которые встают перед человечест-вом в этой связи. О каких проблемах идет речь? Конечно же, о проблемах экологии, охраны окружающей среды.
Ежегодно при сгорании топлива в воздух попадают сотни миллионов тонн различных вредных веществ: сажа, оксиды углерода, азота, серы: Вы можете сказать, что углекислый газ полезен, потому что растения поглощают его из окружающей среды и в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Это действительно так. Но только в умеренных количествах. За последние 30 лет количество углекислого газа повысилось на 15–20%. В больших городах и вблизи крупных энергетических предприятий накапливается углекислый газ, порождающий парниковый эффект. К 2020 г. содержание углекислого газа должно еще удвоиться. Углекислый газ препятствует естественному охлаждению Земли, что приводит к повышению средней температуры на 2–3 °С. Это может привести к бурному таянию льдов и повышению уровня Мирового океана. Увеличение содержания углекислого газа губительно сказывается на всем живом, в том числе на человеке, вызывая различные болезни. К чему же ведёт интенсивное использование топлива? — Истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды. Какой же выход из этой ситуации? — Производить очистку воздуха, ставить фильтры. Беречь лес, увеличивать лесные массивы. Использовать альтернативные источники энергии.
Немного статистики: — 40 % энергии люди получают из нефти, 26 % — из угля, 24 % — из природного газа. — можно ли отапливать ... алюминием? В Швейцарии проводят эксперименты по использованию алюминиевого порошка в качестве топлива. Теплотворные свойства алюминия всего на 1/3 меньше, чем в нефти, но вполне могут конкурировать с углем. Порошок из алюминия сжигают в специальной установке, в струе воздуха, предварительно разогретом. При этом температура пламени достигает 2300 °С. — Не только горят: Уголь и нефть не только ценные виды топлива. Из угля получают более 200 полезных веществ, которые используют для производства лаков, мыла, пластмассы, красок. А из нефти изготавливают лекарства, клей, полиэтилен, жевательную резинку и даже... женские колготки. |
Карточки-сорбонки
|
Сообщения учащихся |
||||||||
VІ. Первичное применение новых знаний |
7 мин. |
упражнение № 15 (2);
|
Презентация. (Слайд 8) (Слайд 9) – тренажёр по формулам.
Технология «Делай как я, делай лучше меня» (Слайд 10) |
Учащиеся записывают решение задачи с доски.
Само-проверка решения задачи. |
||||||||
VІІI. Закрепление и применение новых знаний |
3 мин. |
|
Интерактивная игра. Презентация. (Слайд 11)
|
Дают устные ответы в награду получают стикеры «Молодец». |
||||||||
IХ. Подведение итогов урока |
5 мин. |
|
Презентация. (Слайд 12-15) Простой карандаш для взаимопроверки. |
Взаимо-проверка ответов одноклас-сников |
||||||||
Х. Рефлексия (конец урока) |
2 мин.
2 мин.
1 мин. |
На «1-6 баллов»: § 15 (п.1-2), Упр.15 (3). На «7-9 баллов»: + Упр. 15 (6, 7). На «10-12 баллов»: + подготовить сообщение на выбор «Пища – «топливо» для человека», «Топливно-энергетические ресурсы Украины», «Энергосбережение и охрана окружающей среды».
|
Фронтальный опрос.
Презентация. (Слайд 16)
Презентация. (Слайд 17)
Технология «Светофор». |
Устные ответы учащихся.
Выходя из класса, учашиеся оставляют соответст-вующую геометриче-скую фигуру. |
||||||||