Урок способствует достижению коммуникативной, языковой, речевой, деятельностной компетенций, развитивает связную диалогическую, монологическую речь, мышление, творческие способности, обеспечивает повторение единиц языка.
Костантиновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №1
Урок «Основные единицы языка» (11 класс)
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Константиновской общеобразовательной
школы I-III ступеней №1
г. Константиновка Донецкой обл.
Бербенец Наталья Ивановна
2017
Урок№1 11 класс
Тема: Основные единицы языка
Цель: Достижение коммуникативной, языковой, речевой, деятельностной компетенций;
развитие связной диалогической, монологической речи, мышления, творческих способностей, самостоятельности, орфографических, пунктуационных навыков, синтаксического и грамматического разборов;
обеспечение повторения единиц языка;
воспитание любви к природе.
Задачи: Отработка знаний, умений, навыков выполнения мыслительных операций.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Вид урока: практикум
Оборудование: учебник для X-XI класса, иллюстрации, карточки, сб. диктантов
Ход урока
I.Орг. момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Активизация опорных знаний
1.Инд. задание (по карточкам)
Карточка №1
Сделать синтаксический разбор предложения
Многие русские слова излучают поэзию подобно тому как драгоце…ые камни и…лучают таинстве…ый блеск.
Вставить пропущенные буквы
Расставить знаки препинания
Сделать фонетический разбор слова «поэзия»
Подобрать синонимы к слову « таинственный»
Карточка№2
1.Сделать синтаксический разбор предложения
Если бы природа могла чу…ствовать благ…дарность к человеку за то что он пр…ник в ее жизнь и в…спел ее
Расставить знаки препинания
Разобрать по составу слово « благ…дарность»
Вставить пропущенные буквы
Выписать возможные словосочетания, разобрать
2.Проверка д/з
3.Фронтальный опрос (по методу «Микрофон»)
4.Коррекция знаний (с целью повторения, ликвидации пробела в знаниях)
5.Словарная работа
Соб…ру, забл…стеть, отбл…стать,з…ря, з…рница,з…ревой, оз…ренный, оз…рение,пр…ложение,изл…гать, зар…сли, выр…щенный, пр…л…гать, к…саться, пр…к…сновение, ра…т…лать, ст…лется.
Задания:
Составить словосочетания,
ввести словосочетания в предложение
сделать фонетический разбор слова «оз…рение»
сделать словообразовательный разбор слова «оз…ренный».
Работа с текстом
Сколько пр…восходных существует слов в русском языке для небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за г…ризонт. В народе говорят что туча не прошла а свалилась.
Молнии то бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах как вырва…ые с корнем ветвистые золотые деревья.
Радуги св…ркают над далекой сырой далью. Гром перекатывается гр…хоч…т ворчит р…коч…т
встряхивает землю…
З…рницы чаще всего бывают в июле когда созревают хлеба. Рядом с з…рницей стоит слово з…ря одно из пр…краснейших слов русского языка. З…ря бывает не только утре…яя но и вечерняя. Вечерняя з…ря начинается когда солнце уже зайдет за край земли. Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ноч…
Но вот быстро светает. В этот з…ревой утре…ий час воздух чист как родниковая вода. Трава омыта росой. Бревенчатые стены заг…раются как слоистый янтарь. Восходит солнце.
Задания:
-Чтение вслух;
-озаглавить текст;
-определить стиль, тип речи, тему, основную мысль;
-расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы;
-выписать ключевые слова, отражающие тему текста;
-выполнить синтаксический разбор предложений: простого и сложного;
-определить способ связи в тексте;
-проанализировать орфографию и пунктуацию текста;
-сконденсировать содержание текста;
Тренинг воссоздающего воображения (игра «Озарение»)
1.Подберите к слову «заря» эпитеты, которые передавали бы чувства вкуса, слуха, осязания, обоняния, зрения.
Заря- ароматная
- ярко-голубая
- звонкая
- сладкая
- мягкая
2. На основании эпитетов образовать метафоры.
-звон зари
-аромат зари
-мягкость зари
3. Вести метафоры в предложение
Послышался звон зари, и на небе появились ярко- голубые блики рассвета.
4. Составить диалог утренней и вечерней зари
-Доброй ночи, утренняя заря!
-Доброе утро, вечерняя заря!
-На протяжении многих столетий мне приходится сменять день. Я самый красивый период суток. Когда я вхожу в свои владения, на небе светит месяц и горят звезды, все любуются красотой, созданной мной,- сказала вечерняя заря.
-Я не считаю, что темнота и мрак является чем-то красивым. А звезды и луна- это ничто в сравнении с самой огромной, самой яркой звездой во всей Вселенной-солнцем. Им люди могут восхищаться только лишь в период моего правления,- ответила утренняя заря.
-Когда появляюсь,- не унималась вечерняя заря,- все могут любоваться мной, но когда меня сменяешь ты, это видят не многие. Люди не могут замирать в ожидании утренней зари: они в это время спят.
-Да, не все встречают зарю,- парирует утренняя заря,- многие в это время спят. Но те, кто стремится добиться многого в жизни и все успеть, встают с моим приходом. Они вознаграждаются великолепным зрелищем, когда темное небо озаряют первые лучи солнца, в воздухе ощущается незабываемая свежесть. Цветы умываются росой и начинают раскрываться, приветствуя солнышко, дополняя прекрасную картину утренней зорьки - пробуждения всего живого.
-Не могу поверить! Ты, моя соперница, впервые удивила и переубедила меня. Раньше я никогда не придавала особого значения твоей поре. Сейчас я осознаю, что без тебя день не будет полным, но и мое время никто не может заменить,- успокоилась вечерняя заря.
-Мы с тобой не соперницы, а сестры, и должны жить в мире и согласии, поочередно сменяя друг друга, и нести людям радость и покой.
-А я, в свою очередь, предложу им тишину, романтику и красоту звездного неба!!!
-Ну тогда за работу! До новой встречи!
Творческая работа
Опишите зарю так, чтобы мы ее увидели
Каждое утро мы можем увидеть прекрасное событие, которое очаровывает нас с первого взгляда. Еле темное перед восходом солнца небо. И вдруг постепенно этот тихий, спокойный цвет начинает медленно переходить в приятный розоватый цвет. Когда я вижу зарю, мне хочется остановить мгновение, чтобы полюбоваться торжеством природы.
-Что день грядущий мне готовит?- иногда я спрашиваю свою желанную гостью.
И она мне отвечает то ли последним мерцанием звезды, то ли первым лучиком солнца.
Работа с одаренными детьми
Опишите зарю так, чтобы мы ее услышали
И вот заря… Чуть шелестит ветерок в траве, просыпаются с пением птицы, журчит вода в ручейке, разворачиваются листья на деревьях. На миг создается впечатление, что звучит спокойная, прозрачная мелодия. Проходит миг. И когда солнце все быстрее и быстрее поднимается по небу, мы слышим целый оркестр, сотканный из звуков матушки-природы. Все перекликается: тополя говорят с березами, нежно касаясь веток друг друга, звенит птичий гомон, набирает скорость ветер. Это она, заря, как мелодия флейты, говорит всем, что пришел новый день, и стоит только прислушаться, чтобы насладиться всем богатством звуков.
Написать стихотворение , пользуясь метафорой « аромат зари»
Аромат зари вдыхаю,
Травы трогаю рукой,
Лучше края я не знаю,
Только здесь покой такой.
Святы горы над рекою,
Синева небес звенит.
Мой Донбасс, горжусь тобою,
Пусть твоя заря горит!
VI. Рефлексия
V.Домашнее задание
Репродуктивное: Вып. Упр.1,2 стр.4
Репродуктивно-
Конструкторское: Подготовить сравнительный анализ текстов №3,4 стр. 5
Конструктивно-
творческое: Написать творческую работу «Крыло зари смахнуло темноту…»
Творческое: Сочинить стихотворение о вечерней заре