Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными. Проблемы моего города"

Про матеріал

Даний урок буде цікавим для ознайомлення з соціальними та економічними проблемами міста Кривого Рогу як учням, так і вчителям. Підібран матеріал з теми "Сложноподчинённое предложение с придаточніми обстоятельственными", який надає можливість учням розвивати свій інтелект, а також громадську активність у вирішенні проблем міста.

Перегляд файлу

                                                         Учитель русского языка и зарубежной       1

                                                         литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

                                                         г. Кривого Рога Днепропетровской области 

                                                        Лысякова Тамара Николаевна, специалист

                                                        высшей категории, старший учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока:  Сложноподчинённое предложение с придаточными

                        обстоятельственными (времени, cравнительными)

                            «Проблемы моего города»

Цели:

Обучающие: углубить знания учащихся о сложноподчинённых

предложениях с придаточными обстоятельственными;

Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся по

расстановке знаков препинания в таких предложениях;

Воспитательные: - формировать целостное видение мира, закономерности

его развития;

- воспитывать у учащихся потребность беречь природу родного края, города, заботиться о сбережении природных ресурсов;

- осветить проблемы родного города;

- воспитывать толерантность и уважение друг к другу, активную общественную позицию, стремление решать социальные, экологические, нравственные проблемы города и  его жителей.

Оборудование: фотосушка «Мой город», буклеты «Город моими глазами»,

мультимедийная установка, презентация «Проблемы города Кривого Рога»

Тип урока: комбинированный урок развития речи с использованием

интерактивных технологий.

Словарь:   толерантность, альтернатива, гармония, гуманность,

                    наркомания, нравственность, экология, проблема                           

Тип: Формирование навыков и умений

                                                  План

Слово учителя:  Сегодня мы углубим представление о                                    2 

 Сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными, познакомимся и осветим проблемы нашего любимого города Кривого Рога,                                                                                                                  и, возможно, найдём коллективно некоторые пути их решения.

Слайд 1 Дома вы выполняли задания по этой теме, подбирали материал. Поделитесь с соседом по парте своей информацией, а для этого обменяйтесь тетрадями.

Проверьте работу соседа, напишите замечания, если они есть, или поощрение.

Мозговой -  Какие предложения называются сложноподчинёнными?

штурм:      - Как связываются части сложноподчинённого предложения?

-  Какие типы придаточных вы знаете?

-  Назовите виды придаточных обстоятельственных

- С помощью чего они могут присоединяться к главному предложению?                                                                                                             - Что вы знаете о придаточных времени и сравнительных?

- С помощью каких союзов и союзных слов они присоединяются к главному

   предложению?

Слово учителя  Изучение темы «Сложноподчинённые предложения» на  уроке не обходится для вас без проблем так же, как и в жизни вы не можете прожить и дня без решения каких –то проблем, только вам их доставляют окружающие вас люди, транспорт, экология, город. А может быть, мы сами виноваты во многих из них? Давайте разбираться.

Слайд 1 - Какие проблемы нашего города вам известны?

 (дети перечисляют ряд проблем, среди которых на первом месте стоят экологические, социальные и транспортные).                                                                                                                             

Слайд 2 - Раскрывая проблемы города Кривого Рога, и, в частности,

проблемы молодёжи, мы с вами одновременно выясним роль придаточных времени и сравнительных в контексте.

-  Найдите на слайде предложение с придаточным времени, запишите его в тетрадь. (На слайде предложение: Когда ты остаёшься наедине с собой, ты

чувствуешь себя никому не нужным, всеми забытым и заброшенным).          3

Слайд 3 - Найдите предложение с придаточным времени, спишите его.         Выделите грамматические основы и определите, чем придаточное присоединяется к главному (один ученик по просьбе учителя зачитывает его вслух: Ты остаёшься совсем один на огромном белом свете, когда рядом нет близких друзей, сверстников).

Спишите предложения с придаточным сравнительным, определите, чем оно присоединено к главному. (Один из учеников зачитывает: В нашем большом и красивом городе тебе часто бывает так же одиноко, как бывает и твоим сверстникам в других городах).

Слайд 4 - Дайте характеристику предложений с придаточным сравнительным по наличию в них простых

2) Проблема молодёжи нашего города, как и других мегаполисов, в том, что мы находим время лишь на короткие встречи, но его категорически  не хватает на душевное общение друг с другом.

3) И лишь изредка ты делаешь вынужденную остановку под хмурым небом мегаполиса, словно накрывающим тебя большим парашютом, пытающимся отъединить от мира людей.

Слайд 5 – Определите типы придаточных, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

 4)Только тогда когда в твоей жизни были пр..ятные м..нуты общения с близкими и друзьями ты вспоминаешь и бабушкины пирожки и советы

друзей и свою родину.

5) Память возвращает нас к тем м..ментам когда мы были счастливы в своём

родном доме своём городе, рядом с друзьями и бли..кими.

Слайд 6 Прочитайте предложения. Итак, решаются некоторые личностные проблемы простым путём ОБЩЕНИЯ

Предложения слайда: - Общение необходимо каждому человеку, особенно подростку, когда он чувствует одиночество.

- Ему нужно ощущать родственную душу рядом тогда, когда ему это

необходимо. Кого-то спасает от одиночества электронное общение в            4

 минуты, когда невозможно общаться с живым человеком.                                              

 Слайд 7 -Чему учит содержание 7 слайда? Выпишите из него предложение с  придаточным времени в средине.

Предложение слайда: Но даже  самые  красочные анимированные смайлы,  которые создал настоящий художник, не могут передать энергию горящих глаз собеседника.

Слайд 8  Итак, проблему одиночества можно решить… встретившись

с друзьями…

Предложение слайда: Тогда, когда тебе особенно плохо, нужно просто встретиться с родителями  или друзьями, поговорить с соседями, найти хобби, заняться социальными вопросами…

Слайд 9 О какой проблеме идёт речь? (Социальная проблема одна из них)

Учитель зачитывает стихотворение, представленное на слайде:

Тупой иглой терзая плоть, испытывая  иллюзорность мифа.

Душа в крови, блаженства боль. Нет я не сплю, а умираю тихо ...

Наркомания поражает детей, не ставших в жизни учеными, бизнесменами, политиками, творческими людьми.

Слайд 10  Прочесть предложение, дать характеристику. Какая проблема раскрывается? Предложение слайда: Употребление  алкоголя  увеличивает риск нанесения вреда здоровью других людей: травмы, насилие, убийства.

Слайд 11 Построить схему предложения на слайде: Какие проблемы                                                                                                                               

молодёжи нашего города?

Алкоголизм,  наркомания, пищевая, компьютерная зависимость,  зависимость от азартных  игр, - это  все  тяжелая  форма психического  расстройства.

Слайд 12 Город, в котором мы живём, один из крупнейших в Украине,

протяжённость его более ста тридцати километров.

Прочитайте текст. О какой проблеме идёт речь?  (экологической)

Слайд 13 Найдите и прочитайте сложноподчинённые предложения

На территории нашего города расположены десятки предприятий,                  5

Наиболее значимые из которых Южный ГОК, Ингулецкий ГОК,                                       Новокриворожский ГОК, Центральный ГОК, Северный ГОК, действующие шахты по добыче железной руды: Артем -1, Родина, Большевик, Октябрь, Гвардейская, Юбилейная, Орджоникидзе, Фрунзе…

Слайды 14,15 Прочитайте тексты слайдов и определите очередную

проблему нашего города:

Это наш город, большой мегаполис, но мы его  очень любим!

 Окна домов большими глазами глядят друг на друга,

Опоры бетонные электроузлами между собой связаны туго…

В развитии общества людей, конечно, большую роль играют

 (доска)  города. Процесс повышения роли городов в развитии общества

               называется…(урбанизация).

Слайды 16-21 Об этой проблеме пойдёт речь в стихотворении ученицы

Милы Пальцевой «Мегаполис», которое мы немного дополнили (Текст на слайдах).

Вывод:   Сегодня на уроке мы углубили представление о сложноподчинённых предложениях, осветили проблемы родного города,

решать которые предстоит не только взрослым, но и вам, школьникам.

Среди учащихся нашей школы есть лидеры, которые входят в состав                                                                                                                                        молодёжного комитета города, участвуют в молодёжных проектах, направленных как раз на решение многих проблем социального, экологического, экономического плана. Решать их, прежде всего, молодёжи, но без поддержки взрослых нам не обойтись.

    Вместе нам всё по плечу!

Д/З. Написать заметку в  школьную газету, используя материал урока и проявив своё творчество, на тему: «Что бы я хотел изменить в моём городе».

Сделать синтаксический разбор двух сложноподчинённых предложений. 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
doc
Додано
30 грудня 2017
Переглядів
187
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку