В настоящее время, когда всё больше внимания уделяется удовлетворению нужд потребителей, и при всем этом, требования с каждым разом становятся строже, в промышленности все больше стали задумываться о тщательном контроле качества. Необходимость контроля качества на каждом этапе производства, сейчас является общепринятым положением, из которого следует, что качество продукции и услуг является обязанностью всех работающих на предприятии.
Во-первых, качество продукции оказалось в фокусе напряженной международной конкуренции, а управление качеством стало важнейшей задачей, которую приходится решать компаниям. Во-вторых, качество продукции стало своего рода щитом, защищающим безопасность и здоровье рода человеческого, а также стабильность окружающей среды.
ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО ? Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям, где требование – это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ISO 9000:2000) Качество — это то, что полностью соответствует запросам покупателя, будь то промышленный покупатель, представитель власти, бизнесмен или домохозяйка. Не существует понятия абсолютного качества. Так как качество является субъективным понятием для различных людей.
На протяжении веков искусные мастера совершенствовали навыки, необходимые для производства продуктов питания, одежды и снаряжения для воинов, а также при строительстве жилья для растущего населения. Древние китайцы, греки, римляне и другие цивилизованные народы строили дороги, мосты, храмы, корабли. Они создавали шедевры, многие из которых сохранились до наших дней.
Промышленная революция открыла шлюзы, через которые в мир устремился поток технической мощи. Человечество осваивало промышленное производство и новые технологии. Привычными стали железные дороги, пароходы, электростанции, автомобили, воздушные суда, бытовая техника и разные диковинные предметы, которым не видно было конца. Все эти разработки требовали определенного контроля качества. Процедуры контроля и измерений представляются нам сегодня совершенно естественными, но где-то в туманной ретроспективе прошлого эти инструменты для измерений и понятие контроля отсутствовали, следовательно, когда-то они были изобретены. Это относится к таким очевидным для нас понятиям, как гарантия качества, стандартизация, взаимозаменяемость, как законы, охраняющие права потребителя, и многим другим. Мы знаем, что эти понятия были изобретены в давние времена, но не можем сказать ничего определенного об их авторах. Когда же речь идет об изобретениях, сделанных в 20-м столетии, хорошо известны имена изобретателей
Эволюция менеджмента качества Развитие менеджмента качества принято связывать с появлением системы Ф. У. Тейлора, который: создал концепцию научного менеджмента; отметил необходимость учета возможности оперативного изменения (вариабельности) производственного процесса; оценил важность контроля изменчивости производственного процесса. Система Ф.Тейлора включала: понятия верхнего и нижнего качества, поля допусков; предусматривала использование для контроля такие средства измерения как калибры и шаблоны; обосновывала необходимость: введения независимых должностей инспектора по качеству; применения системы штрафов для бракоделов; разработки различных форм и методов воздействия на качество продукции.
Система Тейлора явилась основой для развития общего менеджмента и менеджмента качества, которые в своей эволюции прошли четыре этапа Если первым этапом считать возникновение, развитие и распространение системы Тейлора (1900–1920 гг.), то для последующих этапов (второго и третьего) характерно появление определенных различий в развитии общего менеджмента и менеджмента качества. На этих этапах проблемы качества воспринимались и разрабатывались специалистами как инженерно-технические проблемы контроля и управления изменчивостью свойствами продукции и производственными процессами, а проблемы менеджмента – как проблемы организационного и социально- психологического характера.
Второй этап эволюции общего менеджмента и менеджмента качества относится к временному периоду с 1920 по 1950 г., когда в классическом менеджменте доминировала доктрина "человеческих отношений", а в решении проблем качества: получили развитие статистические методы контроля качества (SQC – Statistical Quality Control: У. Шухарт, Г. Ф. Додис, Г. Г. Роминг и др.); в производствах введены карты контроля и обоснованы выборочные методы контроля качества продукции и технологических процессов; разработана теория надежности и появились первые работы в области планирования эксперимента, давшие начало теории математического планирования экспериментов. Э́двард Де́минг — американский ученый, статистик и консультант по менеджменту. Аавтор теории управления качеством, в которой статистические методы - лишь инструмент, а главное - философия нравственности, основанная на уважении к работнику как к личности, вовлеченность в процесс решения текущих проблем всех сотрудников компании, создание психологической атмосферы, искореняющей страх и создающей почву для раскрытия творческого потенциала человека. Уолтер Эндрю Шухарт — всемирно известный американский учёный и консультант по теории управления качеством
Третий этап эволюции общего менеджмента и менеджмента качества относится к периоду с 1950 по 1980гг. В этот период в общем менеджменте стали использоваться системные подходы к проблемам управления, ситуационный и поведенческий анализ, а в организационной структуре предприятий стали применяться матричные схемы. Для менеджмента качества этот период характеризуется развитием широкомасштабных внутрифирменных систем контроля качества, таких например как: TQC (Total Quality Control) – всеобщий контроль качества СWQC (Company Wide Quality Control) – контроль качества в масштабе всей Компании; QC (Quality Circles) – кружки качества А. Фейгенбаум - всемирно известный американский специалист, автор теории комплексного управления качеством, академик МАК и один из ее основателей, почетный член и бывший президент Американского общества по качеству (ASQ) Исикава Каору - профессор Токийского университета, крупнейший специалист в области управления качеством . Разработал концепцию кружков качества и диаграмму причинно-следственных связей Генити Тагути — известный японский статистик, лауреат самых престижных наград в области качества Развил идеи математической статистики, относящиеся, в частности, к статистическим методам планирования эксперимента и контроля качества.
Этот период развития менеджмента качества принято называть "инжинирингом качества", поскольку термин "менеджмент" еще не появился в лексиконе специалистов. Решение задач, связанных с обеспечением качества продукции на этом этапе развития представлений о качестве, потребовало разработки организационной структуры, которая включала бы все подразделения предприятия, каждого работника компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции, начиная от ее проектирования и заканчивая утилизацией. Из этих предпосылок логично формируется концепция всеобщего менеджмента качества TQM (Total Quality Management) и универсального менеджмента качества UQM (Universal Quality Management), которые ознаменовали начало четвертого этапа эволюции (с 1980 г. по настоящее время).
Четвертый этап эволюции менеджмента качества и общего менеджмента характеризуется тем, что представления о менеджменте качества включали все новые и новые элементы производственной системы, накапливали их и интегрировали; вместе с этим в общем менеджменте появились тенденции дифференциации этой дисциплины на отдельные направления: финансы, персонал, инновации, маркетинг, инвестиции и т.д.; а в теоретическом плане общий менеджмент формируется как программно-целевое управление МВО (Management by Objectives) – менеджмент целей (целевой менеджмент).
Основная идея концепции МВО (целевого менеджмента) заключается в структуризации и развертывании целей (создание дерева целей), а затем в проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. Стратегия МВО достаточно известна и совпадает со стратегией достижения главной цели менеджмента качества – обеспечения качества. Таким образом, стратегические подходы к достижению целей как в общем менеджменте, так и в менеджменте качества на четвертом этапе их развития идентичны. В менеджменте качества сформировался значительный арсенал теоретических и эмпирических средств и методов.
Во-первых, это 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 и семейства 14000 (экологический менеджмент). Во-вторых, международная практика сертификации систем качества, которая включает сотни аккредитованных органов по сертификации. В-третьих, международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором зарегистрированы более 10000 специалистов, работающих во многих странах мира. В-четвертых, сложилась международная система аудита менеджмента качества с развитой структурой на региональных и национальных уровнях. В-пятых, на мировом международном рынке активно работают более 70000 различных фирм, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы обеспечения качества. Совокупность этих средств, методов и систем получила название MBQ (Management by Quality) – менеджмент качества. Таким образом, можно отметить, что менеджмент качества – менеджмент четвертого поколения – становится ведущим менеджментом успешно работающих на международных рынках предприятий и фирм.