Самоврядування - необхідна складова частина навчально-виховної діяльності навчального закладу. Реалізуючи технологію особистісно-орієнтованого навчання, кожен вчитель з будь-якого предмету, будучи класним керівником, виконує і функції вихователя високоморальної, духовно багатої, цілеспрямованої особистості. Тому що поряд з придбанням знань з різних навчальних дисциплін, учням необхідно навчитися бути соціально значущою особистістюв колективі, стати самостійним, поступово визначити для себе життєві цілі й установки, виконуючи громадську роботу, тобто яке-небудь доручення. Запропонована система самоврядування пройшла апробацію і успішно діє у середній і старшій ланці.
Специализированная 1-3 ступеней школа №40 им. Мисько Е.М. г.Мариуполя
Роль классного руководителя в развитии социально адаптированной личности через формирование общечеловеческих ценностей
Система самоуправления в среднем и старшем звене школы
Васичкина Наталия Петровна
Самоуправление - необходимая составляющая часть в учебно-воспитательной деятельности учебного заведения. Реализуя технологию личностно-ориентированного обучения, каждый учитель по любому предмету, будучи классным руководителем, выполняет и функции воспитателя высоконравственной, духовно богатой, целеустремленной личности. Потому что наряду с приобретением знаний по различным учебным дисциплинам, учащимся необходимо научиться быть социально значимым в коллективе, стать самостоятельным, постепенно определить для себя жизненные цели и установки, выполняя общественную работу, то есть какое-либо поручения.
Руководствуясь этими принципами, постепенно я воплощала в жизнь идею школьного самоуправления в тех классах среднего звена, где была классным руководителем. Пятиклассникам предлагались самые простые, доступные поручения, в седьмом классе общественная работа усложнялась. Замечая заинтересованность детей, стремление быть полезными, самостоятельными, я стала уделять большее внимание развитию самоуправления: подбирала литературу по данному вопросу, подытоживала результаты работы в конкретном классе, сравнивала уровень самоуправленческой деятельности в разных возрастных категориях.
С учетом наиболее значимых поручений для еженедельного, ежемесячного, ежегодного результативного функционирования классного коллектива я разработала определенную систему самоуправления, которая успешно действует в моих классах уже несколько лет.
Идею парламентной системы и название самоуправленческой системы предложили учащиеся. Так и возник наш четырехпалатный парламентаризм со спикером во главе в духе современных веяний.
Самым важным результатом моей воспитательной работы с классом в плане развития самоуправления является постепенное формирование сплоченного, дружного коллектива, который может организованно решать все школьные проблемы, участвовать во всех мероприятиях, быть самостоятельными, ответственными, развивать в себе чувство справедливости, долга и других нравственных качеств.
В результате кропотливого выполнения определенных заданий, разрешения проблем, проведения дискуссий, отстаивания своих личных мнений, родилась и идея возникновения «Морального кодекса», где нашли отражение общечеловеческие ценности, сформированные самими же учащимися. Я считаю, что именно самоуправленческая деятельность в коллективе приводит к самовоспитанию и сознательности каждого ученика.
Конечно, есть определенные проблемы, которые возникают на различных этапах внедрения системы самоуправления. Это и проблема выбора учащимся определенного поручения, и неумение справиться с заданиями, если не рассчитали своих сил, и отказ от более трудного поручения, и не всегда ответственное отношение всех детей к коллективному делу.
Но, я считаю, эти проблемы разрешимы, если классный руководитель ориентируется на личность, целенаправленно подходит к формированию коллектива, развивает концепцию личностно - деятельностного отношения к учебно - воспитательному процессу. И тогда десяти-пятнадцатилетние подростки становятся первыми помощниками своих учителей и родителей, при этом самообразовываясь и самореализовываясь.
Система самоуправления в_______классе
Парламентаризм (четырёхпалатная система)
Парламентаризм - государственная система с парламентом во главе.
Парламент - высшее государственное законадательное собрание.
Парламентёр - член парламента.
Спикер - председатель парламента.
Палата - составная часть парламента.
Спикер парламента (информация)_____________________________________
I палата. Организационный сектор
Спикер палаты (организация)________________________________
1.Дисциплина, посещаемость_________________________________________
2.Питание__________________________________________________________
3.ОБЖ_____________________________________________________________
4.Компьютерное обеспечение__________________________________________
II палата. Учебный сектор
Спикер палаты (учёба)_______________________________________
1.Успеваемость_____________________________________________________
2.Классные заседания________________________________________________
3.Библиотека_______________________________________________________
4.Документация_____________________________________________________
III палата. Трудовой сектор
Спикер палаты (труд)________________________________________
1. Дежурство по классу______________________________________________
2. Дежурство по школе______________________________________________
3. Макулатура______________________________________________________
4. Субботники, ремонты_____________________________________________
IV палата. Культмассовый сектор
Спикер палаты (мероприятия)__________________________________
1.Редколлегия______________________________________________________
2.Фотокорреспонденция______________________________________________
3.Праздники________________________________________________________
4. Досуг(спорт, походы, экскурсии)_____________________________________
Классный руководитель_________________________
Устав парламента
утверждён_________ на общем собрании парламентёров ______класса
I Структура парламента
1. Парламент_______класса - исполнительный орган ученического парламентаризма (самоуправления) с четырёхпалатной системой.
2. Состав: спикер парламента, спикеры палат, парламентёры.
3. Структура: 1палата (организационный сектор)
2палата (учебный сектор)
3палата (трудовой сектор)
4палата (культмассовый сектор).
II Формы работы
1. Общее собрание утверждает планы работ, проводит выборы в парламент, обсуждает отчёты о проделанной работе, проводится 4 раза в год.
2. Классные заседания рассматривают текущие вопросы учебно-воспитательного процесса, проводятся 1 раз в неделю.
III Организация работы
1. Спикер парламента выполняет основную информационную функцию, ведёт общий контроль за исполнением поручений, отчитывается классному руководителю, получает задания для спикеров палат, входит в состав общешкольных структур.
2.Спикеры палат(секторов) осуществляют распределение поручений, ведут контроль за их выполнением, принимают решения по текущим вопросам, отвечают за определённый фонд работы в своём секторе, отчитываются спикеру парламента.
3.Парламентёры выполняют определённые функции по своему отдельному поручению, принимают участие во всех классных и школьных мероприятиях, отчитываются спикеру своей палаты.
( См. Приложение по функциям каждого сектора).
IV Выборы и исключение из парламента
1.Спикеры и парламентарии избираются на общем собрании в начале учебного года общим открытым голосованием большинством голосов на альтернативной основе.
2.В случае невыполнения обязанностей и общих правил спикеры и парламентёры переизбираются в течение недели после исключения из состава парламента.
V Взаимодействие с педагогическим коллективом
1. Выборы в парламент осуществляются под руководством классного руководителя.
2. Классный руководитель консультирует, советует, определяет фонд работы при организации и проведении мероприятий, контролирует выполнение поручений и корректирует общие предложения и решения парламента.
3. В случае необходимости организуется комиссия учителей-консультантов под руководством администрации школы
Приложение к Уставу парламента
Функции парламентариев (по секторам):
I палата Организационный сектор:
1. Дисциплина, посещаемость - дисциплина и порядок на уроках и переменах, отметка недисциплинированных уч-ся, учёт замечаний учителей, меры по устранению замечаний, беседы по культуре поведения; журнал посещаемости и дневник поведения, отметка отсутствующих в учительской, сбор справок уч-ся.
2. Питание - график дежурства в столовой, проверка качества дежурства; учёт количества уч-ся и порций, ведение журнала оплаты.
3. ОБЖ – сан-пост школы; проверка дежурства, санитарного состояния кабинетов и внешнего вида уч-ся; культура поведения в столовой, раздевалке, подбор материалов, проведение бесед по ОБЖ, аптечка в классе.
4. Компьютерное обеспечение – обработка материалов на компьютере, поиск информации в Интернете, набор и распечатка необходимых текстов, запись на диски.
II палата Учебный сектор:
1. Успеваемость - организация учебного процесса( расписание, кабинеты); мониторинг успеваемости в течение недели, месяца, четверти, семестра, года, отметка оценок на листках учёта, интерактивные конкурсы, зарядка. спортивные мероприятия.
2. Библиотека - получение, сдача; сотрудничество с библиотекарем, обзор новинок литературы и прессы; проверка наличия и состояния учебников.
3. Классные заседания - организация и проведение классных часов и заседаний; учебные мероприятия (конкурсы, олимпиады и др.).
4. Документация – организация проверки дневников, внешнего состояния тетрадей, принадлежностей, помощь в оформлении личных дел, журналов.
III палата Трудовой сектор:
1. Дежурство по классу- организация уборки кабинетов на переменах и после уроков; график дежурства; генеральные уборки закреплённого кабинета, уход за цветами.
2. Дежурство по школе- посты дежурства и обеспечение повязками; контроль за дежурными и общей дисциплиной в школе; ведение журнала дежурства, отметка о санитарном состоянии школы, устранение замечаний и происшествий.
3. Макулатура - график сбора на учебный год; организация сдачи, отметка количества по каждому уч-ся.
4. Субботники-ремонты - организация субботников, чистых четвергов; обеспечение инвентарём и его сохранность; мелкий текущий ремонт в кабинетах.
IV палата Культмассовый сектор:
1. Редколлегия - оформление кабинета в учебное время и на внеклассных мероприятиях; стенгазеты, выставки.
2. Фотокорреспонденция - пресс-информация о работе класса и школы в течение учебного года (сообщения, заметки); фото-сессии в учебное время, на праздниках, экскурсиях, в походах; ведение фотоальбома.
3. Праздники - организация и проведение внеклассных мероприятий, праздников; разработка сценариев, поздравление именинников, ветерана.
4. Досуг - организация спортивных мероприятий, экскурсий, походов на природу, в театр, на выставки и др.
Визитка палаты_______________________________(сектор)
№ |
Ф.И.О. |
Дата рожд. |
Личный телефон |
Поручение в секторе |
Дополнение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма______________________________________________________________________
Название____________________________________________________________________
Дата________________________________________________________________________
Примечание_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________