Урок повторения и обобщения знаний по разделу “Электрическое поле"проводится в игровой форме (урок- викторина).
Урок посвящен повторению основного программного материала, развивает познавательную активность, обучает использованию и применению законов физики .Обобщение и закрепление материала проводится в занимательной и интересной форме и достаточно легко воспринимается учащимися. Материал глубоко осмысливается и легко запоминается.На уроке сочетается групповая деятельность учащихся с самостоятельной.Учащиеся проявляют свои творческие способности, учатся мыслить, слаженно работать в группе.Урок дает возможность продолжить воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире.Физике нужно учиться весело, играя. Как сказал П.Капица, «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая»Проведение повторительно-обобщающего урока в форме соревнования активизирует учащихся, сплачивает их, делает ответственным за результат общего дела. Такие уроки всегда проходят интересно и нравятся учащимся.
Повторительно-обобщающий урок
Урок по теме «Электрическое поле вокруг нас»
Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.
Тип урока: урок-викторина
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: эбонитовая палочка, штатив, карандаш, две полиэтиленовые пленки , кусок шерстяной ткани; задания
План урока.
I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.
II. Конкурсы:
III. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление плана работы.
Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе урока-викторины ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце урока каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз в виде хорошей оценки.
Класс заранее делится на 2( 3 ) команды, примерно равные по силам, в каждой назначается капитан .Команды должны выбрать себе название и девиз , соответствующий теме повторения.
Конкурсы.
С каждой команды выходят по 2 желающих на выполнение экспериментального задания, путем жеребьевки получают его и выполняют. На подготовку им отводится 3-5 минут. (см. Приложение. )
В то время, пока команды готовятся к выполнению экспериментального задания, учащиеся рассказывают интересные факты об явлении электризации заранее подготовленные дома. (см. Приложение. )
После этого учащиеся показывают и объясняют выполненные задания конкурса “Объясни опыт”.
Каждой команде необходимо ответить на 10 вопросов блиц- турнира
1 команда:
1.Стрение атома
2.Положительно заряженная частица – это
3.В атоме 11 электронов. сколько в нем протонов?
4.Атом потерял 2 электрона. Он стал…
5.Общий заряд частицы, в состав которой входит 1 электрон, 1 протон и 1 нейтрон?
6.Что такое электрическое поле?
7.Чему равен минимальный заряд частицы?
8.Как взаимодействуют два одноименно заряженных тела?
9.Что означает k в законе Кулона?
10.Зачем к автоцистерне, перевозящей бензин прикрепляют цепь, которая волочится по земле.
1.Кто предложил планетарную модель строения атома?
2.Отрицательно заряженная частица- это…
3.В атоме фтора 9 протонов, сколько в атоме электронов?
4.Атом приобрел 3 электрона. Он стал…
5.Что имеет большую массу положительно или отрицательно заряженное тело?
6.Определите заряд частицы, в состав которой входит 1 электрон, 2 протона, 3 нейтрона.
7.Закон Кулона
8. Как взаимодействуют два разноименно заряженных тела?
9.Зачем, чтобы наэлектризовать тела, их натирают?
10.Приведите примеры использования электризации на производстве.
6.Конкурс «Пантомима»
Вызываются по 2 желающих от команды, им предлагается показать пантомимой предложенное явление явление (электризация, молния)так , чтобы учащиеся другой команды угадали его.
II. Подведение итогов.
Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.
Если остается дополнительное время, то можно предложить еще один конкурс – «Кроссворд»
(см. Приложение. )
Приложение
К конкурсу “Объясни опыт”.
Задание 1-й команде:
1.Используя подручные материалы, собери экспериментальную установку.
2.Проделайте опыты, используя указания к работе.
3.Ответьте на вопросы.
Указания у работе:
Задание 2-й команде:
1.Используя подручные материалы, собери экспериментальную установку.
2.Проделайте опыты, используя указания к работ
3.Ответьте на вопросы.
Указания у работе:
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1 . Впервые электризация жидкости при дроблении была замечена у водопадов Швейцарии в 1 786 г. С 1913г. явление получило название баллоэлектрического эффекта. Эффект электризации наблюдается не только у водопадов на открытой местности, но и в пещерах. Заряд воздуху у водопадов сообщают микроскопические капельки воды и молекулярные комплексы, которые при дроблении отрываются от водной поверхности и уносятся в окружающую среду. Наиболее значительный эффект электризации воздуха наблюдается у самых больших водопадов мира - Игуассу на границе Бразилии и Аргентины (высота падения воды - 190 м, ширина потока - 1 500 м) и Виктория на реке Замбези в Африке (высота падения воды - 133 м, ширина потока -1600 м). У водопада Виктория за счет дробления воды возникает электрическое поле напряженностью 25 кВ/м. При дроблении пресной воды в воздух переходит отрицательный заряд. Поэтому в воздухе у водопадов количество отрицательных ионов превышает количество положительных. У небольшого водопада Учан-Су в Крыму отношение отрицательных ионов к количеству положительных равно 6,2.
2. У берегов морей воздух приобретает положительный заряд, вследствие разбрызгивания соленой воды. На поверхности морей и океанов разбрызгивание воды начинается при скорости ветра более 10м/с, когда на волнах появляются гребешки пены. Отношение положительных зарядов к отрицательным зарядам в воздухе над Черным и Азовским морями достигает при бурном море 2,04, при зыби- 1,48.
3. Покоритель Джомолунгмы Н. Тенсинг в 1953 г. в районе южного седла этой горной вершины на высоте 7,9 км над уровнем моря при -30 °С и сухом ветре до 25 м/с наблюдал сильную электризацию обледеневших брезентовых палаток, вставленных одна в другую. Пространство между палатками было наполнено многочисленными электрическими искрами.
4. Движение лавин в горах в безлунные ночи иногда сопровождается зеленовато-желтым свечением, благодаря чему лавины становятся видимыми. Обычно световые явления наблюдаются у лавин, движущихся по снежной поверхности, и не наблюдаются у лавин, проносящихся по скалам. На озерах Антарктики во время полярной ночи иногда возникает свечение при разламывании крупных масс озерного льда.
5. Молния выбирает самый короткий путь к земле, поэтому попадает в здания или в деревья. Высокие здания оборудуют металлическими полосами (прутьями), по которым электрический разряд уходит в землю. Это громоотвод. Грозовой разряд идет на землю и обратно по одному и тому же пути. Это происходит с такой скоростью, что наш глаз видит только одну вспышку. На своем пути молния раскаляет воздух, который, быстро расширяясь, создает звуковую волну. Это вызывает громовые раскаты. Мы слышим их после того, как увидим молнию, так как звук распространяется значительно медленнее, чем свет.
Из книги "Занимательные материалы к урокам физики"
КРОССВОРД по теме «Электричество»
Кроссворд 1. В каждую клетку надо вставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов
8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
9. Одно из веществ, испускающих α - частицы
По вертикали: 1. Ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома