Даний урок буде цікавим для ознайомлення з соціальними та економічними проблемами міста Кривого Рогу як учням, так і вчителям. Підібран матеріал з теми "Сложноподчинённое предложение с придаточніми обстоятельственными", який надає можливість учням розвивати свій інтелект, а також громадську активність у вирішенні проблем міста.
Учитель русского языка и зарубежной 1
литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99
г. Кривого Рога Днепропетровской области
Лысякова Тамара Николаевна, специалист
высшей категории, старший учитель
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточными
обстоятельственными (времени, cравнительными)
«Проблемы моего города»
Цели:
Обучающие: углубить знания учащихся о сложноподчинённых
предложениях с придаточными обстоятельственными;
Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся по
расстановке знаков препинания в таких предложениях;
Воспитательные: - формировать целостное видение мира, закономерности
его развития;
- воспитывать у учащихся потребность беречь природу родного края, города, заботиться о сбережении природных ресурсов;
- осветить проблемы родного города;
- воспитывать толерантность и уважение друг к другу, активную общественную позицию, стремление решать социальные, экологические, нравственные проблемы города и его жителей.
Оборудование: фотосушка «Мой город», буклеты «Город моими глазами»,
мультимедийная установка, презентация «Проблемы города Кривого Рога»
Тип урока: комбинированный урок развития речи с использованием
интерактивных технологий.
Словарь: толерантность, альтернатива, гармония, гуманность,
наркомания, нравственность, экология, проблема
Тип: Формирование навыков и умений
План
Слово учителя: Сегодня мы углубим представление о 2
Сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными, познакомимся и осветим проблемы нашего любимого города Кривого Рога, и, возможно, найдём коллективно некоторые пути их решения.
Слайд 1 Дома вы выполняли задания по этой теме, подбирали материал. Поделитесь с соседом по парте своей информацией, а для этого обменяйтесь тетрадями.
Проверьте работу соседа, напишите замечания, если они есть, или поощрение.
Мозговой - Какие предложения называются сложноподчинёнными?
штурм: - Как связываются части сложноподчинённого предложения?
- Какие типы придаточных вы знаете?
- Назовите виды придаточных обстоятельственных
- С помощью чего они могут присоединяться к главному предложению? - Что вы знаете о придаточных времени и сравнительных?
- С помощью каких союзов и союзных слов они присоединяются к главному
предложению?
Слово учителя Изучение темы «Сложноподчинённые предложения» на уроке не обходится для вас без проблем так же, как и в жизни вы не можете прожить и дня без решения каких –то проблем, только вам их доставляют окружающие вас люди, транспорт, экология, город. А может быть, мы сами виноваты во многих из них? Давайте разбираться.
Слайд 1 - Какие проблемы нашего города вам известны?
(дети перечисляют ряд проблем, среди которых на первом месте стоят экологические, социальные и транспортные).
Слайд 2 - Раскрывая проблемы города Кривого Рога, и, в частности,
проблемы молодёжи, мы с вами одновременно выясним роль придаточных времени и сравнительных в контексте.
- Найдите на слайде предложение с придаточным времени, запишите его в тетрадь. (На слайде предложение: Когда ты остаёшься наедине с собой, ты
чувствуешь себя никому не нужным, всеми забытым и заброшенным). 3
Слайд 3 - Найдите предложение с придаточным времени, спишите его. Выделите грамматические основы и определите, чем придаточное присоединяется к главному (один ученик по просьбе учителя зачитывает его вслух: Ты остаёшься совсем один на огромном белом свете, когда рядом нет близких друзей, сверстников).
Спишите предложения с придаточным сравнительным, определите, чем оно присоединено к главному. (Один из учеников зачитывает: В нашем большом и красивом городе тебе часто бывает так же одиноко, как бывает и твоим сверстникам в других городах).
Слайд 4 - Дайте характеристику предложений с придаточным сравнительным по наличию в них простых
2) Проблема молодёжи нашего города, как и других мегаполисов, в том, что мы находим время лишь на короткие встречи, но его категорически не хватает на душевное общение друг с другом.
3) И лишь изредка ты делаешь вынужденную остановку под хмурым небом мегаполиса, словно накрывающим тебя большим парашютом, пытающимся отъединить от мира людей.
Слайд 5 – Определите типы придаточных, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
4)Только тогда когда в твоей жизни были пр..ятные м..нуты общения с близкими и друзьями ты вспоминаешь и бабушкины пирожки и советы
друзей и свою родину.
5) Память возвращает нас к тем м..ментам когда мы были счастливы в своём
родном доме своём городе, рядом с друзьями и бли..кими.
Слайд 6 Прочитайте предложения. Итак, решаются некоторые личностные проблемы простым путём ОБЩЕНИЯ
Предложения слайда: - Общение необходимо каждому человеку, особенно подростку, когда он чувствует одиночество.
- Ему нужно ощущать родственную душу рядом тогда, когда ему это
необходимо. Кого-то спасает от одиночества электронное общение в 4
минуты, когда невозможно общаться с живым человеком.
Слайд 7 -Чему учит содержание 7 слайда? Выпишите из него предложение с придаточным времени в средине.
Предложение слайда: Но даже самые красочные анимированные смайлы, которые создал настоящий художник, не могут передать энергию горящих глаз собеседника.
Слайд 8 Итак, проблему одиночества можно решить… встретившись
с друзьями…
Предложение слайда: Тогда, когда тебе особенно плохо, нужно просто встретиться с родителями или друзьями, поговорить с соседями, найти хобби, заняться социальными вопросами…
Слайд 9 О какой проблеме идёт речь? (Социальная проблема одна из них)
Учитель зачитывает стихотворение, представленное на слайде:
Тупой иглой терзая плоть, испытывая иллюзорность мифа.
Душа в крови, блаженства боль. Нет я не сплю, а умираю тихо ...
Наркомания поражает детей, не ставших в жизни учеными, бизнесменами, политиками, творческими людьми.
Слайд 10 Прочесть предложение, дать характеристику. Какая проблема раскрывается? Предложение слайда: Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда здоровью других людей: травмы, насилие, убийства.
Слайд 11 Построить схему предложения на слайде: Какие проблемы
молодёжи нашего города?
Алкоголизм, наркомания, пищевая, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр, - это все тяжелая форма психического расстройства.
Слайд 12 Город, в котором мы живём, один из крупнейших в Украине,
протяжённость его более ста тридцати километров.
Прочитайте текст. О какой проблеме идёт речь? (экологической)
Слайд 13 Найдите и прочитайте сложноподчинённые предложения
На территории нашего города расположены десятки предприятий, 5
Наиболее значимые из которых Южный ГОК, Ингулецкий ГОК, Новокриворожский ГОК, Центральный ГОК, Северный ГОК, действующие шахты по добыче железной руды: Артем -1, Родина, Большевик, Октябрь, Гвардейская, Юбилейная, Орджоникидзе, Фрунзе…
Слайды 14,15 Прочитайте тексты слайдов и определите очередную
проблему нашего города:
Это наш город, большой мегаполис, но мы его очень любим!
Окна домов большими глазами глядят друг на друга,
Опоры бетонные электроузлами между собой связаны туго…
В развитии общества людей, конечно, большую роль играют
(доска) города. Процесс повышения роли городов в развитии общества
называется…(урбанизация).
Слайды 16-21 Об этой проблеме пойдёт речь в стихотворении ученицы
Милы Пальцевой «Мегаполис», которое мы немного дополнили (Текст на слайдах).
Вывод: Сегодня на уроке мы углубили представление о сложноподчинённых предложениях, осветили проблемы родного города,
решать которые предстоит не только взрослым, но и вам, школьникам.
Среди учащихся нашей школы есть лидеры, которые входят в состав молодёжного комитета города, участвуют в молодёжных проектах, направленных как раз на решение многих проблем социального, экологического, экономического плана. Решать их, прежде всего, молодёжи, но без поддержки взрослых нам не обойтись.
Вместе нам всё по плечу!
Д/З. Написать заметку в школьную газету, используя материал урока и проявив своё творчество, на тему: «Что бы я хотел изменить в моём городе».
Сделать синтаксический разбор двух сложноподчинённых предложений.