Конспект урока по физике для 7 класса на тему "Плавание тел" (урок-исследование)

Про матеріал
Важливим засобом формування предметної та ключових компетентностей під час вивчення фізики є навчальний експеримент. Він формує в учнів експериментальні вміння й дослідницькі навички. Даний матеріал можна використовувати для проведення уроку з фізики в 7 класі.
Перегляд файлу

Условия плавания тел

Урок-исследование

Учитель физики

Коробочкинского учебно-

воспитательного комплекса

Чкаловского поселкового совета

Чугуевского района

Харьковской области

Заховаева Ирина Николаевна

Тема: Условия плавания тел

Цель:

- на основе опытов сформировать знания об условиях плавания тел в жидкости, формировать знания о соотношении плотности однородного тела и жидкости для установления условий плавания тел;

- развивать у учащихся готовность и стремление проводить эксперименты; навыки делать выводы по результатам экспериментальных заданий; инициативу; активность, речь школьников;

- активизировать самостоятельность мышления, коллективизм, навыки групповой работы, чувство взаимной ответственности.

Тип: урок-исследование.

Оборудование: сосуды с водой; маслом; набор однородных тел разной плотности; деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренной солью; пластилин; неоднородные тела.

Эпиграф.

Без сомнения, все наше знание начинается с «опыта»

Кант Иммануил

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые коллеги!

Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7-го класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи условий плавания тел. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):

Исходные факты

 

Гипотеза

 

Следствия

 

Эксперимент

 

Исходные факты

 

Все это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.

Не секрет, что предмет вашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению. Нам предстоит сегодня «переоткрыть» его. Итак, в путь?

«Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью», -советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету.

 

II. Работа с учащимися по теме.

1. Демонстрация (плавания тел).

Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая (архимедова) сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему?

2. Выдвижение гипотез.

(учащиеся предполагают, что это связано)

– с  ρ  жидкости и  ρ  вещества;

– с архимедовой силой;

с V тела;

– с  ρ  жидкости.

 

III. Экспериментальная работа.

Русский ученый М.В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

Каждая группа получает свое задание. На выполнение опытов отводится 10 минут. Внимательно изучите свои задания. Все результаты записывайте. Если у кого возникнут вопросы, поднимите руку.

1-ая: пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде, найти в таблице плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

 

Плотность жидкости

Плотность вещества

Поведение в жидкости

 

 

 

Оборудование: сосуд с водой; набор тел; гвоздь железный; фарфоровый ролик; кусочки свинца, алюминия; органического стекла; пенопласта; пробки; парафина (тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества).

2-ая: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового

кубиков одинаковых размеров; выяснить отличается ли глубина погружения деревянного кубика б жидкости разной плотности. Результат предоставить на рисунке.

Оборудование: 2 сосуда (с  водой и маслом); воде деревянный и пенопластовый кубики.

3-ья: сравнить архимедову силу, действующих на каждую из тел, с силой тяжести тела; сделайте выводы.

Оборудование: мензурка; динамометр, 2 пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

4-ая: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, лопатка, картофелина,

5-ая: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта

Оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.

 

Заканчиваем работу переходим к обсуждению результатов.

Отчет о выполненной работе предоставить по схеме:

  •              задание
  •              ход работы
  •              вывод.

(После экспериментальной проверки формируем вывод о плавании тел).

Итак, получили условия плавания тел. Значит условия плавания тел можно сформулировать 2 способами: для однородного тела – сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества и для неоднородного – сравнивая архимедову силу и силу тяжести тела.

 

Дома, уважаемые коллеги, попробуйте составить таблицу «Плавания тел».

IV. Закрепление.

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими и наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

1. Два разных тела мы берем,

И в жидкость их кладем.

И тут же всплывает одно.

Другое – вмиг идет на дно.

В чем тут дело, кто знает?

2. Почему животные, живущие в воде, не нуждаются в таком мощном скелете, как те, что живут на земле?

(Потому что их плотность почти равна плотности воды, в которой они живут, и сила тяжести почти полностью уравновешена выталкивающей силой.)

3. Почему плавает большой океанский лайнер, а маленький гвоздь тонет?

(Потому что лайнер погруженной частью вытесняет столько воды, что ее вес, который равен выталкивающей силы, полностью достаточный для выполнения условий плавания, а гвоздь вытесняет очень мало воды)

4. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

 

V. Коллеги, может кто-нибудь из Вас, сообщить нам интересные факты, касающиеся изучаемой темы? (сообщение о Мертвом море, о рыбах, крокодилах).

 

VІ. Домашнее задание.

Прочитать § 28, ответить на контрольные вопросы. Выполнить упр. 282 и 9. Подготовить сообщение о развитии судоходства и воздухоплавании (дополнительно).

Заключительное слово.

Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, и мы еще не раз прокричим подобно Архимеду: «Эврика!».

И давайте будем следовать слогам персидского поэта:

Науку все глубже постигнуть стремись.

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь, первых познаний блеснет тебе свет.

Узнаешь: предела для знания нет.

docx
Пов’язані теми
Фізика, 7 клас, Розробки уроків
Додано
21 лютого 2020
Переглядів
776
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку