22 квітня о 18:00Вебінар: Інтегроване навчання – вимога сучасності

Повторительно-обобщающий урок Урок по теме «Электрическое поле вокруг нас»

Про матеріал

Урок повторения и обобщения знаний по разделу “Электрическое поле"проводится в игровой форме (урок- викторина).

Урок посвящен повторению основного программного материала, развивает познавательную активность, обучает использованию и применению законов физики .Обобщение и закрепление материала проводится в занимательной и интересной форме и достаточно легко воспринимается учащимися. Материал глубоко осмысливается и легко запоминается.На уроке сочетается групповая деятельность учащихся с самостоятельной.Учащиеся проявляют свои творческие способности, учатся мыслить, слаженно работать в группе.Урок дает возможность продолжить воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире.Физике нужно учиться весело, играя. Как сказал П.Капица, «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая»Проведение повторительно-обобщающего урока в форме соревнования активизирует учащихся, сплачивает их, делает ответственным за результат общего дела. Такие уроки всегда проходят интересно и нравятся учащимся.

Перегляд файлу

Повторительно-обобщающий урок

Урок по теме «Электрическое поле вокруг нас»

 

 

Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.

Тип урока: урок-викторина

Задачи: 

образовательные: повторить, обобщить знания по изученному   материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;

развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.

воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.

Оборудование: эбонитовая палочка, штатив, карандаш, две полиэтиленовые пленки , кусок шерстяной ткани; задания

 

План урока.


I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.

II. Конкурсы: 

  • Приветствие;
  • Конкурс учёных;
  • “Объясни опыт”;
  • «Это интересно»
  • “Гонка за лидером”;
  • Пантомима;

III. Подведение итогов урока.
 

Ход урока.

I. Организационный момент.
Приветствие, объявление плана работы.

Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе урока-викторины ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце урока каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз в виде хорошей оценки.

Класс заранее делится на 2( 3 ) команды, примерно равные по силам, в каждой назначается капитан .Команды должны выбрать себе название и девиз , соответствующий теме повторения.

Конкурсы.

  1. Приветствие. Каждая команда представляет свое название и девиз.
  2. Конкурс учёных. 

    Методическое замечание: 

    Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией. Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.

    Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:
    - Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

    Задания:
    - Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)
    - Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)
    - В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)
    - английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, предсказал (1921) существование нейтрона.( Э.Резерфорд)
    - Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)

 

  1.  Конкурс “Объясни опыт”. 

С каждой команды выходят по 2 желающих на выполнение экспериментального задания, путем жеребьевки получают его и выполняют. На подготовку им отводится 3-5 минут. (см. Приложение. )

  1. Конкурс «Это интересно»

В то время, пока команды готовятся к выполнению экспериментального задания, учащиеся рассказывают интересные факты об явлении электризации заранее подготовленные дома. (см. Приложение. )

После этого учащиеся показывают и объясняют выполненные задания конкурса “Объясни опыт”.

  1. Конкурс «Гонка за лидером»

Каждой команде необходимо ответить на 10 вопросов блиц- турнира

1 команда:

1.Стрение атома

2.Положительно заряженная частица – это

3.В атоме 11 электронов. сколько в нем протонов?

4.Атом потерял 2 электрона. Он стал…

5.Общий заряд частицы, в состав которой входит 1 электрон, 1 протон и 1 нейтрон?

6.Что такое электрическое поле?

7.Чему равен минимальный заряд частицы?

8.Как взаимодействуют два одноименно заряженных тела?

9.Что означает k в законе Кулона?

10.Зачем к автоцистерне, перевозящей бензин прикрепляют цепь, которая волочится по земле.

  1. команда:

1.Кто предложил планетарную модель строения атома?

2.Отрицательно заряженная частица- это…

3.В атоме фтора 9 протонов, сколько в атоме электронов?

4.Атом приобрел 3 электрона. Он стал…

5.Что имеет большую массу положительно или отрицательно заряженное тело?

6.Определите заряд частицы, в состав которой входит 1 электрон, 2 протона, 3 нейтрона.

7.Закон Кулона

8. Как взаимодействуют два разноименно заряженных тела?

9.Зачем, чтобы наэлектризовать тела, их натирают?

10.Приведите примеры использования электризации на производстве.

 

     6.Конкурс «Пантомима»

Вызываются по 2 желающих от команды, им предлагается показать пантомимой предложенное явление явление (электризация, молния)так , чтобы учащиеся другой команды угадали его.

II. Подведение итогов.


Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.

 

Если остается дополнительное время, то можно предложить еще один конкурс – «Кроссворд»

(см. Приложение. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

К конкурсу “Объясни опыт”. 

Задание 1-й команде:

1.Используя подручные материалы, собери экспериментальную установку.

2.Проделайте опыты, используя указания к работе.

3.Ответьте на вопросы.

Указания у работе:

  1. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее куском шелка. Поднесите их друг к другу.
  2. Потрите 2 пленки друг об друга и поднесите их друг к другу.
  3. Объясните явление.

 

              Задание 2-й команде:

1.Используя подручные материалы, собери экспериментальную установку.

2.Проделайте опыты, используя указания к работ

3.Ответьте на вопросы.

Указания у работе:

  1. Натрите эбонитовую палочку об шерсть
  2. Поднесите к карандашу, подвешенному на штатив
  3. Объясните явление.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1 . Впервые электризация жидкости при дроблении была замечена у водопадов Швейцарии в 1 786 г. С 1913г. явление получило название баллоэлектрического эффекта. Эффект электризации наблюдается не только у водопадов на открытой местности, но и в пещерах. Заряд воздуху у водопадов сообщают микроскопические капельки воды и молекулярные комплексы, которые при дроблении отрываются от водной поверхности и уносятся в окружающую среду. Наиболее значительный эффект электризации воздуха наблюдается у самых больших водопадов мира - Игуассу на границе Бразилии и Аргентины (высота падения воды - 190 м, ширина потока - 1 500 м) и Виктория на реке Замбези в Африке (высота падения воды - 133 м, ширина потока -1600 м). У водопада Виктория за счет дробления воды возникает электрическое поле напряженностью 25 кВ/м. При дроблении пресной воды в воздух переходит отрицательный заряд. Поэтому в воздухе у водопадов количество отрицательных ионов превышает количество положительных. У небольшого водопада Учан-Су в Крыму отношение отрицательных ионов к количеству положительных равно 6,2.

2. У берегов морей воздух приобретает положительный заряд, вследствие разбрызгивания соленой воды. На поверхности морей и океанов разбрызгивание воды начинается при скорости ветра более 10м/с, когда на волнах появляются гребешки пены. Отношение положительных зарядов к отрицательным зарядам в воздухе над Черным и Азовским морями достигает при бурном море 2,04, при зыби- 1,48.

3. Покоритель Джомолунгмы Н. Тенсинг в 1953 г. в районе южного седла этой горной вершины на высоте 7,9 км над уровнем моря при -30 °С и сухом ветре до 25 м/с наблюдал сильную электризацию обледеневших брезентовых палаток, вставленных одна в другую. Пространство между палатками было наполнено многочисленными электрическими искрами.

4. Движение лавин в горах в безлунные ночи иногда сопровождается зеленовато-желтым свечением, благодаря чему лавины становятся видимыми. Обычно световые явления наблюдаются у лавин, движущихся по снежной поверхности, и не наблюдаются у лавин, проносящихся по скалам. На озерах Антарктики во время полярной ночи иногда возникает свечение при разламывании крупных масс озерного льда.

5. Молния выбирает самый короткий путь к земле, поэтому попадает в здания или в деревья. Высокие здания оборудуют металлическими полосами (прутьями), по которым электрический разряд уходит в землю. Это громоотвод. Грозовой разряд идет на землю и обратно по одному и тому же пути. Это происходит с такой скоростью, что наш глаз видит только одну вспышку. На своем пути молния раскаляет воздух, который, быстро расширяясь, создает звуковую волну. Это вызывает громовые раскаты. Мы слышим их после того, как увидим молнию, так как звук распространяется значительно медленнее, чем свет.

                Из книги "Занимательные материалы к урокам физики"

 

 

 

 

КРОССВОРД по теме «Электричество»

Кроссворд 1. В каждую клетку надо вставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вещество, не проводящее электричество.
  2. и 6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона.
  3. Сообщение телу электрического заряда.
  4.  и  5. Частицы, из которых состоит ядро атома.

7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов

8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.

9. Одно из веществ, испускающих α - частицы

По вертикали: 1. Ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 8 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика 8 клас (Бар’яхтар В. Г., Божинова Ф. Я., Довгий С. О., Кі-рюхіна О.О. (за ред. Бар’яхтар В. Г., Довгого С.О.))
До уроку
§ 20. Електричне поле
Додано
13 січня 2018
Переглядів
370
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку