Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными. Проблемы моего города"

Про матеріал

Даний урок буде цікавим для ознайомлення з соціальними та економічними проблемами міста Кривого Рогу як учням, так і вчителям. Підібран матеріал з теми "Сложноподчинённое предложение с придаточніми обстоятельственными", який надає можливість учням розвивати свій інтелект, а також громадську активність у вирішенні проблем міста.

Перегляд файлу

                                                         Учитель русского языка и зарубежной       1

                                                         литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

                                                         г. Кривого Рога Днепропетровской области 

                                                        Лысякова Тамара Николаевна, специалист

                                                        высшей категории, старший учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока:  Сложноподчинённое предложение с придаточными

                        обстоятельственными (времени, cравнительными)

                            «Проблемы моего города»

Цели:

Обучающие: углубить знания учащихся о сложноподчинённых

предложениях с придаточными обстоятельственными;

Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся по

расстановке знаков препинания в таких предложениях;

Воспитательные: - формировать целостное видение мира, закономерности

его развития;

- воспитывать у учащихся потребность беречь природу родного края, города, заботиться о сбережении природных ресурсов;

- осветить проблемы родного города;

- воспитывать толерантность и уважение друг к другу, активную общественную позицию, стремление решать социальные, экологические, нравственные проблемы города и  его жителей.

Оборудование: фотосушка «Мой город», буклеты «Город моими глазами»,

мультимедийная установка, презентация «Проблемы города Кривого Рога»

Тип урока: комбинированный урок развития речи с использованием

интерактивных технологий.

Словарь:   толерантность, альтернатива, гармония, гуманность,

                    наркомания, нравственность, экология, проблема                           

Тип: Формирование навыков и умений

                                                  План

Слово учителя:  Сегодня мы углубим представление о                                    2 

 Сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными, познакомимся и осветим проблемы нашего любимого города Кривого Рога,                                                                                                                  и, возможно, найдём коллективно некоторые пути их решения.

Слайд 1 Дома вы выполняли задания по этой теме, подбирали материал. Поделитесь с соседом по парте своей информацией, а для этого обменяйтесь тетрадями.

Проверьте работу соседа, напишите замечания, если они есть, или поощрение.

Мозговой -  Какие предложения называются сложноподчинёнными?

штурм:      - Как связываются части сложноподчинённого предложения?

-  Какие типы придаточных вы знаете?

-  Назовите виды придаточных обстоятельственных

- С помощью чего они могут присоединяться к главному предложению?                                                                                                             - Что вы знаете о придаточных времени и сравнительных?

- С помощью каких союзов и союзных слов они присоединяются к главному

   предложению?

Слово учителя  Изучение темы «Сложноподчинённые предложения» на  уроке не обходится для вас без проблем так же, как и в жизни вы не можете прожить и дня без решения каких –то проблем, только вам их доставляют окружающие вас люди, транспорт, экология, город. А может быть, мы сами виноваты во многих из них? Давайте разбираться.

Слайд 1 - Какие проблемы нашего города вам известны?

 (дети перечисляют ряд проблем, среди которых на первом месте стоят экологические, социальные и транспортные).                                                                                                                             

Слайд 2 - Раскрывая проблемы города Кривого Рога, и, в частности,

проблемы молодёжи, мы с вами одновременно выясним роль придаточных времени и сравнительных в контексте.

-  Найдите на слайде предложение с придаточным времени, запишите его в тетрадь. (На слайде предложение: Когда ты остаёшься наедине с собой, ты

чувствуешь себя никому не нужным, всеми забытым и заброшенным).          3

Слайд 3 - Найдите предложение с придаточным времени, спишите его.         Выделите грамматические основы и определите, чем придаточное присоединяется к главному (один ученик по просьбе учителя зачитывает его вслух: Ты остаёшься совсем один на огромном белом свете, когда рядом нет близких друзей, сверстников).

Спишите предложения с придаточным сравнительным, определите, чем оно присоединено к главному. (Один из учеников зачитывает: В нашем большом и красивом городе тебе часто бывает так же одиноко, как бывает и твоим сверстникам в других городах).

Слайд 4 - Дайте характеристику предложений с придаточным сравнительным по наличию в них простых

2) Проблема молодёжи нашего города, как и других мегаполисов, в том, что мы находим время лишь на короткие встречи, но его категорически  не хватает на душевное общение друг с другом.

3) И лишь изредка ты делаешь вынужденную остановку под хмурым небом мегаполиса, словно накрывающим тебя большим парашютом, пытающимся отъединить от мира людей.

Слайд 5 – Определите типы придаточных, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

 4)Только тогда когда в твоей жизни были пр..ятные м..нуты общения с близкими и друзьями ты вспоминаешь и бабушкины пирожки и советы

друзей и свою родину.

5) Память возвращает нас к тем м..ментам когда мы были счастливы в своём

родном доме своём городе, рядом с друзьями и бли..кими.

Слайд 6 Прочитайте предложения. Итак, решаются некоторые личностные проблемы простым путём ОБЩЕНИЯ

Предложения слайда: - Общение необходимо каждому человеку, особенно подростку, когда он чувствует одиночество.

- Ему нужно ощущать родственную душу рядом тогда, когда ему это

необходимо. Кого-то спасает от одиночества электронное общение в            4

 минуты, когда невозможно общаться с живым человеком.                                              

 Слайд 7 -Чему учит содержание 7 слайда? Выпишите из него предложение с  придаточным времени в средине.

Предложение слайда: Но даже  самые  красочные анимированные смайлы,  которые создал настоящий художник, не могут передать энергию горящих глаз собеседника.

Слайд 8  Итак, проблему одиночества можно решить… встретившись

с друзьями…

Предложение слайда: Тогда, когда тебе особенно плохо, нужно просто встретиться с родителями  или друзьями, поговорить с соседями, найти хобби, заняться социальными вопросами…

Слайд 9 О какой проблеме идёт речь? (Социальная проблема одна из них)

Учитель зачитывает стихотворение, представленное на слайде:

Тупой иглой терзая плоть, испытывая  иллюзорность мифа.

Душа в крови, блаженства боль. Нет я не сплю, а умираю тихо ...

Наркомания поражает детей, не ставших в жизни учеными, бизнесменами, политиками, творческими людьми.

Слайд 10  Прочесть предложение, дать характеристику. Какая проблема раскрывается? Предложение слайда: Употребление  алкоголя  увеличивает риск нанесения вреда здоровью других людей: травмы, насилие, убийства.

Слайд 11 Построить схему предложения на слайде: Какие проблемы                                                                                                                               

молодёжи нашего города?

Алкоголизм,  наркомания, пищевая, компьютерная зависимость,  зависимость от азартных  игр, - это  все  тяжелая  форма психического  расстройства.

Слайд 12 Город, в котором мы живём, один из крупнейших в Украине,

протяжённость его более ста тридцати километров.

Прочитайте текст. О какой проблеме идёт речь?  (экологической)

Слайд 13 Найдите и прочитайте сложноподчинённые предложения

На территории нашего города расположены десятки предприятий,                  5

Наиболее значимые из которых Южный ГОК, Ингулецкий ГОК,                                       Новокриворожский ГОК, Центральный ГОК, Северный ГОК, действующие шахты по добыче железной руды: Артем -1, Родина, Большевик, Октябрь, Гвардейская, Юбилейная, Орджоникидзе, Фрунзе…

Слайды 14,15 Прочитайте тексты слайдов и определите очередную

проблему нашего города:

Это наш город, большой мегаполис, но мы его  очень любим!

 Окна домов большими глазами глядят друг на друга,

Опоры бетонные электроузлами между собой связаны туго…

В развитии общества людей, конечно, большую роль играют

 (доска)  города. Процесс повышения роли городов в развитии общества

               называется…(урбанизация).

Слайды 16-21 Об этой проблеме пойдёт речь в стихотворении ученицы

Милы Пальцевой «Мегаполис», которое мы немного дополнили (Текст на слайдах).

Вывод:   Сегодня на уроке мы углубили представление о сложноподчинённых предложениях, осветили проблемы родного города,

решать которые предстоит не только взрослым, но и вам, школьникам.

Среди учащихся нашей школы есть лидеры, которые входят в состав                                                                                                                                        молодёжного комитета города, участвуют в молодёжных проектах, направленных как раз на решение многих проблем социального, экологического, экономического плана. Решать их, прежде всего, молодёжи, но без поддержки взрослых нам не обойтись.

    Вместе нам всё по плечу!

Д/З. Написать заметку в  школьную газету, используя материал урока и проявив своё творчество, на тему: «Что бы я хотел изменить в моём городе».

Сделать синтаксический разбор двух сложноподчинённых предложений. 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Ужиніна Юля Семенівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
30 грудня 2017
Переглядів
2414
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку