Брючный гардероб современной женщины необычайно разнообразен. Каждая женщина может позволить брюки и джинсы, шорты и бермуды, лосины и капри. И все же далеко не сразу женщины завоевали право носить брюки. Традиционно женской одеждой была юбка. Практичные и удобные брюки были неотъемлемой частью мужского гардероба.
Женские брюки существовали еще в 7 веке. Кочевые евразийские всадницы : скифы, персы, были первыми, кто носил брюки, позже они были введены в современную Европу венграми и турками. Изначально первые модницы в просвещенной Европе подвергались не осуждению, а гораздо более строгому наказанию. Думаете, женщин, рискнувших облачиться в кюлоты или порты в темные времена средневековья , подвергали общественному презрению? Вовсе нет! Их просто сжигали на костре, как ведьм, предварительно подвергнув мучительным пыткам.
Гораздо позже в 19, 20-м веках брюки отнють не были верхом изящества и стиля. Нет, их носили девушки, работающие на опасных угольных шахтах. Поверх брюк они надевали юбки, скатанные к талии, чтобы не мешали работе и не нарушали приличий. Женщины, работающие на ранчо, носили брюки для верховой езды , которые также были прикрыты юбкой с боковыми разрезами. Но все когда-нибудь заканчивается... Постепенно, шаг за шагом, началась трансформация женской одежды. Практичность и функциональность вступили в бой с нормами морали.
Поскольку ношение брюк женщинами было под запретом, совершенно естественно, что на них обратили внимание феминистки. Одной из первых была Элизабет Смит Миллер. Она в 1851 включила в свой гардероб брючный костюм и гордо продемонстрировала его своей кузине Элизабет Кэди Стэнтон и ее подруге Амелии Блумер. Элизабет Смит Миллер была суфражисткой (суфражисты — учасницы движения за прав голоса для женщин). Амелии Дженкс Блумер выпускала газету «The Lily», в которой она году пропагандировала концепцию реформы в женской одежде.
Амелия была сторонником меньшего ограничения женщин, в отличии от традиционного стиля того времени: корсетов и шлейфов. Элизабет Кеди Стантон, возможно, лучше всех подвела итог важности появления брюк в женском гардеробе, сказав: «Вопрос уже заключается не в том, как Вы выглядите, а в том, как Вы себя чувствуете?» Это были длинные брюки мешковатой формы, которые сужались на лодыжке. Эти ранние штаны были призваны предоставить женщинам большую свободу передвижения, в то же время сохраняя порядочность. Но они получили слишком жесткую критику в СМИ.
Пресса разделилась на два больших лагеря: одни издания бурно приветствовали новую моду (появился даже специальный термин - "стиль блумер"), другие же восприняли статью, как узурпацию прав мужчин. Сторонники феминизма считали, что это морально, удобно и полезно для здоровья. Противники выдвигали в качестве решающего аргумента непатриотичность костюма. Дескать, навеян чуждой культурой (ближний и средний восток). Дамы, надевшие "блумер" в публичных местах уже не сжигались на кострах, но подвергались осмеянию. В газетах того времени можно встретить многочисленные карикатуры на феминисток в мужских костюмах.
К середине 50-х годов XIX века стиль "блумер" широко распространился по Западной Европе. Молодые феминистки в Британии и Германии стали носить брючные костюмы. В конечном счете "блумер" стал ассоциироваться с движением за женские права. Однако многие феминистки через несколько лет перестали носить "блумер", посчитав, что ридикюль - более продуктивное средство борьбы. Даже сама родоначальница стиля Амелия Блумер, переехав в консервативную Айову, вернулась к старому доброму платью с кринолином. В противном случае местное общество бы не приняло ее.
В середине XIX столетия впервые возник интерес к гимнастическим упражнениям . А в 1878 году в Америке выпустили первый велосипед.«Что же нам носить?" - такими заголовками пестрели газеты, размещая письма возмущенных женщин-велосипедисток. Мода раскачивалась 16 лет (!), но в 1894 году календари и модные журналы демонстрировали самые разнообразные варианты "костюма велосипедистки", Юбка еще присутствовала, но имелась специальная пряжка, с помощью которой юбку можно было "подобрать", садясь на велосипед, а потом, закончив прогулку, легким движением руки вновь обрести традиционный женский облик.
Летом 1897 года в одном из отелей Оксфорда дамы из высшего общества Великобритании давали банкет. Изысканные вина, омары, роскошная сервировка должны были удовлетворить самый изысканный вкус, но невозмутимые джентльмены застывали с открытым ртом и надолго лишались аппетита, едва бросив взгляд на женщин: случилось нечто вопиющее, слабый пол был в брюках. На следующий день ведущие европейские газеты давали в разделе светской хроники отчет о случившемся. Весть о неслыханной дерзости вскоре облетела весь мир.
Повод для такой революции сейчас нам кажется смешным- дамы боролись за удобную спортивную одежду. Да-да, спортивную! Одежду для модной в то время езды на велосипеде. Банкет был задуман как высшая точка, кульминация протеста против удушающих корсетов, высоких и тесных ботинок, которые превращала даже самое короткую прогулку на велосипеде по парку в истинную пытку. В своих «веригах» дамы были почти неподвижны, а болтающиеся полы или заплетались в спицы, или неприлично задирались ветром.
Когда в XIX веке некая голландка села в брюках (кстати, достаточно широких) на велосипед, она вызвала такое волнение, что городской голова был вынужден вызвать пожарных, чтобы восстановить порядок. В ресторанах отказывались обслуживать женщин, одетых в спортивную одежду, покуда вопрос об этом не был поставлен в Парламенте. Дамы добились разрешения на ношение брюк. Однако за всю историю таких разрешений было выдано всего 10 экземпляров. К началу XX века брюки легализовались, как одежда для спорта. Именно поэтому в 1909 году во Франции отменили указ императора Наполеона на "запрет ношения женщинами мужских брюк".
По мере того, как набирало силу женское спортивное движение, становились все более привычными и женские брюки. А затем произошел их полный отрыв от начального, спортивного назначения. В начале 20-го века Поль Пуаре внес многое в моду. Он пропагандирующим парижскую моду в столичных городах Европы и Америки в сопровождении двух манекенщиц в «плаще Конфуциа», длинной облегающей тунике и брюках (юбка-шаровары, созданные под влиянием дягилевских сезонов), что вызвали огромный протест и скандал.
Но уже в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, женщины были вынуждены заменить мужчин в конторах и на производстве, а поскольку в цехах запрещалось носить узкие корсеты и широкие юбки (из соображений безопасности ), в гардеробе женщин впервые появились комбинезоны и бриджи. Так брюки стали входить в моду и завоевывать всё более прочные позиции в женском гардеробе.
Девушки в 20-е годы, стали похожими на мальчишек, сев на мотоциклы и полетев на аэропланах, и всё активнее стали вторгаться в до сих пор чисто мужские сферы деятельности. Изменилась и мода на женскую фигуру – исчезли пышные формы, а бюст и бедра значительно уменьшились. В жизнь вошёл стиль «модерн» с его простотой форм и лаконичностью линий. Нехватка молодых мужчин после войны сказалась на количестве работающих женщин. Последовало постепенное перекочевание из мужского гардероба в женский смокингов, брюк «гольф» и даже пижам. Длинные платья, пышные юбки навсегда ушли в прошлое…
Но все равно вплоть до 60-х годов прошлого столетия брюки оставались предметом гардероба звезд кино. Только в 1964 году на Парижской неделе моды был показан брючный костюм, ставший в международным хитом. Его можно было носить везде, всегда, в любом возрасте. Его можно было сшить из любой ткани - твида и вельвета, саржи и джерси.
Женщины в брюках вышли на подиум, вышли на улицу, но до середины 70-х годов брюки были под запретом в офисах, да и во многих ресторанах отказывались обслуживать посетительниц, одетых "по последней моде". О тех, кто боролся за наше с вами право носить брюки, сохранились многочисленные легенды. Нен Кемпнер - "крепкий орешек" в индустрии моды. Когда в далекие 70-е ей указали на недопустимость брючного костюма в обеденном зале, она демонстративно сняла брюки и осталась в одном жакете.
Мужской брючный костюм подкупал женщин своей элегантной простотой. Но он костюм был еще и символом экономической независимости, а вот этого женщинам как раз и не хватало. Эмансипация женщины предоставила ей желанную экономическую свободу, а гениальный Ив Сен-Лоран воплотил эту свободу в создании женского брючного костюма.
«Женщина долго боролась за право носить брюки, но сравняли всех джинсы»,- слова известного модельера Кристиана Диора, который, кстати , никогда не был поклонником стиля унисекс и сказал это, скорее, с сожаленьем. В 70-х мода –это джинсовые расклешенные брюки, которые с великой радостью носят и женщины, и мужчины.« Жалею лишь об одном- что не я придумал джинсы». В этом признался Ив Сен Лоран, модельер, открывший женщинам простоту элегантности брюк .
Еще в конце 20-го века существовали негласные ограничения на ношение брюк, обусловленные дресс - кодом учреждений, но все же следует отметить, что эта война давно проиграна. Сегодня мы видим брюки в школе, ВУЗе, офисе, в Парламенте… Хорошо это?! Плохо?! Трудно сказать- так есть и будет. Мудрый человек говорит себе: « Не можешь победить- возглавь!» Носи брюки, шорты, легенсы, капри, кюлоты, бермуды, шаровары, галифе, зуавы… СТИЛЬНО, СООБРАЗНО СЛУЧАЮ и МЕСТУ!!!! Не повторяй чужие ошибки дурного вкуса, создавай свой стиль!
P. S. Первой женщиной, позволившей себе надеть брюки на заседание Парламента, стала конгрессмен из Нью-Йорка – Сьюзан Молинари. В 1990 году она произносила речь в палате Представителей, и ожидала, что выступление вызовет бурную реакцию в СМИ. Вместо этого, на второй день во всех газетах обсуждался только ее внешний вид, а в особенности – брюки. Прошло не так много и этот инцидент воспринимается всего лишь как очередной курьез, смешной случай в истории моды, которую создают те, кто не боится творить и бороться за свои убеждения!!!!