Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. -Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали? - Да просто расставил правильно все знаки препинания. К. Паустовский «Золотая роза»
Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13) По Д.Гранину «Мой лейтенант» Спишите, расставив знаки препинания
Проверь себя Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого. Какие функции выполняют расставленные знаки препинания? Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали? Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют? Назовите цифры выделительных знаков препинания. Что они выделяют? Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так, ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха! По Д. Гранину «Мой лейтенант» Знаки завершения, выделения, разделения
Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». - Попробуйте расставить знаки препинания в записке. Как вы думаете, как их расставили тюремщики? Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.
Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
8 Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) 9 Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) 10 Кавычки Выделение цитат, «чужой речи»
Резюме по теме урока Задание: по ходу изучения материала заполните резюме по данному началу, опираясь на данную информацию 1. Письменная речь необходима для того, чтобы… Зафиксировать мысли, информацию и передать ее другим во времени и пространстве. 2. Назначение пунктуации - Способствовать расчленению письменной речи с целью облегчить ее понимание, помочь читающему постигнуть смысл написанного. 3.В основу пунктуационных правил положены три принципа русской пунктуации: Интонационный, грамматический (или синтаксический, структурный) и смысловой (или логический). 4. Первые теоретики пунктуации (М.Ломоносов, Н. Курганов и др) считали, что расстановка знаков препинания зависит… От интонации 5. Интонационный принцип выдвинул Л. Щерба 6. Грамматический принцип обосновал Я. Грот 7. Именно этот принцип способствует стабильности русской пунктуации. Грамматический 8. Знаки, поставленные на грамматическом основании, общеупотребительны, устойчивы и… Не могут быть факультативными, авторскими.
9. Смысловой принцип выдвинут был … Ф. Буслаевым. 10. Современная пунктуация строится На совокупности трех принципов 11. На письме мы должны одновременно решать две взаимосвязанные задачи:.. Находить место знака препинания и выбирать необходимый знак. 12. Определить место знака препинания помогает Грамматический принцип 13. Возможность выбора нужного знака дают.. Смысловой и интонационный принципы Вы справились блестяще!