Тема: Понятия половина, треть, четверть. Действия с величинами. Составление простых и составных задач.
Цель: ввести понятия половина, треть, четверть; научить выполнять различные арифметические действия с названными числами; упражняться в составлении простых и составных задач изученных типов; развивать внимание, память, мышление; воспитывать положительное отношение к учебе.
Оборудование: яблоко, презентация, геометрические фигуры , вырезанные из цветной бумаги.
Тип урока: изучение новой темы
Класс: 2
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Проверка домашнего задания.
1.Периметр квадрата -20 см. Какова длина стороны этого квадрата? |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Отрезок длиной 32 см разделили на 4 равных части. Какова длина каждой части? |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отрезок длиной 16 дм разделили на равные части, по 4 дм каждая. Сколько получили частей? |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счет.
— Какое число следует написать вместо вопросительного знака юм из случаев?
ІV Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности .
-Дети вы знаете что означают понятия половина, треть, четверть?
- Сегодня мы с вами это более подробнее рассмотрим.
V. Восприятие и осознание нового материала
1. Слово учителя с элементами беседы.
Издавна людям часто приходилось делить целое на части. Самая известная из подобных частей — это, конечно, половина. Слова с префиксом пол- можно услышать почти каждый день: полчаса (т.е. половина часа), полкилограмма, полстакана и т. д.
— Назовите еще несколько слов с префиксом пол-.
Учитель сопровождает беседу слайдами презентации. (Пол-литра, пол-огурца, пол-лимон, полгода, полдня)
2. Работа с подручными материалами.
- Берём лист бумаги. Какой он сейчас дети? (целый. полный)
- А если мы сложим, то что получиться? (Пол-листа)
- Взяли книгу, развернули её. Какая она сейчас? (Раскрытая, полная)
- А если мы возьмём лишь одну её сторону половинку. То что мы можем сказать? (что это пол-книги)
3. Выполнение задания на слайде .
Дети сначала называют изображенную фигуру (отрезок, треугольник прямоугольник, квадрат). Выясняют, какой фигурой является половина каждой из изображенных фигур (отрезком, треугольником, квадратом, прямоугольником), а затем называют закрашенную часть при помощи букв (отрезок АС, треугольник RNL, квадрат AEFD? прямоугольник PRNM).
4. Продолжение слова учителя.
Учитель отмечает, что, кроме половины, есть и другие, части пользуемые части целого, например: треть и четверть (треть года четверть литра и т. п.).
— Когда образуются эти части? Когда один предмет, яблоко, апельсин, арбуз и др. делят на 3 или 4 равных части.
Треть — это одна из трех равных частей целого. Четверть — одна из четырех равных частей целого.
5. Работа с подручными материалами.
Беру яблоко.. Разрезаю на 2 части. Показываю по 1-й части. Дети что мы видим ( Пол-яблока). Складываю части. А что сейчас? (Целое яблоко)
Разрезаю на 3 части яблоко. Дети 3 части –это сколько значит? –треть яблока.
Разрезаю на 4 части. Складываю только 3 части, а 4 одну оставляю. Дети, вот я сложила 3 части, а одну оставила, о чём это говорит? Что я взяла 4 часть от всего яблока. Значит как мы с вами скажем дети ? (четверть яблока).
А теперь, разберём ещё раз эту картинку. Почему половина яблока? Треть? Четверть?
А теперь обратите внимание на это изображение. Что мы с вами видим. Пол-яблока , полхлеба, и так же время., где мы тоже можем использовать понятия четверть, треть, полчаса и окончательно целый час .
6.Физкультминутка
VI. Первичное закрепление материала. Открываем тетради. Число. классная работа. Работа в тетрадях
1.Выполнение заданий 638, 640 (с. 98, ник).
2.Выполнение задания 641 (с. 98, учебник).
3.Самостоятельное вычисление значений выражений, предложенных учителем (записи на доске).
2 дм : 4 1 дм 5 см : 3
3 м + 2 дм 2 дм + 7 см
1 дм 4 см + 4 см 3 дм 9 см - 3 см
После завершения вычислений учащиеся комментируют полученные ответы.
4. Выполнение задания 643(с.99)
VІІ. Итог урока.
- Что нового вы узнали ?
- Всё ли было понятно? (рассмотрите задание. правильно ли сделали эти дети?)
- Оцените свою работу на уроке ?
VІІІ. Домашнее задание № 645, 646