Зберігаємо спокій. Віримо в ЗСУ. Разом до перемоги! 🇺🇦

Методичні рекомендації "Система самоврядування в класному колективі"

Про матеріал

Самоврядування - необхідна складова частина навчально-виховної діяльності навчального закладу. Реалізуючи технологію особистісно-орієнтованого навчання, кожен вчитель з будь-якого предмету, будучи класним керівником, виконує і функції вихователя високоморальної, духовно багатої, цілеспрямованої особистості. Тому що поряд з придбанням знань з різних навчальних дисциплін, учням необхідно навчитися бути соціально значущою особистістюв колективі, стати самостійним, поступово визначити для себе життєві цілі й установки, виконуючи громадську роботу, тобто яке-небудь доручення. Запропонована система самоврядування пройшла апробацію і успішно діє у середній і старшій ланці.

Перегляд файлу

Специализированная 1-3 ступеней школа №40 им. Мисько Е.М. г.Мариуполя

 

 

Роль классного руководителя в развитии социально адаптированной личности через формирование общечеловеческих ценностей

 

Система самоуправления в среднем и старшем звене школы

 

                                                                                                Васичкина Наталия Петровна

 

      Самоуправление -  необходимая составляющая часть  в учебно-воспитательной деятельности учебного заведения. Реализуя технологию личностно-ориентированного обучения, каждый учитель по любому предмету, будучи классным руководителем, выполняет и функции воспитателя высоконравственной, духовно богатой, целеустремленной личности. Потому что наряду с приобретением знаний по различным учебным дисциплинам, учащимся необходимо научиться быть социально значимым в коллективе, стать самостоятельным, постепенно определить для себя жизненные цели и установки, выполняя  общественную работу, то есть какое-либо поручения.

      Руководствуясь этими принципами, постепенно я воплощала в жизнь идею школьного самоуправления в тех классах среднего звена, где была классным руководителем.  Пятиклассникам  предлагались самые простые, доступные поручения, в седьмом классе  общественная работа усложнялась. Замечая  заинтересованность детей, стремление быть полезными, самостоятельными, я стала уделять большее внимание развитию самоуправления: подбирала литературу по данному вопросу, подытоживала результаты работы в конкретном классе, сравнивала уровень самоуправленческой деятельности в разных  возрастных категориях. 

      С учетом наиболее значимых  поручений для еженедельного, ежемесячного, ежегодного  результативного функционирования классного коллектива я разработала  определенную систему самоуправления, которая успешно  действует в моих классах уже несколько лет.

      Идею  парламентной  системы  и название самоуправленческой системы предложили учащиеся. Так и возник наш четырехпалатный парламентаризм со спикером во главе в духе современных веяний.

      Самым важным результатом  моей воспитательной работы с классом в плане развития самоуправления является постепенное формирование сплоченного, дружного коллектива, который может организованно решать все школьные проблемы, участвовать во всех  мероприятиях, быть самостоятельными, ответственными, развивать в себе чувство справедливости,  долга  и   других нравственных качеств. 

      В  результате кропотливого выполнения определенных заданий, разрешения проблем, проведения дискуссий, отстаивания своих личных мнений, родилась и идея возникновения  «Морального кодекса», где нашли отражение общечеловеческие ценности, сформированные самими же учащимися. Я считаю, что именно  самоуправленческая деятельность  в коллективе приводит к самовоспитанию и сознательности  каждого ученика.

     Конечно, есть определенные проблемы, которые возникают на различных этапах внедрения системы самоуправления. Это и проблема выбора учащимся определенного поручения, и неумение справиться с заданиями, если  не рассчитали своих сил, и отказ от более трудного поручения, и не всегда ответственное отношение всех детей к коллективному делу.

      Но, я считаю, эти проблемы  разрешимы, если  классный руководитель ориентируется на личность, целенаправленно подходит  к формированию коллектива, развивает  концепцию  личностно - деятельностного отношения к учебно - воспитательному процессу.  И тогда десяти-пятнадцатилетние  подростки становятся первыми  помощниками своих учителей и родителей, при этом  самообразовываясь и самореализовываясь.

 

 

 

 

 

Система самоуправления в_______классе

 

Парламентаризм  (четырёхпалатная система)

 

Парламентаризм - государственная система с парламентом во главе.

Парламент - высшее государственное законадательное собрание.

Парламентёр - член парламента.

Спикер - председатель парламента.

Палата - составная часть парламента.

 

Спикер парламента (информация)_____________________________________

 

I палата. Организационный сектор

Спикер палаты (организация)________________________________       

   1.Дисциплина, посещаемость_________________________________________

   2.Питание__________________________________________________________

   3.ОБЖ_____________________________________________________________

   4.Компьютерное обеспечение__________________________________________

 

II палата. Учебный сектор

Спикер палаты (учёба)_______________________________________   

   1.Успеваемость_____________________________________________________                     

   2.Классные заседания________________________________________________ 

   3.Библиотека_______________________________________________________

   4.Документация_____________________________________________________

 

III палата. Трудовой сектор

Спикер палаты (труд)________________________________________

   1. Дежурство по классу______________________________________________

   2. Дежурство по школе______________________________________________

   3. Макулатура______________________________________________________

   4. Субботники, ремонты_____________________________________________

 

IV палата. Культмассовый сектор

Спикер палаты (мероприятия)__________________________________

   1.Редколлегия______________________________________________________

   2.Фотокорреспонденция______________________________________________

   3.Праздники________________________________________________________

   4. Досуг(спорт, походы, экскурсии)_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель_________________________

 

 

 

 

 

 

 

Устав парламента

 

утверждён_________ на общем собрании парламентёров ______класса

 

 

 

I Структура парламента

1. Парламент_______класса - исполнительный орган ученического парламентаризма (самоуправления) с четырёхпалатной системой.

2. Состав: спикер парламента, спикеры палат, парламентёры.

3. Структура: 1палата (организационный сектор)

                        2палата (учебный сектор)    

                        3палата (трудовой сектор)

                        4палата (культмассовый сектор).

II Формы работы

1. Общее собрание утверждает планы работ, проводит выборы в парламент, обсуждает отчёты о проделанной работе, проводится 4 раза в год.

2. Классные заседания рассматривают текущие вопросы учебно-воспитательного процесса, проводятся 1 раз в неделю.

III Организация работы

1. Спикер парламента выполняет основную информационную функцию, ведёт общий контроль за исполнением поручений, отчитывается классному руководителю, получает задания для спикеров палат, входит в состав общешкольных структур.

2.Спикеры палат(секторов) осуществляют распределение поручений, ведут контроль за их выполнением, принимают решения по текущим вопросам, отвечают за определённый фонд работы в своём секторе, отчитываются спикеру парламента.

3.Парламентёры выполняют определённые функции по своему отдельному поручению, принимают участие во всех классных и школьных мероприятиях, отчитываются спикеру своей палаты.

( См. Приложение по функциям каждого сектора).

IV Выборы и исключение из парламента

1.Спикеры и парламентарии избираются на общем собрании в начале учебного года общим открытым голосованием большинством голосов на альтернативной основе.

2.В случае невыполнения обязанностей и общих правил спикеры и парламентёры переизбираются в течение недели после исключения из состава парламента.

V Взаимодействие с педагогическим коллективом

1. Выборы в парламент осуществляются под руководством классного руководителя.

2. Классный руководитель консультирует, советует, определяет фонд работы при организации и проведении мероприятий, контролирует выполнение поручений и корректирует общие предложения и решения парламента.

3. В случае необходимости организуется комиссия учителей-консультантов под руководством администрации школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к Уставу парламента

 

Функции парламентариев (по секторам):

 

I палата   Организационный сектор:

1. Дисциплина, посещаемость - дисциплина и порядок на уроках и переменах, отметка недисциплинированных уч-ся, учёт замечаний учителей, меры по устранению замечаний, беседы по культуре поведения; журнал посещаемости и дневник поведения, отметка отсутствующих в  учительской, сбор справок уч-ся.

 2. Питание  - график дежурства в столовой, проверка качества дежурства; учёт количества уч-ся и порций, ведение журнала оплаты.

 3. ОБЖ – сан-пост школы; проверка дежурства, санитарного состояния кабинетов и внешнего вида уч-ся;   культура поведения в столовой, раздевалке, подбор материалов, проведение бесед по ОБЖ, аптечка в классе.

4. Компьютерное обеспечение – обработка материалов на компьютере, поиск информации в Интернете, набор и распечатка необходимых текстов, запись на диски.

II палата   Учебный сектор:

1. Успеваемость - организация учебного процесса( расписание, кабинеты); мониторинг успеваемости в течение недели, месяца, четверти, семестра, года,  отметка оценок на листках учёта, интерактивные конкурсы, зарядка. спортивные мероприятия.

 2. Библиотека - получение, сдача; сотрудничество с библиотекарем, обзор новинок литературы и прессы; проверка наличия и состояния учебников.

 3. Классные заседания - организация и проведение классных часов и заседаний; учебные мероприятия (конкурсы, олимпиады и  др.).

4. Документация – организация проверки дневников, внешнего состояния тетрадей, принадлежностей, помощь в оформлении личных дел, журналов.

III палата   Трудовой сектор:

1. Дежурство по классу- организация уборки кабинетов на переменах и после уроков; график дежурства;  генеральные уборки закреплённого кабинета, уход за цветами.

2. Дежурство по школе- посты дежурства и обеспечение повязками; контроль за дежурными и общей дисциплиной в школе; ведение журнала дежурства, отметка о санитарном состоянии школы, устранение    замечаний и происшествий.

 3. Макулатура - график сбора на учебный год;  организация сдачи, отметка количества по каждому уч-ся.

 4. Субботники-ремонты  - организация субботников, чистых четвергов;  обеспечение инвентарём и его сохранность;   мелкий текущий ремонт в кабинетах.

IV  палата  Культмассовый сектор:

 1. Редколлегия   - оформление кабинета в учебное время и на внеклассных мероприятиях;    стенгазеты, выставки.

2. Фотокорреспонденция   - пресс-информация о работе класса и школы в течение учебного года (сообщения, заметки);  фото-сессии в учебное время, на праздниках, экскурсиях, в походах;   ведение фотоальбома.

3. Праздники   - организация и проведение внеклассных мероприятий, праздников;                        разработка сценариев, поздравление именинников, ветерана.

4. Досуг   - организация  спортивных мероприятий, экскурсий,  походов на природу, в театр,  на выставки и др.                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Визитка палаты_______________________________(сектор)

 

 

  1. Состав (Ф.И.О., дата рождения, личный телефон):

 

Ф.И.О.

Дата рожд.

Личный телефон

Поручение

в секторе

Дополнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Атрибутика:

 

  • Флаг

 

 

  • Герб

 

 

  • Гимн

 

 

 

  • Кодекс

 

 

  1. Презентация:

Форма______________________________________________________________________

Название____________________________________________________________________

Дата________________________________________________________________________

Примечание_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

 

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
563
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку