Баро́кко (итал. Barocco- «слишком…», «склонный к излишествам» Так изначально пренебрежительно называли большие жемчужины грушевидной формы, т. к эталоном считались круглые. )— характеристика европейской культуры XVII— начала XVIII веков. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. Достиг совершенства во Франции, во время правления Людовика XIV, второй половине XVII века.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма власти короля- Солнца, который сказал: «Государство- это я» и «После Нас хоть потоп». Короля, которому поданный, некий француз, писал : «Ваши наисвятейшие свиньи съели мой наипокорнейший картофель». Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду.
Когда король хвалил чей- то наряд или прическу- на следующий день это ставало последним писком моды (вспомним курьез с прической Фонтаж). Людовик любил кружева и жемчуг- они стали самыми яркими акцентами в костюме той эпохи. Король был низок ростом, поэтому в моде высокие каблуки. Когда король-солнце начал лысеть, и ему не помогли самые знаменитые врачи, он извлек на свет божий парик. С тех пор началось время париков.
Людовик XIV рос в строгости, экономии, граничащей с бедностью. Он находился во власти Мазарини, который вынуждал будущего короля носить одни и те же платья несколько лет, спать на дырявых простынях, ограничить свой стол простыми блюдами. Поэтому, когда Людовик XIV стал королем, его наряд стал не просто роскошным, а слишком роскошным- барочным. Костюму были характерны претенциозность, пышность, изобилие украшений, отделки.
Эстетический идеал красоты Идеал женской красоты — величественность, парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется высоким ростом, «лебединой» шеей, покатыми откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Волнистые красиво уложенные волосы дополняли представительный и декоративный женский облик.
Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел съемную вставку, законченную треугольным мысом, широкий воротник (вначале стойка, затем – отложной), отделанный кружевом. Длинные рукава отличались большой шириной вверху (баллонообразные) и заканчивались высокими манжетами, также отделанными кружевом.
Главная выразительная линия женского костюма этого периода — линия двойной юбки. К лифу котт пришивали обычно две юбки: нижнюю (фрипон) и верхнюю (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки.
Мода на пышные рукава, открытые плечи и глубокое декольте возникла благодаря Анне Австрийской, матери Людовика 14, известной нам по истории с подвесками. Королева обладала несколько чересчур пышной красотой. У нее были очень красивые полные плечи и не очень красивые полные руки. Чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, для королевы был придуман особый крой платья с пышными рукавами, богато декорированными в области плеча и декольте.
Со второй половины века воротники заменили накинутые на плечи косынки из легких прозрачных тканей: газа, шифона, отделанные кружевом по краям. Косынки стягивали на груди, скалывая брошками или завязывая бантами. Глубокий вырез декольте без воротников оформляли оборками различной ширины и формы из гипюра, кружева, гофрированного батиста.
Декоративное решение женского костюма находится под влиянием придворного этикета и стиля барокко. В начале века наблюдается стремление расположить всю отделку и украшения спереди (что характерно и для мужского костюма). Это было вызвано необходимостью в присутствии короля стоять к нему только лицом.
Ткани, цвет, орнамент В XVII в. производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Возрастает их разнообразие по составу, методам отделки, фактуре, орнаментации. Широко распространяются кружево, гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные и тканые рисунки. Они украшают воротники, манжеты, передники, наколки, даже чулки и обувь.
Орнаментация ткани - крупные декоративные цветы причудливых очертаний, орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (так называемый трельяж) — основные рисунки тканей того времени. В композицию узора включали также короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров настолько велики, что их раппорт достигал иногда полуметра.
Модо барокко – мода галантного века- так вошел в историю 17 век, время по словам А. Дюма, когда «женщин любили, как королев, а королев, как богинь». В эпоху барокко моду диктовала Франция, точнее знаменитые своими приключениями, модники того времени – короли, королевы, их фавориты. Мода барокко- пышная, слишком богата декором, но тем и прекрасна- своим нежеланием компромисса в наряде, когда даже военные выглядели гламурно.